Последние новости

ПИАНИСТ И ДИРИЖЕР

В минувшем году в рамках фестиваля "Возвращение" в Ереване побывал пианист и дирижер Ваагн ПАПЯН - ереванец, выпускник Московской и Санкт-Петербургской консерваторий. Некоторое время он работал художественным руководителем и главным дирижером Армянского филармонического оркестра. Ваагн в последние 20 лет живет и трудится в Израиле, гастролируя по всему миру.

- В многочисленных публикациях вас называют выдающимся израильским пианистом и дирижером...
- Я не считаю себя израильтянином по происхождению, хотя у меня есть достаточные основания считаться израильским музыкантом. Я гражданин этой страны, там живу и за ее пределами представляю данное государство. С удовольствием это делаю. Мне это нравится. Другое дело, кто как пишет. Очень часто меня называют армянским музыкантом, а однажды даже представили русским и вывесили огромный российский флаг на моем концерте. Все это эмоциональная окраска. Знаю, кто я, и люди, окружающие меня, знают, что я родился в Армении, здесь учился, здесь работал.

- А что побудило вас покинуть Армению, ведь начало вашей профессиональной карьеры складывалось весьма успешно для молодого музыканта?
- Уехал в середине 90-го года, еще до распада СССР. Я был молод, мне хотелось не только отдавать, но и получать, хотелось проверить самого себя, реализоваться полнее. Была возможность выехать в Израиль - и я воспользовался ею. Причины моего отъезда были профессиональными: попробовать себя в большом мире.

- Оглядываясь назад - что в профессиональном плане вы получили?
- Очень много. Я переехал в страну, где встречал великих музыкантов. Достаточно сказать, что в Израиле работает один из лучших оркестров мира, которым больше сорока лет руководит Зубин Мета - один из крупнейших дирижеров мира. И он не единственный, с кем мне приходилось сотрудничать. В дальнейшем это было и в других странах, где я встречался с коллегами, - мы взаимообогащались. Почти пятьдесят стран я объездил с концертами, впитывая все самое хорошее.

- Вы являетесь еще и художественным руководителем Государственного казахстанского симфонического оркестра.
- Я был на гастролях в Казахстане, когда руководитель оркестра скоропостижно скончался. Меня попросили временно помочь в руководстве оркестром. И это "временно" затянулось - прошло уже более пяти лет.

- Ереванский концерт был посвящен памяти вашей матери - выдающейся пианистки, заслуженной артистки Армении Амалии Байбуртян...
- В годы моей юности мама была одной из представительниц среднего поколения армянских пианистов - ученицей Георгия Сараджева, затем она училась у Генриха Нейгауза в Москве, а после аспирантуры вернулась в Ереван и долгие годы трудилась в Армении. В одно время очень активно выступала. Была первой исполнительницей неимоверного числа произведений армянских композиторов. Сохранилось много записей в ее исполнении. В нашем доме бывали разные композиторы, приносившие свои ноты, с которыми мама с удовольствием работала, а ее выступления очень часто показывали по телевидению, передавали по радио. Она долгие годы преподавала в консерватории, была профессором, имела учеников, многие из которых стали хорошими пианистами. Так что в сферу армянского фортепианного искусства она, безусловно, внесла весомый вклад.

- Разумеется, подобная атмосфера в доме не могла не повлиять на выбор вашей профессиональной деятельности...
- Конечно. Меня просто взяли за ручку и отвели... в профессию. Я очень хорошо помню, что ребенком я просился на скрипку, а мама мне говорила: "Нет, все-таки - фортепиано, потому что я тебе смогу помочь". Вообще я вырос в атмосфере красок - с одной стороны (потому что папа, Анатолий Папян, был народным художником Армении, долгие годы заведовал мастерской в нашем Художественном институте), и постоянного фортепианного звучания - с другой.

- На одном из музыкальных фестивалей, кажется, в Корее, где вы выступали, в зале присутствовали 4000 человек . Как у вас происходит контакт с таким огромным количеством людей?
- Был концерт в Лондоне, где присутствовало не четыре, а восемь тысяч зрителей. Конечно, каждого в отдельности трудно прочувствовать, но ты ощущаешь общее дыхание зала, с которым ведешь диалог, некую гармонию, понимание. Это трудно объяснить, надо почувствовать. Барьер или есть, или его нет. Когда его нет - это прекрасное состояние для исполнителя, если есть - то очень плохое. Никому не пожелаю.

- Дирижер и пианист - разные специальности одной сферы. Какая из них вам ближе?
- И та и другая. Это - разные ощущения, когда ты дирижируешь и стоишь спиной к залу, ею и ощущаешь дыхание слушателей. Ты ведешь за собой музыкантов и, безусловно, оказываешь влияние на их исполнение. А когда ты играешь на рояле, у тебя есть физический контакт со звуком, который тебе позволяет не опосредованно, а непосредственно его воспроизводить.

- И последний вопрос - традиционный. Каким вы находите современный Ереван?
- Очень много изменений - и хороших, и приятных. Только вот хотелось бы, чтобы у людей настроение было пооптимистичней.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДМИТРИЙ ХАРАТЬЯН, ГАЙДАЙ И ДОНАЛЬД ТРАМП
      2018-12-24 17:43
      9342

      Всеобщий любимец публики народный артист России Дмитрий Харатьян на днях был гостем Еревана. Он выступил на своем двухчасовом творческом вечере в Доме Москвы. Желающих встретиться с артистом было много. Публика штурмом (в прямом смысле этого слова) брала зал и занимала свободные места в нем, где, кстати, заранее были поставлены дополнительные стулья, - вход был свободным. А те, кому не удалось сесть, рядами выстроились в проходах, расположились по краям сцены и даже расселись прямо на полу перед ней.

    • СЕМЕЙНЫЙ СОЮЗ НАСЧИТЫВАЛ ПОЛВЕКА
      2018-12-14 15:26
      1404

      14 декабря певице мирового класса Гоар ГАСПАРЯН исполнилось бы 94 года. Ее заслуги в области вокального искусства неоспоримы. Но говорить о них мы не будем. Они известны всем. Сегодня мы хотим представить Гоар Михайловну в несколько ином ракурсе.

    • Адам БАРРО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
      2018-12-10 16:06
      665

      В день трагической даты для армянского народа - тридцатилетия Спитакского землетрясения - 7 декабря в Гюмри в церкви Пресвятой Богородицы (Семь ран) состоялся концерт известного французского оперного певца, выходца из Ленинакана Адама Барро (Мурада Амирханяна).

    • "СПИТАК" - НОВЫЙ ФИЛЬМ О ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ
      2018-12-05 16:15
      2241

      7 декабря - в день 30-летия разрушительного Спитакского землетрясения по телеканалам "Россия-1" и Общественному армянскому телевидению (в 23.15) пройдет премьера художественного фильма "Спитак" режиссера Александра Котта. 29 ноября он вышел в российский прокат и был представлен в Таллине в рамках кинофестиваля "Темные ночи". А до этого успел побывать на нескольких международных кинофестивалях и получить награды:  приз "Серебряный Георгий" 40-го Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу, удостоился такого же приза на открытом Российском фестивале кино и театра "Амурская осень".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПАМЯТИ МУЗЫКАНТА И ПЕДАГОГА
      2019-03-11 12:42
      1960

      Заслуженный деятель искусств России, профессор Новосибирской Государственной консерватории им. М.И. Глинки, заведующий кафедрой камерного ансамбля, струнного квартета и концертмейстерского мастерства, Виктор Минасян скончался 7 марта текущего года на 78-м году жизни.

    • СИМФОНИЧЕСКИЙ ИГРАЕТ В "КРЕСТНОМ ОТЦЕ"
      2019-03-07 11:40
      2759

      Государственный симфонический оркестр Армении на днях вернулся из Объединенных Арабских Эмиратов, где блестяще выступил в новом концертном формате. С 28 февраля по 2 марта музыканты оркестра, а также приглашенные исполнители 5 раз поднимались на сцену знаменитого зала "Дубай Опера" в роли "таперов", чтобы вживую сыграть музыку к легендарным голливудским фильмам "Крестный отец" и "Гарри Поттер". Представьте: на огромном экране идет трехчасовая картина, а знаменитые саундтреки исполняются здесь и сейчас. Как рассказывают очевидцы, эффект был незабываемым!

    • ПАРИЖСКИЙ ХОР "АКН" ПОЕТ АРМЯНСКУЮ ЦЕРКОВНУЮ МУЗЫКУ
      2019-02-07 12:00
      1892

      "Акн" - разнофункциональное слово. В переводе с армянского оно означает "исток", "источник", в то же время - "драгоценный камень", что в полной мере отражает творческий облик одноименного хора, основанного в Париже в 1985 году и действующего беспрерывно, активно, плодотворно на протяжении более тридцати лет.

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09
      3410

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.