Последние новости

ОТКРОВЕНИЕ ВЕЛИКОГО АРТИСТА

Не так давно в Ереване побывал народный артист России Владимир Татосов. Артист играл во многих известных фильмах – "Соломенная шляпка", "Агент национальной безопасности", "Салют, Мария!", "Большая семья", "Татьянин день" и других. Снимался он и на "Арменфильме", в том числе в картине "Путь на арену", посвященной Леониду Енгибарову. Играл роль режиссера цирка Хачана.

Предлагаем вниманию читателей воспоминания Владимира ТАТОСОВА о Леониде ЕНГИБАРОВЕ, которому 15 марта исполнилось бы 78 лет.

- В процессе съемок фильма "Путь на арену" я подружился со всей цирковой труппой, в которую входили совершенно замечательные артисты… С Енгибаровым мы жили в одной гостинице, и у меня была прекрасная возможность поближе узнать этого молчаливого и закрытого человека, который предпочитал больше показывать, чем рассказывать. Мы стали друзьями: гуляли по Еревану, откровенно беседовали о театре, кинематографе, пантомиме… Енгибаров рассказывал о пантомиме в ее историческом развитии, о разных ее стилях (вернее – демонстрировал их), о Марселе Марсо…

Не забуду пантомиму Енгибарова "Жизнь человека". Чтобы показать трагизм и бессмысленность человеческой жизни, Леониду Андрееву пришлось написать целую пьесу. Енгибаров уложился в несколько минут. Он не сходил с места на протяжении этой пантомимы – только по-особому шагал: сперва как маленький, наивный ребенок, которого куда-то тянут за руку, а он с радостным доверием следует за взрослым на заплетающихся ногах. Потом шагал с жизнерадостностью семилетки, затем в его шагах появлялась чуть неуклюжая подростковая задиристость, потом – юношеская легкость. Далее его шаги становились более спокойными и уверенными. Это были шаги уже зрелого человека. Потом – более грузными. Затем шагая, клонился долу, все более и более, пока его волосы не касались земли… Он взрослел и дряхлел за несколько минут, и в этой обобщенности была печальная правда.

Его работа в кадре, во время съемок, тоже была замечательной. Он владел всеми цирковыми жанрами. Это был очень одаренный актер.

…Близилось завершение съемок, и я с грустью констатировал, что расставание с Енгибаровым, столь неординарной личностью, неизбежно. Его искусство произвело на меня такое сильное впечатление, что мне непреодолимо захотелось поделиться этим впечатлением с моими ленинградскими друзьями и коллегами. Я предложил Енгибарову организовать его творческий вечер в нашем Доме актера. "Дело в том, что я не разговариваю на арене и со сцены тоже не хочу говорить, не умею", - сказал Леонид. "Ничего, я буду говорить вместо тебя..."

Вернувшись в Ленинград, я пошел к директору Дома актера Михаилу Янковскому и долго расписывал, какой оригинальный и интересный творческий вечер я берусь организовать. "Ну, если это такое явление, как вы говорите, если творческий уровень Енгибарова превышает уровень самого Марсо - а не верить вам у меня нет никаких оснований, - конечно, давайте сделаем его творческий вечер", - согласился Янковский.

Владимир ТАТОСОВ

Мы отрегулировали все вопросы, связанные с организацией вечера, разослали пригласительные билеты в первую очередь руководству Союзгосцирка и ведущим цирковым артистам. Хотя Енгибаров был лучшим коверным клоуном страны в тот период, очень успешно работал на представлениях заграничных гастролей, завоевывал Гран-при на международных конкурсах, тем не менее на главных аренах страны, в частности, в Москве, не работал. Туда его по каким-то причинам не пускали. Мне очень хотелось этим творческим вечером, в успехе которого я не сомневался, укрепить его положение и придать Леониду "легитимности", как теперь говорят, в качестве очень крупной фигуры советского циркового искусства.

И вот наступил день выступления Енгибарова. Зал был полон. Присутствовала вся элита нашего театрального искусства. Товстоногов, Акимов и другие главные режиссеры театров сидели в первых рядах партера. Кроме того, приехали представители Союзгосцирка и персонально приглашенные цирковые – народные артисты РСФСР: знаменитая дрессировщица Ирина Бугримова, клоун Борис Вяткин. В зале был кто-то из семейства Запашных, медвежий дрессировщик Филатов…

В своем вступительном слове я подчеркнул, что этот великолепный мастер циркового искусства – Леонид Енгибаров – живет в Москве, в маленьком старом деревянном домике в Марьиной роще, и ходит за водой к колодцу, поскольку в этом домике нет водопровода. А когда он на гастролях, с коромыслом к колодцу идет его старенькая мама. "Трудно поверить, что подобное возможно в современной Москве, но это факт". На протяжении вечера к теме Марьиной рощи, колодца и коромысла я возвращался многократно. Мне хотелось вышибить слезу у руководящих представителей Союзгосцирка и заставить их улучшить жилищные условия моего друга. Я рассказал, что одну из пантомим после победы на международном конкурсе в Париже Леониду Енгибарову подарил Марсель Марсо. По сути дела, они обменялись пантомимами. Марсо теперь показывает пантомиму - подарок Енгибарова и очень гордится такой возможностью. И опять про колодец – для контраста.

Вечер прошел с оглушительным успехом. Потом, в ресторане, мы поднимали тосты, отмечая это событие. Помню, мимо нашего столика прошел Товстоногов и бросил мне на ходу: "Володя, я должен сказать, что вы слишком педалировали тему отсутствия квартиры у великого артиста Енгибарова. Это был такой перебор, что работники циркового ведомства, вероятно, были вынуждены подписать ордер, еще сидя в зале". Но самое смешное, что через какое-то время я получил телеграмму от Лени со следующим текстом: "Володя, спасибо, родной! Я получил квартиру в Москве. Мой новый адрес – такой-то. Целую, Ленька".

А еще через какое-то время Енгибарова не стало.

…Когда я вновь обрел способность спокойно думать, вспомнил тот потрясающий номер, когда Леонид Енгибаров ловил солнечный лучик. Он подкрадывался к нему сквозь тьму арены, тянулся к нему, пытался поймать, а лучик каждый раз пугливо убегал. Потом, наконец, Лене удавалось дотронуться до него, осторожно, тихо-тихо двигаясь, войти в него и, счастливым, присесть на корточки, свернуться калачиком и уснуть в несказанном тепле и ласке солнечного луча. Уснуть, становясь маленьким-маленьким на глазах пораженных зрителей. Это не было клоунадой – это было откровением.

Так и в жизни – его коснулся луч славы, согрел, он свернулся калачиком и уснул…

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • Адам БАРРО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
      2018-12-10 16:06
      279

      В день трагической даты для армянского народа - тридцатилетия Спитакского землетрясения - 7 декабря в Гюмри в церкви Пресвятой Богородицы (Семь ран) состоялся концерт известного французского оперного певца, выходца из Ленинакана Адама Барро (Мурада Амирханяна).

    • "СПИТАК" - НОВЫЙ ФИЛЬМ О ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ
      2018-12-05 16:15
      1342

      7 декабря - в день 30-летия разрушительного Спитакского землетрясения по телеканалам "Россия-1" и Общественному армянскому телевидению (в 23.15) пройдет премьера художественного фильма "Спитак" режиссера Александра Котта. 29 ноября он вышел в российский прокат и был представлен в Таллине в рамках кинофестиваля "Темные ночи". А до этого успел побывать на нескольких международных кинофестивалях и получить награды:  приз "Серебряный Георгий" 40-го Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу, удостоился такого же приза на открытом Российском фестивале кино и театра "Амурская осень".

    • ПЕВЕЦ, КОТОРЫЙ ВСЕГДА ПРЕВОСХОДИЛ САМ СЕБЯ
      2018-12-05 15:31
      945

      Год назад не стало Дмитрия ХВОРОСТОВСКОГО. В эти дни во многих городах мира прошли музыкальные вечера, посвященные его памяти, звучали арии из опер, романсы, русские народные песни - произведения, которые Хворостовский исполнял на лучших театральных и концертных сценах мира. Сибирскому государственному институту искусств, где была захоронена капсула с прахом певца, присвоено его имя, а в московской "Геликон-опере" установили бюст Дмитрия Хворостовского, его именем назвали Красноярский театр оперы и балета и один из самолетов компании "Аэрофлот".

    • ЛЕРМОНТОВ И ЕГО АРМЯНСКИЕ СВЯЗИ
      2018-11-28 15:17
      719

      C марта по 20 ноября в ереванском Музее русского искусства проходила выставка "Возвращение украденного Врубеля", экспозиции-шедевра Михаила Врубеля "Демон и Ангел с душой Тамары", украденного из этого музея в 1995 году.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПРОТИВОСТОЯНИЕ
      2018-11-30 16:26
      1732

      Закон самоуправления или просто закон – что победит в "Амазгаин"? 27 ноября после согласования с Министерством культуры в лице и.о. министра Назени Гарибян приказом директора государственного театра "Амазгаин" Вигена Чалдраняна художественным руководителем театра назначен Сурен Шахвердян. Событие, выходящее за рамки "амазгаин"-контекста.

    • СКОВОРОДКА: БИТЬ ПО ГОЛОВЕ ИЛИ ЖАРИТЬ ЯИЧНИЦЫ?
      2018-11-30 16:22
      1156

      Прошли первые обсуждения Закона о театре Министерство культуры РА вынесло в повестку дня создание законопроекта о театре. Состоялось уже второе обсуждение или, как свидетельствуют очевидцы, обмен мнениями. Причем, судя по всему, обмен достаточно вялый, что вполне объяснимо. Шесть лет назад деятелям театра уже доводилось участвовать в подобных обсуждениях, и довольно бурных, которые в итоге ни к чему не привели. Есть тихое подозрение, что нынешние дебаты постигнет та же участь.

    • ФЕСТИВАЛЬ КАК PERPETUUM MOBILE
      2018-11-30 16:19
      998

      Очередной Armmono Plus проходит с 19 ноября по 10 декабря Вот уже не один год Международный театральный фестиваль Armmono в своей исполнительской части проходит в два сезона. Весной в Ереване собираются лучшие моноспектакли со всех концов мира, с которыми активно конкурируют работы наших артистов. А поскольку интерес к жанру очень велик и среди молодежи, родился осенний сезон под названием Armmono Plus - для тех, кому еще предстоит взлететь. А в том, что взлетят они непременно, директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН уверена.

    • НОЕВ КОВЧЕГ В НАТУРАЛЬНУЮ ВЕЛИЧИНУ
      2018-11-30 16:17
      948

      Голландский конструктор Йохан Хейберс построил Ноев ковчег в натуральную величину и теперь планирует переправить его почему-то в Израиль. Одно из главных препятствий для такого путешествия - отсутствие у ковчега мотора, так что потребуется арендовать буксиры. Они обойдутся в сумму не менее 1,3 млн долларов, пишет mail.ru.