Последние новости

ПРО ОДИН КОНКЛАВ, или ИСТОРИЯ РАЗБЕЖАВШЕГОСЯ АРМЯНИНА

Быть может, независимо от себя он был призван засвидетельствовать Ватикану факт строгой ограниченности средств в достижении цели. Всегда существуют определенные барьеры, перепрыгивать через которые недопустимо даже при наличии в кардинальских руках жезловидного шеста. Разбежаться с площади Святого Петра, конечно, можно, но перед самым прыжком не мешало бы и опомниться; вот он и разбежался издалека…

Старый ахалцихский священник отец Саркис слыл в округе человеком в высшей степени проницательным: он действительно обладал редкой интуицией. Благословляя в 1906 году совсем еще юного Газароса Агаджаняна на учебу в Рим, сановник предречет ему большое будущее. "Мальчик вершины одолеет немалые, и, возможно, со временем появится необходимость приставить к его имени традиционное Петрос", – скажет он родителям 11-летнего подростка, давая тем самым понять, что в парне он увидел будущего главу армянских католиков. Еще в 1742 году Папа Бенедикт XIV принял епископа Арцивяна и рукоположил его патриархом Киликийской Армении под именем Абраама-Петроса с резиденцией в Ливане. С этого времени все католикосы-патриархи к своему имени добавляют и приставку Петрос.

Впрочем, пророчество старого ахалцихского священника сбудется лишь наполовину: в 1937 году выпускник университета "Урбани", доктор богословия и философии, епископ Агаджанян действительно станет Католикосом-патриархом Киликийским, приняв имя Григор-Петрос. Однако вторая половина его жизни - это уже особый разбег…

Замурованные "под ключ" (собственно, отсюда и термин "конклав") в Сикстинской капелле кардиналы избирали нового главу Католической Церкви и Ватиканского государства; после смерти оголтелого антикоммуниста Пия XII красный цвет сутан приобретал едва ли не политическую окраску – усопший Папа действительно переусердствовал во всем: в лексике, в деяниях, в политических интригах, в связях; в том числе с Гитлером, Муссолини, Франко…

Впрочем, 1958 год – это почти апогей коммунистического могущества; по крайней мере факт запуска годом раньше первого в мире советского спутника Земли, пронзившего в числе прочего и "божественное пространство", уже никто не мог спокойно предавать анафеме. Время неумолимо вносило свои коррективы, а посему гул космического аппарата успевал достучаться до божьих врат практически одновременно с молитвой дряхлого епископа в уединенной келье.

КонклавКонкуренция! Конкуренция прогнозировалась "синоптиками" Католической Церкви и на выборах нового Папы. Конклав 1958 года предполагал основную борьбу между куриальным реакционером - кардиналом Оттавани, консервативным Ронкалли и умеренным главой армянских католиков Григором-Петросом Агаджаняном. Кстати, ему в свое время и покровительствовал Папа Пий XII; он был избран кардиналом еще в феврале 1946 года и уже в марте – по случаю седьмой годовщины вступления Пия на папский престол – провел армянское богослужение в Сикстинской капелле…

Кардинал Агаджанян явил собой наивысшее проявление драматизма и неопределенности, сложившихся в отношениях между национальной Армянской Апостольской Церковью и Армянской Католической Церковью; ни один из "национальных представителей католичества" (несуразная формулировка отражает несуразность и самих взаимоотношений) еще не возвышался в Ватикане до той степени, чтобы позволить себе отказаться от папского престола. В первых трех из пяти баллотировок конклава 1958 года именно он был явным фаворитом и мог первым разрушить итальянскую монополию на папство.

Будучи руководителем Конгрегации пропаганды веры и главой комиссии по составлению "Правовой Книги" Ватикана, он был одним из наиболее уважаемых кардиналов и, ко всему прочему, столпом восточного католицизма; речь касается не только Армянской Католической Церкви, но и Коптской, Эфиопской и Сирийской.

Флорентийский собор в XV столетии определит некоторые правовые нормы взаимоотношений между церквами и Ватиканом, хотя первые контакты католиков со средиземноморской Киликией были установлены еще в XII веке, в период крестовых походов. Но…

"Армянский народ в процессе многовековой борьбы с неисчислимыми жестокими врагами выковал и выстрадал свою родную Церковь – Апостольскую по происхождению, самостоятельную догматически, независимую канонически, – заявит в 1948 году на встрече с патриархом Московским и всея Руси Алексием I Католикос Всех Армян Геворг VI. – Именно на эту Национально-Апостольскую Церковь и обрушились латиняне со времен крестовых походов. Не останавливаясь ни перед чем и не брезгуя никакими средствами, Римская Католическая Церковь помимо соблазнительно-обманчивых посулов, иезуитской изворотливой агитации и сегодня прибегает к прямым действиям – ловле армянских душ, временно скитающихся на чужбине".

Черный дым над Сикстинской Капеллой.Это выступление выдающегося деятеля следует, конечно, рассматривать в контексте "однозначного времени", тем более что папство действительно занимало агрессивно-враждебную СССР позицию. Кроме прочего, сам Католикос Геворг VI просто вынужден был заявить об этом, так как именно во второй половине 1940-х появилась теоретическая возможность отторжения от Турции армянских земель и их присоединения к Советскому Союзу. Геворг VI объективно не мог позволить себе потерять на практике эту армянскую теорию. В конечном счете он был прекрасно осведомлен о роли, которую сыграл кардинал-армянин в деле сохранения армянских общин, функционирующих на подконтрольных фашистским режимам территориях. Да и мир знавал национальную культуру часто через конгрегации армянских католиков.

Община Святого Лазаря поразит посетившего в 1816 году Венецию Байрона: "Кажется, она соединяет в себе все преимущества монастырского учреждения, не обладая ни одним из его пороков. Эти люди – духовные лица порабощенной, но благородной нации, которая подверглась изгнанию и гнету… Эта нация приобрела богатство, не прибегая к ростовщичеству. Трудно найти летописи народа, менее запятнанные преступлениями, чем летопись армян, но какова бы ни была их судьба – а она печальна! – что бы ни ожидало их в будущем, их страна всегда должна оставаться одною из самых интересных на всем земном шаре".

Впрочем, не только Байрон, но и другие деятели европейской культуры знакомились с армянами посредством католических общин – Корнель, описавший армянского мученика Полиутто, Антонио Вивальди, посвятивший одноименную оперу армянскому царю Тиграну II…

Сенсацию снимет сам Григор-Петрос Агаджанян, уже перед четвертой баллотировкой; слишком много их было в армянской истории – несуразных, а то и вовсе драматических. Национальный разум часто спотыкался об абсурдный форс-мажор; этакий диалектический маразм, вокруг которого, как правило, и разворачиваются события. Право же, каким образом главой Римской Католической Церкви может стать представитель нации, традиционно проповедующей апостольскую веру; двести тысяч рассеянных по миру армянских католиков – это, конечно, основание веское, но лишь для разбега. Вот кардинал и разбежался…

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "КЛОУН - ЭТО МОЕ ХОББИ"
      2016-03-17 14:27
      2677

      15 марта Леониду Енгибарову исполнился бы 81 год За пять минут до смерти он еще добивался свидания. Молоденькая медсестра, которая собиралась делать ему укол в сердце, не знала даже, как себя вести в столь неординарной ситуации: в училище этого не преподавали. Она, как, впрочем, и сам врач, вообще мало что соображала в этот вечерний час: 25 июля 1972 года в Москве было действительно жарко.

    • "ЕРЕВАН: С КРЕСТОМ ИЛИ НА КРЕСТЕ"
      2016-02-17 16:32
      2767

      Арис КАЗИНЯН: "Прошлое и будущее в Азербайджане моделируется на основе указов и программных выступлений президента" Столица Республики Армения, Ереван, превратилась в особую мишень азербайджанской информационной войны: с начала 1990-х официальный Баку тиражирует тезис об "исконно азербайджанской принадлежности" как армянской столицы, так и земель, на которых она располагается. Об этом пишет армянский журналист и исследователь Арис Казинян в предисловии к книге "Ереван: с крестом или на кресте", являющейся попыткой фиксации и осмысления чрезвычайно пестрого спектра процессов, прямо или опосредованно слагавших характер развития данной территории, предопределив неизбежность превращения именно Еревана в главный центр Восточной Армении, а позже – в столицу восстановленного армянского государства.

    • "СВЯЩЕННЫЙ ДЖИХАД" ПРОТИВ АРМЯН ОБЛОМИЛСЯ В КАРАБАХЕ
      2015-11-30 13:34
      3179

      Именно в Карабахе, в ходе "священной войны" против армян, прошли первичную апробацию некоторые формы террористических действий, равно как и формы координации этих действий, которые ввиду преступного безразличия международного сообщества, приобрели позднее глобальный охват

    • ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ СПОСОБНА СТАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ
      2015-06-29 12:48
      1990

      Продолжение интервью с известным журналистом и исследователем Арисом КАЗИНЯНОМ - В отношении армянского протестного движения есть десятки разных ракурсов восприятия и толкования – внутриполитический, внешнеполитический, экономический, социальный, административно-бюрократический, нравственный, интеллектуальный, художественный… Кто-то видит в них в большей степени одно, другой выделяет в большей степени другое. В чем, по вашему мнению, главная особенность этого движения?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Священный синод в Стамбуле отменил 300-летний документ о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату
      2018-10-12 13:40
      66

      Священный Синод Константинопольской церкви принял решение прекратить действие ее томоса 300-летней давности о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату, пишет Интерфакс, сообщает Новости-Армения.

    • Средневековая армянская церковь в Трабзоне переживает не лучшие дни
      2018-10-08 18:50
      306

      До 1915 года монастырь был центром Трабзонской епархии Армянской апостольской церкви, потом после крупного пожара он был брошен на произвол судьбы.

    • "МНОГИЕ ПЫТАЮТСЯ ПЕРЕЛИЦЕВАТЬ ИТОГИ ВОЙНЫ"
      2018-10-03 15:08
      3420

      Мы видим, как развивается Беларусь в непростом окружении и в непростых условиях, поскольку она опять как кость в горле для определенных сил. Об этом в Ереванском филиале Московского государственного университета им. Ломоносова 1 октября на конференции "Армяно-российское военное братство: вчера, сегодня, завтра" заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Армении Игорь НАЗАРУК.

    • ГЕГАРД - ЖИВОТВОРЯЩЕЕ ОРУЖИЕ
      2018-09-28 15:13
      4309

      Фильм об одной из главных христианских святынь Копье Христа, Копье Лонгина, Копье Судьбы, Святой Гегард… Копье, обагренное кровью Спасителя, ставшее великой святыней христианского мира. Копье, обладающее священной силой, дарящее могущество его обладателю. На протяжении веков им пытались овладеть властители и диктаторы как оружием разящим. На протяжении веков оно хранится в земле армянской как символ несгибаемой веры и оружие животворящее. "Животворящее оружие" - так называется документальный фильм, снятый при поддержке Министерства культуры РА на киностудии "Айк" Грантом МОВСИСЯНОМ.