Последние новости

ОН НАЗЫВАЛ СВОЕ ИСКУССТВО "НАХШАЦКАРЕР"

Стены квартиры, где жил один из разработчиков ереванского электронного ускорителя, доктор технических наук Иван КАРАБЕКОВ, увешаны резными миниатюрами, выполненными на морской гальке и обыкновенных камнях, порой темных и угловато-обкатанных. Не квартира, а галерея выразительных портретов, впечатляющих композиций. Камень, еще камень, крест-камень, камень-крест, камень-летопись… Необычайно интересная экспозиция, со своей собственной неброской мелодией. Мир бывший, застывший, мир сущий и будущий…

Трагический профиль Севака, юный, словно летящий Пушкин, величавый Уильям Сароян, Параджанов со своей все понимающей улыбкой... Свои лики в камне ему "доверили" открыть Людвиг ван Бетховен, Шарль Азнавур, братья Лазаревы, Леонардо да Винчи, Чайковский, Фрунзик Мкртчян, Мариетта Шагинян, Арно Бабаджанян, Достоевский, Шекспир, Лермонтов... "Доверили", потому что Иван Патваканович был убежден: у каждого камня свое предначертание, свой образ и дарованное свыше лицо, а он лишь соавтор главного Творца. Портреты, вырезанные в камне, - диалог художника с очень дорогими ему людьми. Вся многострадальная история народа запечатлена в глазах "Армянки". А композиции "Арцах", "Три религии", "Свет добра", "Чернобыль", "Зло", "Выпускной бал в раю" не просто привлекают взгляд тонкой работой мастера, а заставляют задуматься над вечными ценностями и безграничностью Вселенной. Невероятно, как ему удавалось добиться такой выразительности в скрытых, как он говорил, в камне "параллельных мирах", используя простой инструмент: нож или резец.

В творческой палитре Ованеса Карабекяна (это его творческий псевдоним) свыше 250 работ, перечислять их не имеет смысла, их надо увидеть, и тогда они уже никогда не изгладятся из памяти. При жизни у известного специалиста по ускорителям элементарных частиц, автора более ста научных публикаций состоялись несколько персональных выставок его самобытного искусства, которое он сам называл "нахшацкарер". Одна - в Москве, две - в Ереване, в Государственном музее народного искусства Армении и Доме журналистов, три - в США, в Центре изящных искусств города Ньюпорт Ньюс штат (Вирджиния), а также в Ричмонде и Вашингтоне.

Сегодня Ивана Патвакановича Карабекяна уже нет в живых, он ушел из жизни два года назад, но его вдова Инна Григорьевна не просто разрешила посмотреть бережно хранимую коллекцию, но и рассказала, как она создавалась.

…Шел 1975 год. Рудик, так мы называли его дома, только что защитил докторскую диссертацию, и всей семьей мы отправились на отдых в Сухуми. Однажды он подобрал на пляже камень и начал гвоздиком что-то в нем открывать. Потом сказал, что в этом камне ему почудился профиль молодого Пушкина. Так родилась первая миниатюра, и так, без отрыва от физики, он начал постигать тайны пластического мастерства. На вопрос, почему брал именно этот, а не другой камень, обычно отвечал: "Он меня позвал". Работал легко, объясняя это тем, что в камне уже есть идея, надо просто помочь ей выявиться. Но так бывало не всегда.

Иногда он вынашивал идею годами, прежде чем попадался камень, на который органично легла бы его миниатюра. Так было с композицией "Землетрясение". Он очень долго искал камень, долго трудился и над самой миниатюрой. Закончил он ее утром 7 декабря 1988 года. Что это было - предчувствие? Не знаю. Но это было. "Встречи" с Арамом Хачатуряном он ждал почти 20 лет. А когда наконец камень "пришел", закончил работу в считанные дни. Много лет искал встречи и с каменным "я" академика Артема Алиханяна. Если же по какой-либо причине был не в состоянии "перевести послание", камень надолго "засыпал". Почему его вишап взял меч, он понял, только когда Армения стала независимой республикой, хотя создал он его тринадцатью годами раньше.

Работы И.КарабековаУ него много камней-посвящений. Миниатюра "Танец с саблями" посвящена Араму Хачатуряну, "Вечная мелодия" - Ростроповичу. Есть камни, в которых он воплотил героев литературных произведений: "Эсмеральда и Квазимодо", "Король Лир и три его дочери". Когда в нашем Оперном театре поставили "Аиду", откликнулся на нее композицией "Радамес и Аида". Все камни двусторонние, и каждый хранит свою легенду. Есть камни "Тайны дервишей" и "Тайны сказочников". Образ креста присутствует в миниатюрах Григорий Просветитель, Комитас, братья Лазаревы, Иоанн Креститель. Он мечтал создать миниатюру на большом камне и чтобы он был установлен в городе, но этому так и не суждено было сбыться.

Рудик искал камни повсюду, подбирал на улице, спускался в Разданское ущелье, отправлялся к Севану, привез камни даже с побережья Атлантического океана США, но больше всего "зовущих", как он их называл, камней находил на Черноморском побережье. Камни были для него и лучшим подарком. Друзья, коллеги привозили ему их со всех концов земли – из Новой Зеландии, Чили и даже Аляски. У него не было художественного образования, но стремление рисовать, лепить было в нем заложено изначально. Когда учился в Москве, выкраивал время для занятий по скульптуре. Сохранилось много портретов друзей и членов семьи, которые он рисовал карандашом на бумаге, есть и картины, написанные маслом. Его всегда интересовали люди и отличала способность уловить главное, понять глубоко заложенную суть, отметая все наносное.

Когда пришли 90-е и наука фактически перестала существовать, а с ней был потерян и смысл его жизни, Рудик целиком ушел в свои камни. Так увлекался, что забывал поесть, сидел до полуночи, мог корпеть над камнем несколько месяцев. Один период всерьез взялся за рамки, выпиливал подставки из дерева, делал из металла, и всегда это была новая форма. Потом пришел к заключению, что не надо так много времени уделять обрамлению, главное - сам камень. Он тяжело болел, три последних года был прикован к постели, но даже в таком состоянии смог создать две новые композиции – одна из них "Атлантида". Работал он и над каталогом, при жизни его вышел сигнальный экземпляр, но тираж так и не был выпущен, слишком дорого это обходилось.

…Армения – край камней. Наш камень – книга, альбом, дом. Квартира семьи Карабекянов - настоящий музей камня, в котором слились душа Армении и Ованеса Карабекяна.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДВА ДИПЛОМА ОДНОЙ ПРОГРАММЫ
      2017-10-20 15:12
      548

      В начале сентября этого года в Национальном университете архитектуры и строительства Армении (НУАСА) и Армянском государственном экономическом университете (АГЭУ) был дан старт новой совместной образовательной магистерской программы "Управление проектами". Основой для ее создания и реализации послужили договоры, заключенные между этими вузами и Политехническим университетом Валенсии (UPV) - одним из лучших технологических университетов мира. 

    • ЭНЕРГЕТИКА КАРТИН САРКИСА АМАЛБАШЯНА
      2017-10-18 14:35
      935

      Саркис Амалбашян в представлении не нуждается. Имя этого замечательного художника, одного из интереснейших представителей современной армянской живописи знакомо нам по его произведениям, неизменно привлекающим внимание, независимо от того, где и когда они представлены. Картины его выделяются в любой экспозиции, будь то Национальная галерея Армении, Ереванский музей современного арт-искусства, Университет Сан-Томас в США или ливанский ресторан в Нью-Йорке, европейские галереи или частные собрания коллекционеров по всему миру. 

    • УНИКАЛЬНЫЙ ЛЕЧЕБНЫЙ ЦЕНТР WIGMORE CLINIC
      2017-10-16 12:09
      1870

      На днях в Ереване торжественно открыт уникальный лечебный центр по ортопедии, спортивным травмам и хирургии позвоночника, аналогов которому нет на всем Южном Кавказе. Создан он благодаря финансовым и методическим вложениям действующей в Великобритании компании Wigmore medical. 

    • НЕОБЫКНОВЕННАЯ ВЫСТАВКА, ИЛИ СКУЛЬПТУРЫ НА ВОДЕ
      2017-10-11 16:29
      1847

      Выставку скульптур на Лебедином озере в центре Еревана можно без преувеличения назвать уникальной. Ее экспонаты, экспрессивные, эпатажные, с ярким декоративным эффектом, размещены прямо на водной глади. Это и четкие геометрические изгибы, стремящиеся к архитектурным и урбанистическим решениям, и структурные, текучие представители биоморфологических форм. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ИСКУССТВО НАЙДЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ
      2017-10-18 15:19
      934

      29 октября в iArt Gallery в Тбилиси открывается уникальная выставка работ тбилисского художника Вигена ВАРТАНОВА "Искусство найденных предметов", на которой будут представлены около 60 коллажей и ассамбляжей, выполненных автором в разные периоды творчества.

    • ГОРА ДОСТИЖЕНИЙ ВЫСОКОГО ДУХА
      2017-10-18 15:05
      1158

      Как известно, чем больше в стране газет, журналов, других медиа - печатных и электронных, тем лучше. Это обеспечивает поток информации, ее разнообразие, разные точки зрения. Все это работает на информированность населения страны. Ну а если СМИ, посвященные твоей стране, видят, читают и издают за ее пределами, то понятное дело, что это еще и работает на ее популяризацию и даже рекламу, что тоже очень важно, особенно когда взят курс на превращение Армении в рай для туристов. И именно с этой точки зрения можно только приветствовать создание нового журнала "Гора" (GORAmagazine).

    • ПЕРВЫЕ 14 ТОМОВ О ЗАПАДНОЙ АРМЕНИИ И КИЛИКИИ
      2017-10-18 14:58
      951

      В преддверии 100-летия Геноцида армян, которое мировое армянство отметило в 2015 г., многие общины Спюрка выступили с актуальными предложениями и проектами, пересекающимися с этой исторической датой. Интересная инициатива родилась и в Великом Доме Киликии. Глава Киликийского Католикосата Армянской Апостольской Церкви католикос Арам I высказал идею издать как можно больше книг о наших утерянных землях – губерниях, городах, селах, оставшихся на территории бывшего Киликийского армянского государства и Западной Армении. 

    • "МЕРСЕДЕС" С БАНТИКОМ КАК ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
      2017-10-18 14:48
      820

      Обратило на себя внимание сообщение Министерства культуры, назвавшее десять книг, наиболее востребованных за истекший месяц. Во-первых, радует уже то, что читают. Отдельная радость – наличие действующих общественных библиотек, на данные которых ссылается Минкульт.