Последние новости

ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ И СЕБЕ

Филармонический оркестр Армении работает как слаженный организм. Концерты каждую пятницу собирают полные залы. Вот уже 12 лет его возглавляет Эдуард Топчян. Он выстраивает с оркестром свою историю в почти вековой традиции армянского симфонизма. Он независим и амбициозен, дерзок и в то же время раним. Он подлинный артист и его музыкальное дарование подчиняется его артистическому темпераменту. Высокий пост художественного руководителя и главного дирижера Государственного филармонического оркестра дает ему возможность осуществлять собственные творческие проекты. Они рассчитаны на широкого слушателя и на пропаганду высокого музыкального искусства.

Он верный поклонник классической музыки, которая простирается для него от Баха и Гайдна до Эдварда Мирзояна. Его деятельность прекрасно гармонирует с общим мировым настроем в эпоху постмодернизма - еще глубже вникать в немеркнущую красоту классики. Вникать и размышлять, и осуществлять свои творческие акции, на момент, на один вечер приковывая внимание к тому, что оказалось для него по-авторски чрезвычайно важно.

Так прозвучала недавно в ряду его классических программ Десятая симфония Дмитрия Шостаковича, сказавшая в этот вечер больше, чем в какой-нибудь другой… Время не только не властно над великой музыкой, оно делает ее более актуальной. Время постоянно выверяет великие сложения слов и звуков прошлого, и выбрать в какой-то момент для исполнения то или иное произведение из тысяч других - тоже большая творческая задача, которую очень остро, эмоционально, талантливо решает дирижер. Его прочтение Десятой симфонии Шостаковича можно назвать одним из лучших, какие мне и моим коллегам приходилось слышать. Зал был объединен порывом единодушных переживаний; в такие минуты осознается огромная сила музыкального искусства и влияние харизмы посредника – дирижера, исполнителя…

Программы Филармонического оркестра, осуществляемые под руководством Эдуарда Топчяна, всегда звучат актуально. Иногда в согласии с самим собой и слушателем, а порой и нет, как, например, прозвучавшая недавно Четвертая симфония Брукнера. Она воспринималась мной как некое противопоставление современной музыке. Брукнер - воплощение трудолюбивого строения музыкальной формы, современная же музыка не стремится к заданности формы, она ее создает спонтанно. Было бы интересно в одном концерте сопоставить классический догмат и "беспринципную" остросовременную композицию. Это тоже форма музыкального представления, способная создать интересную концертную драматургию.

За годы своего руководства Эдуард Топчян многое успел. Он приложил большие усилия к созданию пластичности и гибкости оркестрового звучания, работал над тонкой нюансировкой оркестровой палитры. Сегодня это коллектив, вполне конкурентный на фоне среднестатистического европейского оркестра. При этом он имеет свое ярко выраженное лицо. Эдуард Топчян - сторонник не плазменного, слитного в звучании оркестра, а оркестра дифференцированного, инструментально красочного, артистичного. Как часто мы наблюдаем результат такого оркестрового стиля, когда дирижер выделяет под аплодисменты отдельных инструменталистов, сыгравших яркую роль в исполнении произведения - валторнистов, трубачей, флейтистов, ударника, заставляя их встать и поклониться залу…

В 2007 году в деятельности Филармонического оркестра Армении открылась новая страница. Эдуард Топчян и Александр Чаушян, виолончелист, артдиректор нескольких европейских музыкальных фестивалей, живущий и работающий в Лондоне, организовали Ереванский международный фестиваль. Вот уже пятый год каждую осень в зале имени Арама Хачатуряна проходит большая серия концертов, в которых выступают солисты международного класса. Исполнитель-солист в этом фестивале - главная фигура, что провоцирует и дирижера проявлять свой личностный исполнительский драйв, представляя слушателям прекрасную симфоническую классику.

Филармонический оркестр АрменииНадо сказать, что свои приоритеты Эдуард Топчян выдвигает с завидной независимостью. Сегодня никто не скажет ему: при чем тут оперная музыка? - потому что, обратившись к этому жанру, который тоже является его творческим призванием, он создал в филармонии своего рода филиал оперного театра. Сегодня это очень актуально, поскольку Ереванский театр оперы и балета переживает затяжной кризис. В течение нескольких лет под руководством Эдуарда Топчяна состоялись концертные исполнения опер: Россини - "Севильский цирюльник", Верди - "Аида", "Симон Бокканегра", "Риголетто", "Отелло", Пуччини - "Турандот", "Плащ", "Сестра Анжелика", Леонкавалло - "Паяцы", Чайковского - "Евгений Онегин", Масканьи - "Сельская честь"… Оперный проект Эдуарда Топчяна выглядит как щедрый подарок с его стороны, который принимается ереванским слушателем с великой благодарностью. Работа над концертными версиями опер открыла новые грани дарования Эдуарда Топчяна - умение выстроить на концертной сцене яркое театральное действо, срежиссировать его.

Имея симфонический оркестр, дирижер постоянно в пути. Он не останавливается в своей работе ни на миг, поскольку параллельно с репетициями и концертами строятся будущие концертные программы, обновляется и обогащается состав оркестра, организуются гастроли, накапливаются новые впечатления. Но вот еще проблема: Филармонический оркестр Армении - единственный в мире коллектив, обязанный быть заинтересованным в современной армянской музыке. Вот и пришел ее час в хронике филармонических событий в лице композитора Ерванда Ерканяна. В 2009 году композитор передал дирижеру ноты своего сочинения для скрипки с оркестром - "Видение", а вскоре написал еще одно произведение - "Эпитафию памяти жертв землетрясения на Фукусиме". Эдуард Топчян был рад этому сочинению. Появилась возможность выразить и скорбь по поводу трагедии, и особую симпатию народу Японии, стране, с которой у оркестра и дирижера возникли крепкие творческие связи.

Это произведение было исполнено оркестром в 2011 году, и тут же дирижер попросил композитора написать для его оркестра симфонию. Что такое вдохновение! Через два месяца партитура новой, Пятой симфонии Ерванда Ерканяна, названной им "Распятые мечты", лежала перед Топчяном. Композитор посвятил ее дирижеру и памятной дате - 85-летию Симфонического оркестра Армении. В июне 2011 состоялась ее премьера, которая стала событием для ереванских слушателей.

Ерванд Ерканян отличается особым даром ощущать историю, слышать и образно видеть ее, редким умением живописать визуальные впечатления звуком. Он создал удивительное полотно, отвечающее каким-то глубинным запросам современного слушателя. Переполненный зал им. Арама Хачатуряна в течение 50 минут - cтолько шла симфония - затаенно, взволнованно следил за развитием музыки. Это был звездный час Эдуарда Топчяна. Он представил современное симфоническое произведение с позиций классики, как ее продолжение. Он развил свою тему аналогий и ассоциаций, выявив разливанное море мелодизма в ерканяновской музыке, ее строгие приоритеты гармонического языка, ее благородный строй размышлений.

Контакт с Ервандом Ерканяном продолжался. Вскоре композитором была написана по заказу оркестра "Героическая рапсодия" к 20-летию независимости Армении. Первый раз произведение прозвучало 9 сентября, в вечер открытия филармонического сезона, а 21 сентября, в день праздника, эту музыку слушали тысячи горожан на площади в торжественной обстановке. В ноябре в рамках фестиваля Армянской музыкальной ассамблеи снова звучали произведения армянских композиторов, в том числе Ерванда Ерканяна. Романтичная музыка его "Видения" для скрипки с оркестром прозвучала под управлением Эдуарда Топчяна с участием талантливой, артистичной Ануш Никогосян. В этот же вечер было исполнено произведение Сурена Закаряна "Остров скорби" для большого симфонического оркестра, для того же состава Симфония N3 Рубена Саркисяна и массовые песни Мартына Вартазаряна, Константина Петросяна и Левона Чаушяна, исполненные Государственной академической капеллой и симфоническим оркестром под управлением Эдуарда Топчяна.

Но должен ли быть филармонический оркестр пропагандистом современной армянской музыки? Это большой вопрос, на который нет однозначного ответа. Мне кажется, что избирательность главного дирижера в исполнении современной национальной музыки очень даже похвальна. Большой симфонический оркестр должен играть только отличную, прекрасную современную музыку. Если она есть, то должна обязательно прозвучать. Талантливым исполнителям присущ дар открытия. И в этом не откажешь Эдуарду Топчяну. Как раз об этом говорит исполнение в 2011 году в Камерном зале им. Комитаса двух заключительных частей крупного произведения Ваче Шарафяна Nanticum Armenum, написанного для сопрано, смешанного хора и камерного оркестра, вызвавшее бурю восторга. Вскоре Топчян вновь обратился к музыке Ваче Шарафяна, исполнив в 2012-м в рамках Ереванского международного фестиваля его новое произведение - Lacrimosa ("Слезный день", начальные слова одной из частей традиционного реквиема), написанное для виолончели, дисканта (высокие детские голоса), сопрано, хора и оркестра. А 29 марта под управлением Эдуарда Топчяна состоится армянская премьера нового сочинения Ваче Шарафяна, Второго концерта для скрипки с оркестром Con-cor-dans.

Значительность своей просветительской миссии прекрасно понимает Эдуард Топчян. Когда-то очень давно, а впрочем, и не очень, в Армении было два симфонических оркестра, один или два камерных, активно работал Квартет имени Комитаса, Театр оперы и балета имел в своем репертуаре около 50 произведений. Воссоздать тот уровень культурной жизни уже невозможно. Но в 1991 году, создав свой камерный оркестр "Серенада" и сделав его популярным в Европе, в частности в Германии, в Швейцарии, и вместе с ним пройдя свои университеты, Эдуард Топчян уже отчетливо понял свое призвание, - восполнить белые пятна и черные дыры армянской культурной реальности, то есть стать лидером. Таким он и видится нам сегодня - щедро дарящим свой талант и энтузиазм своему народу.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГОЛОС В ЗАЩИТУ АМУЛСАРА
      2018-07-06 15:30
      2635

      Я присоединяю свой голос в защиту армянской природы. В защиту чистой армянской воды и чистого воздуха, в защиту здоровья людей Армении. В защиту комфортного пребывания в Армении ее гостей - ведь известно, что одним из первых условий для путешественников и туристов является чистая, не вредная природная среда страны, куда они обратили свои взоры.

    • ДИРИЖЕРСКАЯ ЭПОПЕЯ ХХ ВЕКА
      2018-06-22 15:47
      1704

      Не стало Геннадия РОЖДЕСТВЕНСКОГО Он задавал тон российской и вообще всей советской музыкальной культуре. Тон высочайшего профессионализма, укорененного воспитанием, образованием и широкой образованностью. При его имени музыканты подтягивались и напрягались, сосредотачивались и артистически расслаблялись, обнаруживая в себе запас прочности и таланта. Оркестры под его дирижерской палочкой пели голосами природы, красоты, голосами протеста.

    • ВЛАСТНОЕ ОБАЯНИЕ ЖЕНЩИН
      2018-05-23 15:33
      2042

      В один прекрасный день армянской революции композитора Гегуни Читчян навестила парижская пианистка Софья Меликян. Она подарила ей CD, на котором записано в ее исполнении фортепианное произведение Читчян "Армянские барельефы". Но это CD имеет особое содержание. Оно посвящено произведениям композиторов-женщин. Гегуни Читчян вошла в состав избранных и широко признанных современных композиторов, конечно, с пристрастием отобранных самой пианисткой.

    • КОНЦЕРТ В ГАМБУРГЕ. ГРАНДИОЗНЫЙ УСПЕХ
      2018-04-04 15:15
      1351

      Этот концерт, конечно же, войдет в историю армянской музыки. И по конкретной статистике данных, в историю концертной жизни Гамбурга.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЗАЙДЕКО ВПЕРВЫЕ ЗВУЧИТ НА КАСКАДЕ
      2018-07-16 16:18
      2927

      Век живи - век учись! Именно эта мысль пришла в голову, а может быть, и сотням людей, пришедших в тот вечер в парк Центра "Гафесчян" в Ереване, где выступал американский аккордеонист, композитор и певец Дуэйн Дупси со своей группой The Zydeco Hellraisers. Музыканты приехали в Ереван по приглашению Посольства США в Армении и дали большой концерт в честь Дня независимости Америки.

    • НАША МУЗЫКА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ
      2018-07-09 16:49
      1927

      Заслуженная артистка Армении. Профессор Госконсерватории. Победительница многих международных конкурсов. Основательница и лидер нескольких  вокальных коллективов. Талантливая певица и замечательный, очень теплый и всегда улыбающийся человек, Анна МАИЛЯН постоянно чем-то занята. Закончив один проект, сразу берется за другой, будь то работа с начинающим вокалистом или запись нового альбома с армянской камерной или фольклорной музыкой. В момент нашей встречи она была занята подготовкой презентации книги-сборника песен известного персидского композитора-песенника армянского происхождения Варужана Партева.

    • ДВЕ ПРЕМЬЕРЫ В ОДНОЙ ПРОГРАММЕ
      2018-07-06 14:56
      3082

      Концерты Квартета им. Комитаса всегда вызывают повышенный интерес прежде всего потому, что этот прославленный коллектив занимает особое место в нашей культуре и по-прежнему остается визитной карточкой страны. Единодушное признание публики в самых разных странах, восторженные отклики прессы сопровождают его всюду, где бы он ни выступал. Едва ли есть еще один коллектив, на счету которого такое обилие гастролей, огромное число исполненных произведений. А сколько сил, энергии, подвижнической работы вложено в его программы! К тому же комитасовцы всегда стремятся преподнести слушателям нечто новое, нестандартное.

    • ГОСТИ И УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ "АРМЕНИЯ"
      2018-07-06 14:47
      1760

      Международному музыкальному фестивалю "Армения" всего год. Но он уже заявил о себе, объединив знаменитых музыкантов из разных стран, выступления которых всегда вызывают у зрителей живой интерес. Разнообразна была прошлогодняя программа в течение десяти вечеров в режиме нон-стоп, представленная ценителям классической музыки. А среди исполнителей были многочисленные лауреаты престижных премий: скрипачи Максим Венгеров, Роман Ким, Федор Рудин, виолончелист Нарек Ахназарян, пианистка Наре Аргаманян и другие.