Последние новости

ТУБА СЭМА ПИЛАФЯНА

В детстве даже вид исполнителя на огромном духовом инструменте - тубе вызывал у меня смех. Тубисты так комично надували щеки, а сам инструмент издавал при этом такие смешные звуки, что в течение всего концерта я всегда наблюдал только за ними. Когда подрос, стал понимать, что играть на тубе очень трудно и это один из самых уважаемых инструментов, несмотря на то что выполняет он в оркестре некую вспомогательную роль басового инструмента в группе медных духовых. Туба активно используется в духовых оркестрах, сравнительно реже в джазовых и эстрадных оркестрах, а в качестве сольного инструмента выступает сравнительно редко. По крайней мере так гласит молва. Но вот недавно я наткнулся на имя Сэма Пилафяна и узнал, что он - один из выдающихся тубистов мира, создатель нескольких ансамблей, а главное - засветился не только в составе духовых и симфонических оркестров, но и в джаз-трио и дуэтах, и даже выступает соло.

СЭМ (САМВЕЛ) ПИЛАФЯН РОДИЛСЯ В МАЙАМИ, ШТАТ ФЛОРИДА, В 1949 ГОДУ. Рос он в музыкальной семье, где все на чем-то играли, пели. Музыка всегда для него была предметом восхищения и поклонения. И самыми яркими впечатлениями его детства были те, что так или иначе связаны с музыкой, звучавшей дома, на концертах, куда его водили родители. С детства его привлекла именно туба, и он просил родителей отдать его в колледж в класс тубы. Закончив консерваторию с отличием в 1967 году, он становится всего лишь вторым за более чем 50-летнюю историю международного конкурса в Мичигане тубистом, выигравшим конкурс среди духовиков. Через год Сэм выигрывает грант на учебу в музыкальном центре Тангелвуд университета Аризоны.

Когда в Вашингтоне в 1971 году открывали знаменитый Кеннеди-центр искусств, играть на торжественной церемонии администрация центра пригласила оркестр под управлением классика американской современной музыки, композитора и дирижера Леонарда Бернстайна. Прослушав многих тубистов, легендарный музыкант пригласил играть в премьерном исполнении своей "Мессы" молодого тогда Сэма Пилафяна. Этот опыт игры с симфоническим оркестром не стал последним.

Пилафян играл и записывался с самым популярным в мире симфоническим оркестром Boston Pops под управлением композитора Джона Уильямса, Нью-Йоркским филармоническим оркестром, оркестром Метрополитен-опера. В составе этих коллективов Сэм участвовал во многих крупных концертах и фестивалях в разных странах Европы и Азии. Его соло на тубе слышали на торжественном концерте, посвященном 100-летию Карнеги-холла, а когда Жаклин Кеннеди-Онассис готовила церемонию бракосочетания своей дочери Каролин, то по просьбе Жаклин Сэм сделал собственные аранжировки семи самых любимых песен Джона Кеннеди и исполнил их на свадьбе.

За годы своей творческой деятельности Пилафян сумел получить массу наград и призов: приз Музыкальной ассоциации Гарварда, звание "Выдающийся музыкант" сразу нескольких высших музыкальных учебных заведений, звание "Лучший педагог", приз "Дух Уолта Диснея" за созидательную и творческую деятельность... Долгие годы он был президентом и председателем совета директоров Международной ассоциации исполнителей на тубе, а в настоящее время он - член этого же совета директоров. Он создал и руководит до сих пор большим духовым ансамблем Summit Brass и знаменитым Empire Brass Quintet, с которым даже выступал в СССР, и одно из выступлений этого выдающегося ансамбля почти в течение двух часов транслировали по I каналу ЦТ Советского Союза - неслыханное для времен застоя дело!

Отдельным пунктом в его деятельности стоит джаз. Он любил его с детства. Джазовая часть его жизни включает в себя выступления и записи с оркестром Дюка Эллингтона, оркестром Лайонела Хэмптона, такими джазовыми гигантами, как пианист Хэнк Джонс, барабанщик Элвин Джонс, певица и голливудская звезда Бернадетт Петерс, создание малых джазовых составов и запись 15 аудиоальбомов. Сэм умудрился даже выступать с одной из великих рок-групп ХХ века - "Пинк Флойд". Одной из наиболее интересных и знаменитых его коллабораций в области звукозаписи являются работы, сделанные с саксофонистом Скоттом Циммером и гитаристом Фрэнком Винолой.

ЧЕТЫРЕХЧАСТНАЯ RELENTLESS GROOVES: ARMENIA - ПРОИЗВЕДЕНИЕ, которое укрепило его престиж, в котором на фоне ранее записанного аккомпанемента Сэм Пилафян использует свою тубу как армянский фольклорный инструмент. Техника исполнения позволяет ему извлекать из тубы, казалось бы, неповоротливого инструмента, любые звуки. Это масштабное произведение можно обозначить как некую сжатую антологию музыки Армении, путешествие в ее историю. Мелодически и ритмически оно охватывает период с языческих времен до наших дней. Каждая из четырех частей демонстрирует наиболее характерные для Армении музыкальные образы. Первая - восторженная и бравурная, носит название Liberation (освобождение), вторая - яркая и колоритная Identity, третья, самая тяжелая и грустная - Lament (жалобная песнь), и наконец, четвертая самая веселая и энергичная - Kef Time (праздник). В записи использовано большое количество фольклорных ударных инструментов. Этим произведением исполнитель представляет всю историю страны и народа, демонстрируя при этом глубокие познания в области музыки, собственную незаурядную технику и большую фантазию. Кстати, это произведение благодаря своей оригинальности и сложности, требующей от исполнителя недюжей техники и способностей, превратилось в своеобразный индикатор технических возможностей исполнителей на тубе. Его исполняют и записывают очень многие музыканты, играющие на этом сложнейшем инструменте, изучают студенты.

Когда Пилафяна однажды попросили закончить фразу "Музыка - это...", он ответил: "... передача эмоций на расстоянии посредством звуков. Задачей музыканта является успешная передача наших музыкальных мыслей всем тем, кто готов их слушать".

А мыслей у Сэма Пилафяна более чем достаточно, ему есть что передать - в частности, своим студентам. Ведь всю свою жизнь он не только играет и записывается, но и учит. 20 лет он преподавал в Бостонском университете, вел курсы в Королевской академии музыки в Лондоне, а в последние годы работает в "Гербер колледж оф мьюзик" и университете Аризоны. Он является также автором двух книг по методике игры на тубе, а свою главную задачу видит в том, чтобы убедить студента в необходимости знаний для достижения однажды выбранной цели. В том, чтобы научить его превращать свой, может быть, не очень большой природный талант в отточенное упорством и трудолюбием высочайшее мастерство.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КУКЛЫ ГАЛЕРЕИ ЖДУТ ВСТРЕЧИ С ВАМИ
      2018-12-12 15:10
      360

      В чем прелесть прогулок с внуками? В том, что благодаря им взрослые обращают внимание на такие вещи, которые сами бы ни за что не заметили. Наглядным доказательством тому служит мой недавний поход в торговый центр "Ереван-Молл", который приходится посещать чуть ли не каждый день.

    • АУДИОНОВИНКИ УХОДЯЩЕГО ГОДА
      2018-12-10 16:00
      396

      Учитывая, что скоро появятся музыкальные альбомы, датированные уже 2019 годом, захотелось "закрыть" год уходящий последней группой интересных записей. Начнем с интересного, но довольно спорного альбома Микаела Абазяна Something More. Записывался он в течение года в ереванской студии "Бревис".

    • ВТОРОЙ ФЕСТИВАЛЬ КНИГИ В ЕРЕВАНЕ
      2018-12-05 12:01
      942

      То, что многочисленные слухи о скорой смерти печатной книги оказались сильно преувеличенными, уже абсолютно очевидно. Об этом говорят и регулярные книжные ярмарки по всему миру, и большие книжные магазины во всех городах цивилизованных стран, и открывающиеся и у нас новые книжные магазины, в которых, кстати, постоянно толпятся люди.

    • МУЗЫКА, НЕ ПОХОЖАЯ НИ НА ЧЬЮ ДРУГУЮ
      2018-11-30 15:27
      917

      Впервые студия эта заработала во Дворце культуры села Нор Ерзнка на рубеже 1978-79-х годов. Там гитарист, певец и композитор Егише Петросян с друзьями и единомышленниками создал почти подпольную студию звукозаписи и место для репетиций своей рок-группы. В те времена рок не приветствовали в СССР, а тем более какие-то "своевольные" шаги в области искусства. Чтобы покрыть расходы, на начальном этапе приходилось записывать все подряд – от рабиса до фольклора, от поп-музыки до рока. И лишь после перестройки в 1989 году была основана официальная полноценная звукозаписывающая студия "Ардзаганк". Потом к ней прибавились продюсерский центр и радиостанция. Студия продолжает активно функционировать.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТБИЛИСИ. ДОМ АЛЕКСАНДРА МАНТАШЕВА ПРОСИТ О ПОМОЩИ
      2018-12-14 15:30
      2007

      12 декабря в тбилисском армянском культурном Центре "Хайартун" при церкви Сурб Эчмиадзин состоялся просмотр документального фильма "Неизвестное об известном", созданного Гоар Акопян, тбилисским художником-минатюристом и общественным деятелем на материале ее экспедиции в Мартунинский и Гадрутский районы Арцаха с целью изучения древних памятников христианской культуры.

    • "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"
      2018-12-12 15:32
      1757

      Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн" Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.

    • ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА СПЕНДИАРОВА
      2018-12-12 15:13
      381

      Основная цель сборника - обогащение фортепианного репертуара армянской музыки переложениями лучших симфонических и камерно-вокальных опусов армянского классика.

    • В Москве установят памятник Шарлю Азнавуру
      2018-12-12 10:57
      259

      В Москве установят памятник великому французскому шансонье армянского происхождения Шарлю Азнавуру.