Последние новости

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР - ДОСТОЯНИЕ НАЦИИ!

Случаются в нашей культурной жизни события не просто торжественные, но заставляющие остановиться, оглянуться, задуматься и, несмотря ни на что, проникнуться гордостью - мы были, мы созидали и творили, являя миру высокий полет искусства, мы есть! Национальному академическому театру им. Г. Сундукяна исполнилось 90 лет.

90 лет прошло с того знаменательного дня января 1922 года, когда в театре, за год до этого события учрежденном правительством Армении, открылся занавес, чтобы явить публике сундукяновского "Пэпо". За девять десятков лет театр написал немало золотых страниц своей истории, украшенных спектаклями-жемчужинами и именами, над блеском которых не властно время. И в этой летописи величественных взлетов и жестоких падений, мучительных поисков и прекрасных мигов побед как скрижаль зазвенела строка: Академический театр им. Сундукяна - часть великого культурного наследия, достояние нации! Поэтому неудивительно, что на празднование славного юбилея собрались всем миром - президент страны Серж Саргсян и первая леди Рита Александровна, министр культуры Асмик Погосян, глава МИД Эдвард Налбандян, министр юстиции Грайр Товмасян, весь арт-бомонд и просто зритель, пришедший еще раз признаться в любви легендарному театру.

К юбилею готовились долго - практически весь прошлый год. Заказывали памятные сувениры и календари, работали над сценарием. Но, пожалуй, главной, непреходящей ценностью, которая останется после торжеств, когда смолкнут аплодисменты и утихнут эмоции, будет книга-альбом, составленная историком театра Сергеем Аракеляном и изданная на выделенные государством к юбилею средства. Роскошный фолиант, в который вошли фотографии, рецензии, эмоциональные текстовки - книга, объединившая корифеев, "пароходов и человеков" и всех тех замечательных артистов, продолжавших делать театр последние десять лет, со времен его восьмидесятилетия.

Отметить свой праздник сундукяновцы решили, нарушая традиционный формат подобных мероприятий, - никаких официальных адресов и приветствий собратьев по цеху, отечественных и зарубежных. Единая цельная программа, в которой кадры славной, уже исторической хроники перемежались отрывками из ныне идущих спектаклей. Правда, подобный формат выглядел не просто как ноу-хау. Не оставляло чувство, что организаторы юбилея театра, переживающего сложные дни, решили подстраховаться от выступлений-импровизаций: артисты - народ эмоциональный и непредсказуемый.

Впрочем, следует отдать должное министру культуры Асмик Погосян, единственной выступившей под занавес чествования, ее слово было взволнованным и честным. "Если бы я была режиссером этого мероприятия, - начала Асмик Степановна, - я бы не стала приглашать на сцену министра. Сейчас я стою здесь и испытываю совершенно особенное чувство. Ведь эта сцена знала великих артистов, корифеев, которые сотрясали самые знаменитые подмостки Европы. У этого театра великое прошлое - здесь бушевали страсти, происходили великие взлеты. Сегодня другие времена, но и сегодня театр жив, существует и старается удержать планку".

Великие артисты, корифеи - они появлялись на экране, вызывая шквал аплодисментов. Ваграм Папазян, Грачия Нерсисян, Авет Аветисян, Метаксия Симонян, Гурген Джанибекян, Мгер Мкртчян, Сос Саркисян... "Ес им ануш Айастани..." - когда из динамиков зазвучал громоподобный голос Хорена Абрамяна, казалось, стены театра не выдержат шквала оваций!

Главный режиссер сундукяновского театра и автор юбилейного спектакля-композиции Тигран Гаспарян выстроил действо таким образом, что первой частью постановки стали сцены из спектаклей, посвященных главным армянским вопросам, которых немало в репертуаре театра, - "Встать, суд идет!" и "Аршак Второй" Зейтунцяна, "Сорок дней Муса-дага" Верфеля, "Наша доля радости" Шарояна, "Деревья" Матевосяна. Давид Гаспарян, Арутюн Мовсесян, Тигран Нерсисян, Мурад Джанибекян, Грета Меджлумян обращали к зрителю полные силы чувств монологи, находившие бурный живой отклик зала. И хотя многие сочли, что для праздничного вечера действо выглядит мрачновато, эта часть воспринималась наиболее цельной, четко собранной в плане композиционном и выразительной по исполнению.

Дальше предполагался "оживляж", но молодые артисты театра и студийцы, объясняющиеся в любви театру под звуки вальса и в костюмах из "Муса-лера", театральности явно не добавили. В концертном исполнении Нелли Херанян, прекрасно прочитавшей знаменитый монолог "Опускайтесь, сны..." из "Старых богов" ее было значительно больше если не по форме, то по содержанию. Еще бурную овацию сорвал привет от Национального театра оперы и балета - аплодисменты заполнили зал так же, как мощный баритон нашей оперной звезды Геворга Акопяна. Следующей запоминающейся точкой вечера стал отрывок из спектакля "Гойя" в мастерском исполнении Армена Марутяна. А когда смолкли звуки фламенко, под которые плясал "макабарский танец" артист, настал момент истины.

На залитую софитами сцену вышли все актеры-сундукяновцы - от народных артистов до самого молодняка. Вышли все те, кому почему-то не нашлось даже самого малюсенького места в юбилейном вечере театра, которому многие из них служат не один десяток лет. А из глубины зала, царственным жестом опираясь на руку кавалера, вышла королева - Вардуи Вардересян. Она сделала шаг вперед, решительно выпростала руку, отводя все проблемы и останавливая время. Она стояла прямая, как балерина, сияя светом большой звезды. И в наступившей нешелохнувшейся тишине голос ее пел - о мужестве жить в театре и об умении оставаться прекрасной. Песню из культового спектакля "В горах мое сердце" подхватили - сначала тихо, потом она зазвучала все громче, увереннее загремели залпы фейерверка. Фейерверка, который салютовал сундукяновцам, ушедшим и уже вечно живым, и тем, кто живет и делает свое нелегкое дело сегодня. Работает во имя того, чтобы ни у кого не возникало сомнения: Национальный театр им. Сундукяна - часть великого культурного наследия, достояние нации!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ИСКУССТВО? ХАЛЯВА, СЭР!
      2018-09-05 16:00
      2131

      С 1 октября вступит в силу одна из программ, разработанных совместными усилиями министерств культуры и образования: система школьного абонемента. Среди всех "арт-революционных" программ в культурном ведомстве эта считается едва ли не самой революционной. По крайней мере о ней говорится исключительно с упоением, переходящим в восторг. Только если в Минкульте по этому поводу полные штаны радости, то у руководителей культурных учреждений по тому же поводу полные глаза слез.

    • НЕ ЗВОНИ МНЕ, НЕ ЗВОНИ!
      2018-09-05 15:38
      1596

      "Черный ящик". Что в нем? Скелеты в шкафу? Круто завинченный сюжет? Реплики под острым соусом? Блистательный актерский ансамбль? Минута на размышление. И то, и другое, и третье? Угадали! Приз в студию!

    • НУЖЕН ЛИ СОВЕТ, ЕСЛИ ОН "БЕСПЛАТНЫЙ"?
      2018-08-29 15:58
      937

      То, что при словосочетании "культурная реформа" или "культурная революция" рука у артиста тянется не к перу и кисти, а к автомату, естественно - нахлебались. Впрочем, следует признать, что при всех духоподъемных разговорах об арт-революции нынешнее культурное руководство ведет себя крайне консервативно, без резких движений, с сознанием "я знаю, что ничего не знаю", и это пока лучшее из его проявлений. Тем не менее вокруг дальнейших векторов развития культурной политики звучат разговоры - официальные и кулуарные, а главное, часто взаимоисключающие. И здесь есть над чем подумать.

    • 100 ДНЕЙ ПОСЛЕ ДЕТСТВА
      2018-08-27 17:19
      1321

      Выросло ли руководство Минкульта из коротких штанишек? Министру культуры Лилит МАКУНЦ много пеняли за заявление "Культура – это я!", сделанное ею в первый день назначения. Прошло 100 дней, и министр сотоварищи - с заместителями бросили в народ новый хит грядущего осеннего сезона: "Культурная революция – это мы!" По крайней мере едва ли не каждый, сделанный за отчетный период шаг, был классифицирован "шагающими" как революционный. "Одно то, что Ширакскому краеведческому музею предоставлено здание, – уже революция!" - воскликнул один из заместителей министра, полный энтузиазма. Как хорошо быть неофитом!






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ