Последние новости

ЗАДУШИЛИ

Как заметил классик, в жизни всегда есть место подвигу…

Казалось бы, нынешняя театральная жизнь в героях, слава Богу, уже не нуждается. Но на недавнем вручении театральной премии "Артавазд" специальным решением жюри золотой медали СТД был удостоен Драматический театр Абовяна – не только за создание спектакля "Смерть Кюрега-ага" по Тотовенцу, но и "за стойкость и мужество", как написано в дипломе. И даже это определение не совсем точно отражает условия, в которых приходится делать свое дело артистам.

Солнце грело не по-мартовски жарко, заставляя снимать куртки, когда мы приехали в радующий глаз чистотой, обилием деревьев и свежевыстроенных зданий Абовян. А уже через час пришлось пережить эффект "дежавю": ведь, казалось, пар, идущий изо рта работающих на сцене актеров остался в уже далеких 90-х. Да и калориферу, включенному в зале специально для членов жюри, не под силу было сломить арктический холод…

У Драматического театра Абовяна весьма достойное прошлое и смутное, малоперспективное настоящее, заставляющее его артистов проявлять чудеса героизма. В разные приснопамятные советские годы он был Государственным театром Котайкской области, затем опять же Государственным театром Абовяна. Ничего от "народного театра" - здесь работали профессиональные режиссеры и актеры, имена которых до сих пор с пиететом вспоминают театроведы старшего поколения. Да и сегодня небольшая труппа состоит сплошь из людей с высшим актерским образованием. Многие из них интересно зарекомендовали себя не только в злосчастных сериалах, но и в экспериментальных спектаклях, сделанных на столичных сценах молодыми режиссерами. Есть у театра и собственная крыша – Дом культуры города Абовяна. Именно она-то и стала не убежищем от несчастий, а источником таковых. А началось все с того момента, когда здание это получило название "Дворец культуры и…спорта".

Культура в клещах спорта – такой метафоры не избежать при виде некогда явно классного трехкорпусного здания. Культура все еще занимает центральное помещение – раскулаченное, доведенное до полного упадка и разора. Обветшалое фойе, зияющие дыры в паркете некогда шикарного зала, сколотые лестницы, давно лишенные ковровых дорожек, облупившаяся штукатурка в многочисленных гримерках, где некогда готовились к спектаклям артисты. "Когда-то все знали, что в абовяновском Доме культуры есть двенадцать роялей! Это было действительно прекрасное здание с отличной профессиональной сценой, на которой игрались очень качественные спектакли, - рассказывает Армен КАРАПЕТЯН, один из руководителей нынешнего театра. – А сегодня все это стало никому не нужно. Уже который год театр лишен всех штатов. Точнее, на всю труппу у нас, согласно штатному расписанию, оставлено одно место. Уже который раз руководство города торжественно обещает решить этот вопрос, но воз и ныне там, и год от года нам все труднее выживать".

Драматический театр АбовянаА выживать становится все труднее потому, что в абовянском княжестве главы спортивного комитета Гагика Царукяна пришли к выводу, что "через несколько лет здесь ничего не будет – будет один сплошной спорт". Два корпуса, между которыми задыхается культура – тренажерный зал и крытый бассейн, – перестроены и оснащены по последнему слову евроремонта. И отопление здесь такое, что по нежданной мартовской теплыни становится жарко. А вот средств на еще двенадцать метров трубы, чтобы подвести это самое отопление в театрально-концертный зал, у властей города не нашлось. Так что трясущимся от холода актерам не остается ничего, как, трясясь от холода, с тоской наблюдать за жутко довольными собой качками, которые, в дезабилье и тапочках, с наброшенными на мокрые спины полотенцами, перемещаются из спортзала в бассейн. Прямо через зал театральный, где идут репетиции.

Но репетиции все-таки идут. В репертуаре абовянского театра – Уильям Сароян и Агаси Айвазян, Тотовенц и Фигейредо. На вопрос, почему они не ставят комедии для привлечения в театр зрителя, режиссер Ашот ЧТЧЯН отвечает: "Конечно, это очень легкий путь, но мы не хотим ему следовать, поскольку верим, что театр призван не только развлекать. Да и со зрителем у нас нет особой проблемы – абовянцы любят наш театр, и с мая по ноябрь, когда в зале тепло и можно нормально работать, мы играем при полных залах. И в театральных событиях Еревана мы всегда стараемся принять участие. Не пропускаем смотры и фестивали. И проходим мы, слава богу, хорошо, не раз удостаивались фестивальных призов и наград. В этом, наверное, наше спасение – признание извне заставляет власти города считаться с нами хотя бы настолько, чтобы не выкинуть на улицу".

Пока Ашот Чтчян, режиссер и одновременно солист хора фольклорно-духовной музыки "Овер", выглядящий как интеллигент-демократ налбандяновской эпохи, рассказывает о мытарствах театра, какая-то женщина угощает нас кофе, сваренным на выполняющей функцию обогревателя плитке. "Это наш художник-куклодел, - представляет Ашот. – У нас есть зал на сто мест, в котором мы играем кукольные представления. Дети любят к нам ходить. Куклы, естественно, тоже изготавливаем сами". Из каких-то запасников он бережно выносит покрытых целлофаном кукол – больших, ярких и многофункциональных…

Говорят, артист – это диагноз. В данном случае артист – это подвижничество. Иначе как объяснить истовую преданность своему делу людей, которым театр не дает ничего, кроме радости творчества. Или это очень немало?

Драматический театр АбовянаПеред героикой будней абовянского театра хочется встать и снять шляпу всем, кто с ней знаком. Кроме властей города, которых это подвижничество никак не трогает, гордостью за театр, отмеченный наградами, они не наполняются, а наполняются лишь раздражением на тех, кто мешает им окончательно выдворить культуру из ее Дома, превратив его в зал для занятий дзюдо. Вопрос восстановления статуса театра местная власть никак решать не хочет. Бессильной оказалась и министр культуры Асмик Погосян, к которой с этим вопросом обращались еще пару лет назад.

Словом, вся надежда на хозяина здешних мест Гагика Царукяна, который так сильно работает над имиджем "парень сказал – парень сделал" и который обещал решить проблему. Если г-н Царукян поймет, что никому лучше не будет, если еще чего-то не будет, а тем более если не будет сеятелей разумного, доброго, вечного… Если он поймет, что в здоровом теле должен быть здоровый дух, и ум, и сердце… Если он догадается, что не спортом единым… Тогда… Тогда в городе Абовяне в достойных условиях заработает достойный профессиональный театр, способный заставлять жителей города испытывать гордость за него, за себя и за того парня. Будем на это надеяться.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      248

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      220

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
      2018-11-07 16:50
      900

      К завершению XIII Международного шекспировского фестиваля Международный шекспировский фестиваль прошел в Ереване уже в 13-й раз. Число "13" вовсе не оказалось для фестиваля с серьезной репутацией роковым. Если подходить к ситуации без фатализма, а аналитически, можно зафиксировать: Ереванский шекспировский помнит былую славу и надеется на славу грядущую.

    • "ТОЛЬКО ДИЛЕТАНТ НЕ УВАЖАЕТ МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА"
      2018-10-31 15:31
      2594

      Просвещение культурой задвинулось в долгий ящик Октябрь уж наступил. Более того - он закончился. Системе школьного абонемента на посещение очагов культуры, разработанной совместными усилиями министерств культуры и образования и поданной под громкие фанфары, которую планировалось запустить с 1 октября, так и не дан старт. Вот и хорошо. Только зачем надо было "стулья ломать"?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
      2018-11-14 16:43
      213

      Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      248

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
      2018-11-07 16:50
      900

      К завершению XIII Международного шекспировского фестиваля Международный шекспировский фестиваль прошел в Ереване уже в 13-й раз. Число "13" вовсе не оказалось для фестиваля с серьезной репутацией роковым. Если подходить к ситуации без фатализма, а аналитически, можно зафиксировать: Ереванский шекспировский помнит былую славу и надеется на славу грядущую.

    • "ЖДАТЬ НЕЧЕГО - НАДО РАБОТАТЬ"
      2018-10-31 15:29
      2509

      Ванадзорский Государственный драматический театр им. Ов. Абеляна на днях вернулся из Америки, где молодые артисты успешно показали спектакль "Берегите мужчин". Художественный руководитель театра, народный артист РА Ваге ШАХВЕРДЯН радуется успеху своих питомцев, а вот их будущее, как и будущее армянского театра в целом, мэтру армянской режиссуры оптимизма не внушает.