Последние новости

ТУРКМАНЧАЙСКОМУ ДОГОВОРУ 185 ЛЕТ

"Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. "Откуда вы?" - спросил я их. "Из Тегерана" - "Что вы везете?" - "Грибоеда". - Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис. ...Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни."

А.С. Пушкин. Путешествие в Арзрум.

Последний раз Россия и Персия воевали в теперь уже далеком позапрошлом веке - в 1828 г. Война эта завершилась заключением Туркманчайского договора 10 (22) февраля, как было сказано, "миром на вечные времена". К чести и той и другой стороны следует отметить, что этот договор выполняется с тех пор неукоснительно. И Россия, и Персия (теперь уже Иран) - цивилизации оседлые; они знают цену и войне, и миру.

По Туркманчайскому договору к России отходили персидские владения по левому берегу Аракса - Ереванское и Нахиджеванское ханства и Ордубадский уезд. Над Арменией забрезжила заря возрождения, заря жизни.

Многочисленные турецко-персидские войны ХVI-XVIII вв. обескровили и обезлюдили нашу страну, все это время бывшую театром военных действий двух государств, каждое из которых по-своему понимало правила ведения войны. Снова, как и в который раз, столкнулись цивилизация оседлая, созидающая и цивилизация кочевническая, потребительская. Да, отношение к нам, армянам, у турок и персов разительно различалось, но нам от этого было не легче. Обе стороны старались обезлюдить страну, чтобы лишить армии противника фуража, зимних квартир, продовольствия. И если турки попросту вырезали армянское население, то персы переселяли его в глубь собственно Персии. То, что на новом месте государство старалось создать переселенцам более или менее сносные условия жизни, мало радовало людей. Ситуация мастерски описана О.Туманяном в поэме "Шах и разносчик" (пер. С.Шервинского, на мой взгляд, излишне политизированный): "Что вам дурного сделал шах? Отвел он турка меч лихой, Вас вывел из Джульфы сухой, В богатый край переселил, заботой всякой окружил..." "Замкнули мы дома, дворы, Ключи забросили в Араз. Вот обернулись с полгоры На край родной в последний час, Молились: "Богоматерь-свет, Ты наши кровы соблюди и, где б наш ни терялся след, Назад из плена приведи".

Волею Божией и Пресветлой Богоматери сделать это выпало Александру Грибоедову. Будучи посланником Российского императора при дворе персидского шаха, он организовал уже не переселение - возвращение 40 тысяч человек в Армению, на земли, которые отныне стали называться не Персидской, а Русской Арменией.

Благое дело не может оставаться безнаказанным. А.С.Пушкин, близко знавший А.С.Грибоедова, писал, что "перед отъездом в Персию он был печален и имел странные предчувствия. Я было хотел его успокоить; он мне сказал: "Вы еще не знаете этих людей: вы увидите, что дело дойдет до ножей".

Александра Грибоедова растерзала разъяренная толпа, подстрекаемая невежественными муллами. "Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке, некогда простреленной пистолетною пулею".

А репатрианты возвращались в родные края, к могилам предков и их святыням. За эти годы села их превратились в становища кочевников, храмы их - в козьи и овечьи кошары. За эти годы многое позабылось, ведь возвращались те, кто никогда не видел земли дедов; ее знали по рассказам, уже ставшим преданиями. Покойный А.Хачатрян, потомок одного из этих репатриантов, написавший книгу о своем родном Елпине, на мой вопрос "а откуда вы знали, что именно это - то село, из которого вас угнали 100 лет назад?" резонно ответил, что точно, наверное, не знал никто: "Деды рассказывали, что была церковь рядом с родником, были орешины на бровке ущелья. Описания были приблизительными - никого из ушедших, кто помнил, уже не было в живых. А в Армении везде ущелья, орешины на бровке, церковь рядом с родником, хачкары подле церкви. Так и наши: возвращались, место понравилось, да и по описанию вроде подходило, там и осели. Край опять наполнился армянской речью".

Современные "историки" кавказско-турецкого племени в своих потугах представить нас пришлыми, как и грузины, особенно напирают на то, что в 1828-1830 гг. большинство населения нынешней Армении было турками. Да, это действительно так, но "историки" скромно умалчивают о том, почему сложилась такая ситуация. Переломиться же ей было суждено после Турманчайского мирного договора.

Заматеревшие "под сенью дружеских штыков", наши соседи сейчас поливают Россию грязью в полном соответствии с обычаем кочевых турок, ставших сердечными братьями грузин: "Руку, которую не можешь отрубить, поцелуй и приложи ко лбу".

В начале позапрошлого века грузины спаслись благодаря России; через двести лет Э. Шеварднадзе патетически восклицал: "Солнце Грузии восходит с севера!" Прошло всего лишь десять лет - и оно стало восходить с запада. О кавказских турках нет и речи; 180 лет назад это были кочевые племена, враждовавшие друг с другом и со всем миром, объединенные только страстью к грабежам и наживе, вплоть до самого недавнего времени даже не имевшие представления о том, что такое нация. Существованием своего сегодняшнего государства в широких пределах грузины обязаны русским; из кочевых турецких племен русские сделали то, что сегодня называется "Азербайджан" и "азербайджанцы". Тогда и те и другие целовали руки русским - сегодня они решили, что уже могут их отрубить.

А земля армянская, истосковавшаяся по плугу и песне пахаря, по речи армянской и песне армянской, оживала, наполнялась детскими криками - детей, рожденных в Армении. И снова в храмах стали твориться молитвы Господу, и снова от тониров пошел запах лаваша. И Хачатур Абовян произнес свои вещие слова: "Благословен будет тот час, когда нога русского ступила на священную землю армянскую". После Туркманчайского договора много чего было между нами и русскими - и колебания в российской политике относительно армян, и попытки остановить наш подъем руками тех же турок, и раздел Армении большевиками (от этого и сами русские пострадали не меньше нашего), и открытая поддержка испускающим дух СССР закавказских турок в Арцахской Отечественной войне, но все это уже не могло и никогда не сможет перевесить то главное, что дал нам мирный договор между Россией и Персией, заключенный в маленькой деревушке Туркманчай возле Тегерана - возможность начать репатриацию и вновь стать хозяином и рабом своей прекрасной страны, возможность ее обустраивать. И как бы ни повернулась судьба в будущем, как бы ни пробовали провести ревизию истории "специалисты" из соседних стран и даже некоторые наши доморощенные, мы, армяне, никогда не забудем ни Туркманчая, ни Грибоедова.

На могиле А.С.Грибоедова в Тбилиси написаны слова его вдовы: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русских - но зачем пережила тебя любовь моя?"

На постаменте памятника А.С.Грибоедову в Ереване высечено: "Александру Грибоедову от благодарного армянского народа".

Русским сегодня памятен его ум - "Горе от ума". Нам, армянам, памятны Туркманчай и его дело: организация репатриации угнанных в Персию армян - первый камень в основание сегодняшней независимой Армении.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДОРОЖНАЯ ПОЛИЦИЯ ОПЯТЬ НА ТРОПЕ ВОЙНЫ?
      2017-12-04 12:08
      1144

      Итальянская забастовка - также называется обструкцией - форма протеста наряду с забастовкой и саботажем, заключающаяся в предельно строгом исполнении сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей и правил, ни на шаг не отступая от них и ни на шаг не выходя за их пределы, что приводит к серьезным сбоям в производстве, грозящим его остановкой.

    • АТОМЫ АВТОНОМИИ
      2017-11-15 12:24
      987

      Поменяет ли Каталония право первородства на чечевичную похлебку? Никто не даст нам избавленья – ни бог, ни царь, и ни герой Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой! "Интернационал"

    • ЧТО ПРОИЗОШЛО В ДЖАВАХКЕ?
      2017-10-02 14:46
      2009

      Да, по большому счету ничего из ряда вон выходящего, неожиданного. В армянском селе Гумбурда, гр. Кумурдо, стоят развалины величественного храма Св. Вознесения Х в. от Р.Х., очень редкого для грузинской, но широко распространенного в армянской архитектуре крестово-купольного типа. На храме есть грузинские лапидарные надписи, в том числе и строительные. Конфессиональная его принадлежность (халкедонитская) неоспорима, но вот грузинская… 

    • БЕЗ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОДОПЛЕКИ
      2017-09-18 15:59
      2574

      К вопросу о репатриации амшенских армян-мусульман в Республику Арцах После Карсского и Московского мирных договоров России с Турцией в состав Советской Грузии была включена часть Батумского округа, ставшая впоследствии автономной республикой Аджария. На ее территории оказались около десятка сел, в частности, Сарпи, населенных амшенцами - армянами-мусульманами (суннитами). В русских источниках они известны как хемшилы, хемшинцы, причем их армянская принадлежность часто не указывается вовсе: в итоге на свет появилась не известная науке национальность.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЯНЕ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАЦИЕЙ
      2017-12-11 15:38
      2532

      Как малым народам и странам выжить в борьбе великих держав? Последние триста лет истории прошли в острой борьбе имперских наций, стремящихся расширить свои сферы влияния и установить свое политическое господство. Формирование крупных имперских наций, как правило, происходило за счет подчинения и порабощения малых стран и народов. Стремление британцев установить тотальный контроль над ирландцами и шотландцами привело к катастрофическим событиям для этих народов. Во время Великого голода 1845-1849 гг., спровоцированного тогдашним британским правительством, Ирландия потеряла от 20 до 25% своего населения: до 1 млн погибших и 1,5 млн эмигрантов. Распад империй, последовавший после Первой мировой войны, ознаменовался геноцидом 1,5 млн армян и более 1 млн греков в Османской империи. В свою очередь приход к власти нацистов в Германии обернулся уничтожением европейского еврейства, в результате чего погибло более 6 млн человек. Таким образом, за сто лет (1845-1945 гг.) было истреблено более 10 млн представителей малых народов.  

    • ИВАН БАГРАМЯН. ГЕНИЙ ПРОРЫВА
      2017-12-06 15:28
      963

      Генерал, взявший Кенигсберг, маршал, испугавший США, пенсионер, предсказавший гибель СССР 120 лет назад, 2 декабря 1897 г., в семье бригадира службы пути Закавказской железной дороги Хачатура Баграмяна, жившего в селении Чардахлы, произошло прибавление.

    • Аналитик: Новое соглашение между Арменией и ЕС не приведет к значительным изменениям
      2017-11-25 11:17
      129

                       Новое соглашение, подписанное между Арменией и Европейским союзом, не приведет к значительным изменениям, но является важным посланием как о гибкости ЕС, так и Армении. Об этом в беседе с Новости Армении-NEWS.am заявил приглашенный аналитик Фонда Карнеги Балаш Ярабик.

    • Академические и исторические источники о Ереване: Эребуни – один из древнейших городов мира
      2017-11-18 16:43
      467

      Одной из форм пропагандистского воздействия на общество и манипулирования общественным сознанием является пропаганда, которая часто замаскирована не только под сообщения СМИ, политическую или PR-рекламу, но и под науку или исторические источники, с которыми знаком лишь узкий круг профессионалов. Вследствие того, что общество, как правило, не осведомлено и имеет лишь образное представление о предмете и полностью зависит от чистоплотности источника информации, пропагандисты активно пользуются этим, насаждая в обществе искаженные или сфальсифицированные сведения, преподносимые в качестве научных или исторических. Так, пропаганда может вырывать из контекста важные сведения или факты, отбрасывать их или искажать отраженную в первоисточнике мысль до буквально противоположного смысла и преподносить ее своей аудитории, преследуя цель наибольшего воздействия на сознание и поведение общества, выбранного в качестве мишени. В результате, аудитория вынуждена принимать на веру навязываемую информацию и преподносимую ей интерпретацию фактов, которые сложно подвергать критическому анализу.