Последние новости

ВСЕ ЛУЧШЕЕ…

Все лучшее в музыке Армении сегодня сосредоточилось на концертных площадках, где работают симфонические и камерные оркестры. Каждый из оркестров, как и каждый из дирижеров, - а это Эдуард Топчян, Ваан Мартиросян, Сергей Смбатян - заслуживают самой высокой оценки своей деятельности. Они вместе держат сегодня прочную оборону высокой академической культуры, защищая ее ценности - традиции, профессионализм, высокие идеалы. Каждый из них достоин отдельного, обстоятельного разговора. Сегодня же в фокусе нашего зрения Сергей Смбатян, его энергичные усилия и блистательные результаты в деле пропаганды высокого музыкального искусства и армянской современной музыки.

Музыканты, которые добиваются больших результатов, обычно набирают свой опыт с раннего детства. Первые учителя, наставники, первые концерты, конкурсы… В 13 лет Сергей Смбатян уже лауреат ряда международных конкурсов. В юношеские годы он выступает в качестве солиста с Филармоническим оркестром Израиля, с Московским государственным симфоническим оркестром. Он может концертировать и дальше как солист, но, испытывая острый интерес к дирижированию, решает серьезно сосредоточиться на этой профессии.

Будучи студентом Московской консерватории по классу скрипки, Сергей Смбатян поступает в Ереванскую консерваторию, в дирижерский класс профессора Ю.Давтяна. Получив дипломы об окончании двух консерваторий в 2009 году, он уже прочно стоит на ногах. Его мечта сбылась еще в 2005 году, когда он создал и возглавил как дирижер и художественный руководитель Молодежный оркестр Армении. В состав оркестра вошли талантливые студенты и аспиранты, его сокурсники. Уже через год оркестр официально становится участником Международного ежегодного конкурса имени Арама Хачатуряна, а в 2008 году получает статус государственного.

Деятельность оркестра разворачивается с калейдоскопической быстротой и красочностью. Молодой дирижер представляет свой оркестр на прославленных международных фестивалях, выступает на престижных концертных площадках - в Концертном зале им. Чайковского, в Большом зале Московской консерватории, в Konzerthaus в Берлине, в Opera Garnier в Париже, в Palas des Beax-Arts в Брюсселе. Оркестр получает возможность работать с такими выдающимися солистами, как Вадим Репин, Максим Венгеров, Денис Мацуев, Борис Березовский, и другими. Фактор зеленой дороги говорит сам за себя, что способствует рекордной активности оркестра, представляющего в сезон 35-40 концертов. Одновременно у молодого дирижера находятся и время, и возможности набираться опыта под руководством выдающихся дирижеров современности - Валерия Гергиева, сэра Колина Дэвиса, Риккардо Мутти, участвовать в их мастер-классах.

Волнующими событиями для Сергея Смбатяна становятся выступления с английским филармоническим оркестром в 2010 году в Виндзорском замке на благотворительном концерте принца Чарльза, а в сезоне 2012-2013 - с Дрезденским филармоническим оркестром в соборе Фрауенкирхе в Дрездене и Симфоническим оркестром чешского радио в рамках фестиваля "Прага А. Дворжака". Такая творческая активность, разворачивающаяся в столь благоприятной профессиональной среде, дает блестящие результаты. Сергей Смбатян и его оркестр с каждым новым выступлением демонстрируют все большую степень зрелости, таланта, артистичности, свободы, и дальше шлифуя исполнительское мастерство.

Тотальная молодость этого оркестра тоже своего рода бренд, против которого никто не может устоять и который всегда во все времена бывал очень востребован. Востребован как аванс на будущее, как кредит доверия со стороны молодежи, которая всегда составляла большую часть слушательских аудиторий, а сегодня везде, и у нас тоже, своими налетами на симфонические концерты голосует за высокое искусство.

Государственный молодежный оркестр сегодня - один из форпостов армянской новой музыки, и это неоценимо. Культура живет не только традициями, но и рефлексией авангардной мысли. Даже самые лучшие исполнители и оркестры способны закостенеть, если не включаются в контакт с современной музыкой. Молодежный оркестр сегодня – то поле, где она звучит. Причем картина армянской современной музыки в репертуаре оркестра самая обширная. Начиная от Симфонии Александра Арутюняна, от Первой симфонии Дживана Тер-Татевосяна, написанных для большого симфонического оркестра в 1957 году, до сочинений, которые пишутся сегодня, буквально под концерт.

Концерт – событие - так широко и концепционно понимает свою миссию молодой Сергей Смбатян. Поэтому он смело и решительно стремится к новой трактовке, и то, как это ему удается, вызывает искреннее восхищение. Так он исполнил на 90-летнем юбилее Александра Арутюняна в 2009 году в присутствии автора его Симфонию для большого симфонического оркестра. Я назвала это исполнение возрождением, до которого дожил композитор. Давно эта симфония не звучала так ярко, самобытно, значительно. Поражало, как молодой человек нашего времени проник в эту искреннюю, державную патетику, обращенную к своей стране, как передал богатую эмоциональную гамму чувств, давно уже исчерпанную. Так же сопричастно, проникновенно он исполнил Первую симфонию Дж.Тер-Татевосяна для большого симфонического оркестра и Ноктюрн для скрипки и симфонического оркестра Э.Багдасаряна с участием Айка Давтяна. Словно пала туманная завеса времен, и яркие краски этих больших фресок засияли с прежней силой. Такие успехи обязывают. Поэтому осталось непонятным небрежное исполнение красочного филигранного произведения Лазаря Сарьяна - "Симфонических картинок" из пяти частей, - которое состоялось 14 марта, в один вечер с блестящим исполнением Восьмой симфонии Шостаковича.

Успех в искусстве всегда объясняет талант. Но есть еще несколько факторов - интуиция, высокая требовательность к себе, серьезное образование и, конечно, семья. Как-никак Сергей Смбатян - внук скрипачки, многолетнего директора специальной школы им. Чайковского, первой своей учительницы Татьяны Айрапетян и сын композитора, известного общественного и государственного деятеля Армена Смбатяна. Хотя всегда талант проникновения и сопереживания - это сугубо индивидуальные качества человека.

Композитор, который услышал его Молодежный оркестр, обязательно захочет написать для него, более того - посвятить ему свое сочинение. Так поступает Эдуард Айрапетян, сочинения которого постоянно присутствуют в репертуаре оркестра. Романтичные опусы композитора - "Улетевший воздушный шар", "Постлюдия", "Сибелиус-Сон" - сочинение, посвященное Сергею Смбатяну, Концерт для фагота и камерного оркестра, Ода для смешанного хора и струнного оркестра на слова Мисака Мецаренца "С каким упоением…" в исполнении Молодежного оркестра под управлением Сергея Смбатяна - это вершины и композиторского искусства, и исполнительского мастерства. Мне стало известно, что оркестр уже готов приняться за новое сочинение Эдуарда Айрапетяна под названием "Струнная симфония"… Так длится день…

А 14 декабря 2012 года в рамках фестиваля "Чухаджян-фест" состоялся очередной акт просвещения, данный Молодежным оркестром и его дирижером, - авторский концерт композитора Вардана Аджемяна. Концерт стал событием и для слушателей, и для композитора. На сцене нашей музыкальной жизни предстала интереснейшая фигура маститого композитора, по характеру определенно театрального, фантазийного, с огромным запасом энергии и воображения, которого-то мы все знали, но, оказывается, вовсе не достаточно. Да потому, что именно так, портретно, основательно и на высоком исполнительском уровне должна звучать новая музыка. Были исполнены Симфония N3 для струнного оркестра, посвященная Э.Мирзояну, Концерт для флейты и камерного оркестра, посвященный А.Тертеряну, Концертная поэма "Театр звука" для фортепиано, литавр и струнного оркестра и Advanture для саксофона, фортепиано и струнного оркестра. На сцене блистала пианистка Арус Аджемян, дочь композитора. Она, как и флейтист Геворк Аветисян и саксофонист Армен Уснунц, вместе с оркестром и дирижером были награждены восторгом слушателей и долгими аплодисментами.

Праздник состоялся. Но он чередуется с буднями, со скрупулезным трудом музыкантов, с дисциплиной постоянных репетиций, с постоянной учебой, с необходимостью преодоления всего… Оркестр молод, молод и дирижер, поэтому, объясняя успехи божественной данностью таланта и счастливыми обстоятельствами, следует вознести хвалу и исключительным организаторским способностям Сергея Смбатяна, уверенно направляющего свой молодой коллектив в большое плавание.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЛИКОВАЛИ, РАДОВАЛИСЬ, ПОЗДРАВЛЯЛИ…
      2017-09-20 15:36
      4587

      9 сентября этого года в Театре оперы и балета им. Спендиарова собрался весь Ереван со своим исчезнувшим тылом - художественной интеллигенцией середины ХХ века. В зале рассаживались по своим местам пожилые люди, которые когда-то были активными членами нашего культурного прошлого, галерку и ложи заполняла молодежь. На сцене театра происходило событие, которое ждали уже больше года, - постановка оперы Аро Степаняна "Давид Сасунский", которая осуществилась под руководством Сарины Автандилян, автора идеи этого проекта и художественного руководителя. 

    • ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС НАРОДА
      2017-07-12 15:42
      16244

      О молодых композиторах, вступающих в жизнь После очень успешных экзаменов на композиторском факультете Ереванской консерватории им. Комитаса, состоявшихся в июне 2017-го, я решила обратиться с вопросом к тем, кто, собственно, и является двигателем этого прогресса: к педагогам консерватории - профессору, заведующему композиторской кафедрой Вардану АДЖЕМЯНУ, профессору Левону ЧАУШЯНУ и композитору, заслуженному деятелю искусств, председателю экзаменационной комиссии 2017 года Эдуарду АЙРАПЕТЯНУ.

    • РАДОСТИ И ЗАБОТЫ АРМЯНСКОЙ МУЗЫКИ
      2017-05-30 12:31
      3102

      Уже четыре года Союз композиторов Армении проводит конкурс юных композиторов - учащихся музыкальных школ Армении, который носит имя Эдварда Мирзояна. 12 мая в зале Союза композиторов Армении состоялся заключительный акт этого конкурса - концерт, на котором призеры исполняли свои произведения. 

    • ЗНАК СУДЬБЫ
      2017-03-20 16:15
      1226

      Творчество - вещь метафизическая, она касается не только художника, творца, но и всех без исключения, весь мир. Творимое в тишине, творчество отдается своими невидимыми и неслышимыми сигналами в пространстве мира, в его мыслительно чувственном единстве, вызывая ответную энергию тех, кто призван его открыть. Эта занимательная фабула, связывающая писателя и издателя, драматурга и режиссера, композитора и исполнителя, выглядит в этом метафизическом ракурсе особенно убедительно, когда встреча двух сторон происходит словно бы по наитию, на уровне интуиции или просто случайно. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ГОРИС-2018
      2018-02-07 16:37
      4679

      Дыхание тысячелетий Город Горис Сюникской области, как известно, провозглашен культурной столицей Содружества независимых государств (СНГ) в 2018 г. Такое решение было принято 7 апреля 2017 г. на заседании Совета министров иностранных дел СНГ в Ташкенте после конкурса, в котором участвовали многие города.

    • ВЕЧЕР ПАМЯТИ АРТИСТА (ВИДЕО)
      2018-02-07 16:12
      6447

      В Мариинском театре состоялся концерт, посвященный дню рождения Гегама ГРИГОРЯНА     Луч выхватывал портрет из полутьмы сцены. Этот лоб, эту выразительную, чуть ироничную складку губ, эти добрые и мудрые глаза. Он словно смотрел в зал из-под тяжелых, словно вырубленных из камня век своим по-детски доверчивым взглядом черных, как вечность, глаз.

    • УДАСТСЯ ЛИ СПАСТИ "ЗВАРТНОЦ"?
      2018-02-07 15:50
      1530

      Как только стало известно об очередном проекте сноса аэропорта "Звартноц", в социальных сетях начался сбор подписей в поддержку сохранения старого здания. Уже собрано более 10000 подписей

    • СЛОЖИТСЯ ЛИ НОВАЯ "ДРУЖБА" АЗЕРБАЙДЖАНА С ЮНЕСКО?
      2018-02-07 15:46
      1187

      Чуток переждав, пока не улягутся позорные страсти по Бюльбюльоглы, не впущенному в сочный огород ЮНЕСКО, азербайджанские власти снова принялись, глотая слюни, обхаживать этот самый огород в надежде проверить на вшивость новоиспеченного генерального директора.