Последние новости

Левон ЖАМКОЧЯН: "Я ПИШУ ТО, ВО ЧТО ВЕРЮ"

В числе художников, которых я встречала в жизни и с которыми было интересно общаться, - наш соотечественник из Америки, живописец и график Левон ЖАМКОЧЯН. Он не раз пересекал океан, чтобы побывать на земле предков, ощутить свою сопричастность к ней. И каждый раз он находит все больше глубины и прозрения, испытывая на себе ее неотразимое очарование.

Впервые я встретилась с художником где-то в начале 90-х годов, в тяжелые после страшного Спитакского землетрясения годы. Неравнодушный к судьбе своей исторической родины, он не мог издали наблюдать за происходящим здесь. Он приезжал сюда по велению совести: сам должен был чем-то помочь в нелегкое время, положить свой камень в фундамент ее возрождения. После трагического землетрясения он провел в Армении около семи месяцев. Были устроены благотворительные выставки-продажи его картин в Ереване, Эчмиадзине, Москве, Киеве, весь доход от которых был предоставлен в распоряжение фонда помощи пострадавшим в Гюмри, Спитаке. Зная о чернобыльской трагедии, Левон решил часть средств перечислить в фонд пострадавших от этой беды.

Но главной целью художника было построить Графический центр в Гюмри, проект которого он демонстрировал нам в редакции. Его он разработал вместе со своим другом-архитектором. Не один день вынашивал Левон идею Графического центра. Все было предусмотрено - выставочный зал, салоны для постоянной экспозиции, мастерские-студии, хранилище, зал для лекций, гостиница... По мнению Левона, в этом центре должны работать лучшие преподаватели Армении и других стран, специалисты из Европы, США. Личный взнос художника на строительство здания - один миллион долларов, остальные средства - от благотворительной деятельности. Школа графических искусств в Гюмри могла бы стать, как утверждал Левон, своеобразным творческим центром для многих художников-графиков из разных городов страны.

Работа Левона ЖАМКОЧЯНАТворчество Левона - лучшее выражение его души и характера. Преувеличить значение его работы и личности невозможно. Судьба этого мастера такая же, как и судьба целого ряда ищущих и интересных наших соотечественников за рубежом. Он принадлежит к семье тех представителей армянской диаспоры, кто приумножил славу нашего народа за пределами родины. П.Контураджян, Гарзу, Жансем во Франции, А.Горки в Америке, Б.Коджаманян в Египте в своих произведениях откликались на боль своего народа. И судьбы их во многом схожи. Печаль всегда стояла и за плечами Левона. Он родился в Бейруте в семье армянских беженцев, спасшихся от Геноцида, вырос в окружении людей, переживших эту трагедию. Поэтому тема дискриминации занимает в его творчестве особую роль, а матовые краски его живописи напоминают страницы древних армянских пергаментов.

Учился Левон Жамкочян в Академии изящных искусств в Венеции, защитил диссертацию в Милане, живет и работает в Вашингтоне. Он лауреат многих международных премий. Работы его экспонировались в престижных выставочных залах Нью-Йорка, Детройта, Парижа, Милана, Стамбула, Бостона... Он принимал участие в большом числе совместных выставок, проводимых в Европе, СССР, США. Его работы хранятся во многих музеях и галереях Армении и за рубежом, в частных собраниях крупных городов Ближнего Востока, Канады и т.д. Это ли не мировое признание?

Искусство Левона узнаваемо. Его ни с кем не спутаешь. Является ли он представителем какого-то современного направления? Трудно сказать. Скорее, он принадлежит направлению... Левона Жамкочяна. Его творчество заключает в себе смелые попытки выражения современности новыми художественными средствами. На выставке в Эчмиадзине я видела десятки цветных графических пейзажей, жанровых композиций, отмеченных поэтическим видением мира. Мне нравится темный колорит, который облагораживает его работы. По мысли автора, он наиболее отвечает ощущению времени, представлениям о серьезном драматическом искусстве. Жанровые сцены уличной жизни, жизни кафе поражают непосредственностью наблюдений и остротой глаза, полной свободой и легкостью выражения. Привлекает красивый и в то же время нервный и терпкий живописно-графический язык большинства его работ.

Работа Левона ЖАМКОЧЯНАТворчеству Левон отдает все свое время, даже когда он впрямую вроде и не занят этим. Достаточно взглянуть на фотографии, где изображен его дом и среда вокруг. Все здесь - на уровне искусства: каждый камень у дерева, кустик, деревянные ограды, даже ступени - творения его рук и души.

"Для меня, - признался он во время одной из наших встреч, - существует только одно хобби - работа. Пишу то, во что верю". Ему органически чужды покой, рутина. И эта любовь к движению, этот неизменный интерес к будущему и есть залог цельности его натуры и светоносного звучания полотен. Философия жизненного оптимизма - одна из основ, на которых он строит свой художественный мир.

- Уже многие годы мой творческий поиск связан с темой Армении, - говорит Левон. - Я просто от души хотел воздать хвалу стране предков.

Первую серию работ об Армении он создает в США. "Армянская абстракция" - так назвал художник эту серию. И это не случайно. Художник еще не видел воочию страну, о которой грезил. Это скорее грезы об Армении, результат мечты, вдохновения и легкости. В тончайшей технике графической миниатюры он варьирует мотивы древнего армянского алфавита.

Спустя десять лет после создания этой серии Левон впервые приезжает в Армению. Близость библейской горы, древние армянские манускрипты, руины храмов и крепостей - все обогащало его творческую натуру. Тогдашнее состояние художника можно передать словами поэта: "...все видеть, все понять, все знать, все пережить, все формы, все цвета вобрать в себя глазами..."

Зрительные впечатления вылились в серию "Арарат и предки". Эта серия сосредоточила в себе тот ясный и чистый свет, который он несет в своей душе. Рассматриваю эти холсты и дивлюсь их изяществу и тонкости. Несмотря на то что в сущности все они исполнены как бы на одну тему, в них изумительное разнообразие оттенков. То, что рождается в его воображении, разворачивается в картине-фантазии в яркое, впечатляющее зрелище. Тема здесь строится на пластической метафоре, на выразительном символе и потому не открывается зрителю сразу. В композициях "Надежда на единение", "Молитва" силуэты предков, молящих о защите, напоминают свечи, горящие в храме. Между всеми листами этой серии - глубокая внутренняя связь. Это единая серия воспоминаний об увиденном, пережитом, прочувствованном.

Картины Л.Жамкочяна обладают внешней красотой. И в то же время они невероятно глубоки, содержательны, несут в себе отблеск духовности. Как он добивается этого - трудно сказать. Наверное, только ему одному свойственными средствами выразительности, неповторимой интонацией, столь естественной сегодня, когда невозможно думать о прекрасном без грусти.

В Эчмиадзине я наблюдала, как завороженно смотрели его работы совсем простые люди, нечастые посетители художественных вернисажей. Возможно, они не все понимали, не улавливали смысловую информацию, но им передавался свет души художника. И это невозможно было не заметить, потому что выходили они просветленные.

- Диаспора сегодня играет существенную роль в национальной культурной жизни, - говорит Левон. - Спюрк может заняться изучением культурных и социологических проблем в Армении, основываясь не только на национальных особенностях, но и в более широком международном масштабе. Главное в том, что завтра Армения обязательно состоится в плане экономического, социального культурного единства. Тогда нам придется подумать о нарождающемся чувстве армянского гражданства. Чувство принадлежности к общей родине, общей судьбе должно овладеть душами многих за рубежами Армении. А укрепить эти чувства могут культурные акции. Нужны постепенные, каждодневные шаги к цели, нужны идеи, которые объединят людей. Из этого когда-нибудь вырастут практические плоды.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КИСТЬ, ОПЬЯНЕННАЯ СОЛНЦЕМ
      2017-07-26 16:14
      10099

      В этом году замечательному художнику, одному из ярких представителей школы Сарьяна Александру ГРИГОРЯНУ исполнилось бы 90, а 10 лет его нет с нами. Его работы прочно вошли в золотой фонд армянского изобразительного искусства. Они свидетельствуют не просто об одаренности мастера, многогранности творческих интересов, - в них мы видим последовательное развитие его художественных идей. Он был художником с яркой, особенной манерой, сумевший образно выразить и дух своей эпохи, и характеры людей, которых он увековечил в своих картинах. Опираясь на традиции, на духовный опыт прошлого, он проложил живой мост в современность..

    • ВЫСОКАЯ НОТА ИЮЛЯ
      2017-07-21 15:30
      6357

      Июль был заполнен концертами, яркими музыкальными событиями, фестивалями. Среди множества афиш одна была особенно привлекательной. Это первые в Армении гастроли одного из самых знаменитых современных пианистов - Аркадия Володося. Его сольный концерт прошел в Большом зале Армфилармонии им. Арама Хачатуряна в рамках Международного фестиваля "Ереванские перспективы", имеющего широкий диапазон вызываемых им эмоций. Как и всегда, концерт прошел под высоким патронатом президента страны Сержа Саргсяна.

    • МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ЭДУАРДА ТАДЕВОСЯНА
      2017-07-12 15:36
      9448

      Ошеломляющая артистическая популярность, да еще длящаяся десятилетиями, порой действует отрицательно. Уходят искренность, душевная щедрость, все чаще человек начинает оглядываться на имя, положение. Но это не значит, конечно, что успех сам по себе противопоказан людям. Просто надо быть очень большой, внутренне богатой индивидуальностью, чтобы сквозь все испытания славой пронести ясную душу, человечность, сохранить чувство юмора, обаяние непосредственности. Именно это и удалось народному артисту республики, художественному руководителю Государственного квартета им. Комитаса Эдуарду Тадевосяну.

    • СВЕТ ЗВЕЗДЫ
      2017-07-10 15:36
      5706

      "Феномен Лусинэ Закарян будет вечно жить в нашем духовном мире..." Говорят, если искусству везет с эпохой, то это надолго. Жестокий XX век подарил нам блестящую плеяду деятелей искусства - художников, композиторов, поэтов, великолепных исполнителей, среди которых особенно ярко горит звезда Лусинэ Закарян, которой в этом году исполнилось бы 80 лет. Больше двадцати лет ее нет с нами, но жива память о выдающейся певице. Таинственным, непостижимым образом Лусинэ живет даже на своих фотографиях. Кажется, что перед тобой друг, с которым ты всегда можешь поговорить по душам.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • С ЛЮБОВЬЮ К ПЕВЦУ МОРЯ
      2017-07-28 14:46
      10096

      Выставка современных армянских художников, посвященная 200-летию И.АЙВАЗОВСКОГО Два века отделяют нас от даты рождения великого мариниста Ивана (Ованеса) Айвазовского, творчество которого определяет целую эпоху в истории мирового изобразительного искусства. Но интерес к его личности и искусству не ослабевает и сегодня. И без стремления сказать что-то свое, заслуживающее внимания читателей, писать об Айвазовском невозможно. Много интересного об Айвазовском мы узнали в последние годы из книг, альбомов, статей исследователя его творчества, заслуженного деятеля искусств Шаэна Хачатряна. Целью искусствоведа было по возможности шире представить армянскую сторону жизни и творчества художника, пока еще мало известную русским любителям искусства.

    • "АЙАСТАН" В СИБИРИ
      2017-07-28 12:44
      10308

      Сохранить свои культурные ценности возможно тогда, когда их с удовольствием принимает будущее поколение и продолжает развивать и внедрять в жизнь общества. А еще лучше, когда есть сплоченность, общая идея, поддержка и активная просветительская деятельность. 

    • МЭРИЯ АЛАВЕРДИ БЕЗ ПРЕТЕНЗИЙ К ЛЕСНИКУ ГАГИКУ?
      2017-07-26 16:20
      7850

      20 июня житель  села Санаин  Гагик Веранян, выбросив старые могильные плиты в усыпальнице князей Закарянов , вырыл новую могилу и захоронил там тело своего отца. Городское кладбище, примыкающее к монастырскому комплексу Санаин, занесенному в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, день ото дня захватывает территорию монастыря. Если этот вопрос не решить в срочном порядке, то, согласно регламенту, объекты ЮНЕСКО в случае, если на их территории сооружается что-то новое, могут быть исключены из списка.

    • ПАМЯТИ АНАИТ ГРИГОРЯН
      2017-07-26 16:17
      7839

      Институт искусств НАН РА, Союз композиторов Армении и отечественное музыкознание понесли горестную и невосполнимую утрату. 19 июля 2017 года на 85-м году жизни после продолжительной болезни в Париже скончалась бывшая сотрудница Института искусств НАН РА, член Союза композиторов Армении, кандидат искусствоведения Анаит Рачиковна Григорян.