Последние новости

"ВИРУС" ЗАЛОЖИЛ ОСНОВУ АРМЯНО-СЕРБСКИХ КУЛЬТУРНЫХ КОНТАКТОВ

Все когда-то начинается. Армяно-сербское театральное, а возможно, и вообще культурное сотрудничество началось с постановки Акопом Казанчяном пьесы "Вирус" Синиши Ковачевича на сцене ереванского Театра юного зрителя.

НАЧАЛО БЫЛО ПОЛОЖЕНО ЕЩЕ ГОД НАЗАД, КОГДА В ЧИСЛЕ ГОСТЕЙ ФЕСТИВАЛЯ ARMMONO в Ереван приехала ведущий сербский театральный критик, координатор не одного фестиваля Драгана Бошкович. Она и предложила армянскому режиссеру на выбор несколько сербских пьес современных авторов с перспективой постановки. Казанчян остановился на "Вирусе".

Благодаря готовности Министерства культуры РА установить культурный контакт с Сербией на премьеру в Ереван приехала весьма солидная делегация: уже упомянутая Драгана Бошкович, автор пьесы "Вирус", драматург, режиссер и даже член сербского парламента Синиша Ковачевич, директор международного театрального фестиваля в сербском городе Новый Сад Игорь Божевич.

На пресс-конференции, предшествующей премьере, Драгана Бошкович сказала: "Здесь, в Ереване, я чувствую себя как дома, поскольку уже приезжала к вам на фестиваль и успела обзавестись друзьями. Премьера спектакля "Вирус" состоялась у нас еще в 1997 году и прошла очень громко. Это был яркий спектакль, вызывающий неизменный интерес публики. Потом его сняли для телевидения, чтобы сохранить в архиве. Но в 2000 году во время известных событий этот архив сгорел. Но, видно, правда, что рукописи не горят. Ведь сегодня мы увидим возрождение этого спектакля в новой версии. У нас в Сербии люди не очень знакомы с армянской культурой. Хотя относительно недавно на нашей сцене появилась пьеса Калиноски "Лунное чудовище" об армянском Геноциде. Мы надеемся, что у нашей публики появится возможность увидеть спектакль "Вирус" ереванского Театра юного зрителя, со своей стороны мы приложим все усилия, чтобы такие гастроли состоялись. Это прекрасная возможность перебросить культурный мост между двумя нашими странами. Хотелось бы, чтобы следующим шагом на пути этого контакта стали гастроли в Ереване одного из наших театров".

Пьеса "Вирус" о "чуме XX века". Вернее, не так. Она о той бесчеловечной жестокости, с которой человеческая стая отторгает того, кто в ее понимании ей уже не подобен, тех, кто споткнулся, надорвался, кто кончил плохо… Спектакль по этой пьесе с успехом шел не только в Сербии, но и в Македонии, готовилась громкая премьера в Германии, но "этот проект не случился – после войны мы стали непопулярны в Европе", признались наши гости. Тем не менее "Вирус" Синиша Ковачевич удостоился многих премий - как национальных, так и международных. Впрочем, к наградам драматург относится иронически.

Сцкна из пьесы."МЫ - МАЛЕНЬКИЙ НАРОД, ПОЭТОМУ РАНО ИЛИ ПОЗДНО ВСЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ у нас получают премии. Хотя вообще я считаю, что награды лучше оставить молодым - это их стимулирует. А в моем возрасте это опасно. Наверное, малочисленность нашего народа заставляет нас заниматься одновременно многим. Меня уже аттестовали - драматург, режиссер, член парламента. Но в первую очередь я - писатель, последователь "новой драмы", даже читаю на эту тему лекции в университете. Ну и ищу "больные темы". У каждого времени свои болезни – в самом широком смысле этого слова. Людей, инфицированных СПИДом, общество воспринимает как тяжелую проблему, и они становятся изгоями. Мой герой – известный певец, молодой, популярный, кумир молодежи, особенно девушек, богатый и успешный, в одночасье попадает из рая в ад, становится драматическим персонажем. Как знаменитый баскетболист Мэджик Джонсон, у которого было все и которого это "все" не спасло от трагедии. Такие проблемы не имеют срока давности. Болезнь может мутировать, может быть создано противоядие, но метафора остается неизменной", - сказал Синиша Ковачевич.

Предвидя вопросы типа "СПИД, слава богу, не актуальная для Армении тема", а также интерес к тому, как живой драматург отнесется к режиссерской трактовке, Акоп Казанчян заметил: "Это не первая моя работа с современной драматургией. Я несколько заострил проблематику пьесы, превратив ее в социальную трагедию. Думаю, что даже для автора в спектакле будут сюрпризы, надеюсь - приятные. Человек, которого общество отвергло, оказавшись в изоляции, превращается в зверя. И начинает мстить этому самому обществу, которое его отвергло. Хорошие пьесы не нуждаются в адаптации к местной почве. Все это могло произойти и здесь. Это общечеловеческая проблема".

О трагедии отверженного Театр юного зрителя рассказал жестко и несентиментально. Это люди-тени, под навязчивый и вводящий в своеобразный транс мотив "Болеро" Равеля двигающиеся за туманным маревом задника, скрывающие свои облики, готовые в любой миг обернуться в зверином обличье. Герой пьесы Александр – рок-звезда, идол, "богатый и знаменитый", с готовностью предлагающий перелить свою кровь разбившемуся в аварии другу, узнающий, что его благородный порыв тщетен, что в этой роли он не спаситель, а убийца.

ИШХАН ГАРИБЯН - АЛЕКСАНДР ЛИШЬ В ПЕРВЫЙ МИГ НЕ СПОСОБЕН ПОВЕРИТЬ В СЛУЧИВШЕЕСЯ, раздавлен, потрясен несправедливостью судьбы. Дальше он уже с равнодушием робота наблюдает, как осыпает проклятиями "живой труп" его невеста Марат (Мариам Казанчян), как истерически заламывает руки сестра, умоляя никогда не приходить к ним в дом. Наблюдает, как отказывается от него зять – сначала так сочувствующий и так жестоко предавший – яркая работа Самвела Даниеляна, сыгравшего свой персонаж с невероятной психологической достоверностью. Александра уже не может растрогать негромкая, но пронзительная преданность отца (Армен Сантросян), ни фанатичная влюбленность юной поклонницы, готовой разделить с ним участь изгоя. С холодным остервенением он пытается отомстить жестокому миру – отыграться на невиновных, с мрачной целеустремленностью стремясь наградить поселившимся в него вирусом как можно больше женщин…

В пьесе героя убивают. В спектакле Акопа Казанчяна Александр выходит на прощальный концерт с пистолетом, и гул беснующейся восторженной толпы разрывает выстрел. Выстрел самоубийственный. Выстрел-предупреждение живым. Выстрел-призыв: жалейте друг друга.

Пьеса "Вирус" по своей антиспидовой тематике была актуальна в Европе еще в середине 90-х, у нас она, даст бог, не станет актуальной никогда. Но невероятный интерес, который вызвал "Вирус" среди зрителей - свидетельством тому бурная активность молодежи в Facebook, - доказывает, что действительно существуют "вечные метафоры" и чувства, понятные всем.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОБ УЛЫБКЕ ФОРТУНЫ И ВРЕМЕННОМ ПОСТОЯНСТВЕ
      2018-11-19 15:10
      697

      В ГИТиК назначен и.о. ректора Приказом исполняющего обязанности министра образования и науки РА Ара Арутюняна доктор филологических наук Лилит Арзуманян назначена исполняющей обязанности ректора Ереванского государственного института театра и кинематографии. "Пронесло!" - так в основном можно охарактеризовать реакцию преподавательского состава ГИТиКа на это назначение.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1563

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      1062

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
      2018-11-07 16:50
      920

      К завершению XIII Международного шекспировского фестиваля Международный шекспировский фестиваль прошел в Ереване уже в 13-й раз. Число "13" вовсе не оказалось для фестиваля с серьезной репутацией роковым. Если подходить к ситуации без фатализма, а аналитически, можно зафиксировать: Ереванский шекспировский помнит былую славу и надеется на славу грядущую.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
      2018-11-14 16:43
      1206

      Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1563

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
      2018-11-07 16:50
      920

      К завершению XIII Международного шекспировского фестиваля Международный шекспировский фестиваль прошел в Ереване уже в 13-й раз. Число "13" вовсе не оказалось для фестиваля с серьезной репутацией роковым. Если подходить к ситуации без фатализма, а аналитически, можно зафиксировать: Ереванский шекспировский помнит былую славу и надеется на славу грядущую.

    • "ЖДАТЬ НЕЧЕГО - НАДО РАБОТАТЬ"
      2018-10-31 15:29
      3206

      Ванадзорский Государственный драматический театр им. Ов. Абеляна на днях вернулся из Америки, где молодые артисты успешно показали спектакль "Берегите мужчин". Художественный руководитель театра, народный артист РА Ваге ШАХВЕРДЯН радуется успеху своих питомцев, а вот их будущее, как и будущее армянского театра в целом, мэтру армянской режиссуры оптимизма не внушает.