Последние новости

"ЛИНИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ КАЖДОГО ИЗ НАС", -

считает директор Института философии, социологии и права Геворг ПОГОСЯН

- Геворг Арамович, какую оценку внутриполитической ситуации в Армении можно дать теперь, когда завершен определенный этап, набиравший обороты в ходе предвыборной президентской гонки и достигший своего апогея в день инаугурации президента? В том, что происходило на протяжении этих нескольких месяцев, было немало элементов комизма, даже фарса, хотя речь о серьезных внутриполитических процессах. Но что все-таки выпало в осадок?

- Что ж, история всегда может проявить себя в виде фарса – это, что называется, классика. Конечно, комичного было очень много, особенно в процессах, проявившихся после президентских выборов. Если учесть, какие обещания раздавал Раффи Ованнисян, будучи лидером оппозиционно настроенной публики, и что из этого в итоге вышло, то неудивительно, что у многих из нас осталось ощущение фарса. Ну согласитесь, высказывания в духе "инаугурация Сержа Саргсяна пройдет через мой труп" и т.д. - в нашей политической лексике это что-то новое. Если серьезный политический лидер делает заявления, подобные тем, которые делал Ованнисян (вплоть до обещаний того, что в такой-то день и час последует публичное самоотречение от власти), а потом ничего не происходит, его фигура неизбежно обретает комические черты и весь процесс становится этаким театральным представлением.

Конечно, это плохо, это потеря для оппозиционного электората. С другой стороны, какими бы трагическими, комическими или трагикомическими ни выглядели вышеупомянутые процессы, они все равно вносят инновационные потоки в нашу заскорузлую, застывшую политическую жизнь. Предыдущая пятилетка не внесла свежей струи, последующая тоже не обещает знаковых перемен. А стагнация приводит к усталости, недоверию, потере перспектив в обществе и способствует увеличению эмиграции. Ситуация безрадостная, и потому нам в любом случае нужны серьезные, коренные перемены во внутренней жизни страны, перемены, могущие убедить граждан Армении в том, что страна тяжело, трудно, но все же идет по пути развития, роста и водораздел между властью и народом имеет тенденцию к сокращению, а не к углублению, что наконец власть начинает слушать народ, отвечать его ожиданиям, чаяниям и между властью и народом возможен диалог. И это самое важное, ибо у нас на протяжении многих лет народ идет своей дорогой, власть – своей, и эти дороги никак не перекрещиваются.

- Какие же вы видите предпосылки к возможному началу диалога между властью и народом?

- Предпосылки слабенькие. В принципе власть в очередной раз себя воспроизвела – и на парламентских выборах, и на президентских, что и ожидалось. Но на сей раз это произошло с трудом, с надрывом, неожиданно большим процентом голосов, отданных протестному лидеру. Полагаю, Раффи Ованнисян сам этого не ожидал. Очень хочется надеяться, что власть приняла к сведению тот факт, что не все для нее в шоколаде и есть по крайней мере 550 тысяч граждан, которые ну никак не хотят видеть эту власть во власти.

- Но ведь то же самое происходило, когда на политическую арену вышел одиозный Левон Тер-Петросян, тоже неожиданно набравший довольно большой процент голосов. Ситуация похожая. Но что с того? Разве начался диалог власти с народом?

- Согласен с вами. Но сейчас я как социолог могу сказать, что на сей раз мы перешли Рубикон. Действительно, с "реанимацией" Левона Тер-Петросяна на политической авансцене тоже была аналогичная ситуация – были волнения, недовольство выборами и т.д., а потом все вернулось на круги своя. Криминальные круги продолжали свое дело, чиновничество – свое, коррупция обрела еще больший размах, и власть вовсю пользовалась тем, что она себя сохранила. Но этот рубеж мы перешагнули, к нему возврата уже не будет. Потому что сегодня на политическую арену вышло поколение армян, родившихся уже в независимой Армении. Это новое поколение – поколение Фейсбука, интернет-поколение, это молодые, свежие силы. Они не будут со всем покорно соглашаться, спорить у себя на кухне, эти другие – дети независимой Армении. Другой положительный фактор заключается в том, что общество набирается опыта и зреет от выборов к выборам. Как бы ни углублялись отчуждение и недоверие к демократическим процессам выборов, неверие в то, что путем выборов можно поменять власть в такой стране, как Армения, зрелости все же становится больше. Причем это касается как общества, так и власти, и оппозиции.

ЛИНИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ КАЖДОГО ИЗ НАС- Почему же так натужно идет процесс трансформации?

- Знаете, это очень серьезный вопрос, во многом требующий философского осознания. Давайте обратим внимание на наши исторические символы и то, какое влияние они оказывают на нашу психологию. Арарат – неоспоримый символ Армении и армянства. Но задумывались ли мы над тем, что у него две вершины? Двуглавый Арарат – символ разделенного, раздвоенного народа. И эта раздвоенность влияет на нас исторически, входит в нашу психологию, мы воспринимаем ее как данность – так и должно быть. Большой Арарат и Малый – огромная диаспора за пределами Армении и Армения, не единая вершина нации, а две, и притом неравные. Подспудно, латентно, на уровне подсознания, но такая символическая раздвоенность формирует некое национальное видение будущего и даже прошлого. У нас даже инаугурации две проходят – одна большая, настоящая, другая – маленькая, комическая. Как будто это архетипически сидит в нас. И что интересно – ведь Арарат как раздвоенный символ виден не с подножия горы, а издали, то есть из Армении. И каждое утро, просыпаясь, мы видим две вершины Арарата. Там, где раньше жили армяне, до тех пор пока не был осуществлен Геноцид, он как раздвоенный символ не смотрелся и не смотрится. А внутри страны другой символ - Севан. Это жизнь, питьевая вода, наше будущее. А посмотрите, что происходит с Севаном. За последние 60 лет он обмелел порядка на 10 метров – до такой степени, что остров превратился в полуостров.

- Но за последние годы удалось уровень воды в озере поднять, хотя обозначились другие серьезные проблемы, в частности -экологические.

- Вот именно. Мы спасли Севан, но рыбы в нем нет, экология разрушена. Я не хочу проводить прямые параллели, но не происходит ли то же самое со страной? Мы можем удержать территорию Армении, да притом с отвоеванным Карабахом, но потерять население, что, собственно, и происходит... Судьба Севана чисто архетипически, символически очень похожа на судьбу Армении. Страну мы сохранили, независимость обрели, но народ уезжает. Рыбы в Севане нет, там раки плодятся. И если от архетипического, символического анализа перейти к реальному, социальному, политическому анализу, то в чем наша беда? Людская жадность и алчность губят страну. Даже Севан сгубили алчность и жадность. Мы съели эту рыбу. Правда, она спасала нас в голодные и трудные 90-е годы. Но потом по инерции нещадная эксплуатация и раскулачивание Севана превратились в бизнес - и ничего больше. Наши жадность и алчность – наши, не чьи-либо еще - мешают тому, чтобы восстановилась экология в озере, то же самое мешает нам в своей стране создать такое общество, при котором армянин не уезжал бы отсюда, а жил и работал у себя на родине, зарабатывал бы адекватно, и дети его рождались в Армении, а не на чужбине. У нас абсолютно финансово ориентированное правительство, не осознающее прямых связей между экономикой и демографией, например, или социальной сферой. Очевидно ведь, что, если ты ориентируешься только на импорт, население страны будет уменьшаться, мигрировать, потому что работать негде. Все взаимосвязано, а понимания этой взаимосвязи нет.

- Раньше мы говорили, что во власти сидят технократы. А сейчас сидят финансисты, за экономикой и финансами не видящие реальных живых людей, живое общество и страну, для которых эта самая экономика должна работать.

- Именно это и удручает. Кстати, в данном контексте весьма показательно то, что происходило с Ереваном на протяжении последних десятка с лишним лет и продолжает происходить. Из столицы последовательно выхолащивались дух и культура Еревана – навязанной архитектурой, навязанными градостроительными, точнее -градоразрушительными решениями. Ни одного ереванца образца периода независимости не спросили, нужен ли ему очередной супермаркет или кафе, или, может, будет лучше иметь еще один парк, например. Утеряны ереванский колорит, контент, потому что на протяжении многих лет уничтожалось то, что имело национальную, культурную, историческую наполненность. Остались здания, которые можно встретить где угодно.

- Интересно то, что и "борьба" за Ереван проходит как исключительно политический процесс, на политическом пространстве – о самом городе как будто все забыли.

- Я бы даже сказал, не только на политическом, но на бизнес- пространстве. Как будто речь идет о бизнес-проекте. Я сейчас начал социологическое исследование - мне интересно, как ереванцы относятся к процессу выборов в Совет старейшин. У меня такое впечатление, что подавляющее большинство ереванцев смотрят со стороны, как партии грызутся друг с другом за право управлять городом и думают: опять от нас чего-то хотят в корыстных целях. Пока я вижу вполне объяснимое отчуждение со стороны ереванцев, для которых Ереван – родной город, за который они болеют душой.

- Какие прогнозы как социолог вы дали бы на ближайшую пятилетку?

- Я еще раз хочу подчеркнуть, что мы прошли тот возможный исторический период, в течение которого можно было валять дурака, экспериментировать со страной, превратить ее в политическое болото. Весь ресурс на "дуракаваляние", отпущенный нам судьбой как молодому независимому государству, исчерпан. Теперь начинается серьезный период с серьезными требованиями к каждому из нас. Эти требования мы видим и со стороны наших соседей, и со стороны крупных мировых держав, и в нашей внутренней жизни. Играть в бирюльки, имитируя политические процессы, – такое уже не пройдет ни для внешнего, ни для внутреннего пользования.

- Возвращаясь к символике, можно интерпретировать раздвоенность, о которой вы упомянули, еще и как проблему выбора - не так ли?

- Еще бы! Эта проблема ставится перед нами постоянно - выбор между Западом и Востоком, Россией и Европой, внутренний выбор - между возможностью признать свои ошибки и идти дальше или с пеной у рта доказывать свою правоту. Мы можем требовать от Обамы, чтобы 24 апреля он обязательно произнес слово "геноцид". Но того же самого никто не требует, например, от Путина, хотя Россия – наш стратегический партнер и вроде бы президент РФ мог два слова сказать 24 апреля. Но этого, повторюсь, от него не только никто не требует, но даже и не ожидает. Не говоря уже о Грузии, Греции или, скажем, Болгарии… А от Обамы почему-то требуется все. Согласитесь, в этом много алогичного. Мы можем справедливо требовать, чтобы Турция признала армянский Геноцид, покаялась, возместила ущерб. Но при этом ни одна наша власть за совершенные ее судьбоносные ошибки до сих пор не извинилась перед собственным народом. И ни от одной власти мы этого не требуем. От своих не требуем и от себя не требуем. Между тем начинать процесс трансформации каждый должен с себя. У нас каждого второго останови на улице, предложи ему кресло директора завода, премьера, президента - и он будет готов в него сесть, не думая о том, какая это огромная ответственность перед народом, страной. То, что в нас есть лидерство, - хорошо, но при тотальной безответственности то же качество может обернуться катастрофой. Именно эту безответственность нам надо из себя выхолащивать, не требуя от других больше, чем от самих себя. Пока этого не произойдет, какая бы партия ни пришла к власти, кто бы ни стал президентом, мало что изменится. Линия разделения проходит через каждого из нас – ее надо преодолевать…

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЕСЛИ «ДЕМОКРАТИЯ – НАША ЕДИНСТВЕННАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ», ТО ЭТО ПРОСТО СТРАШНО
      2024-03-28 10:10

      В западных столицах обеспокоены тем, что армянское правительство заходит слишком далеко, отворачиваясь от России На днях в Женеве, в рамках 148-й ассамблеи Межпарламентского союза (IPU) делегация во главе со спикером Национального собрания Армении Аленом Симоняном встретилась с делегацией Великобритании в IPU, возглавляемой Карен Брэдли. И в ходе этой встречи спикер армянского парламента Ален Симонян рассказал удивительные вещи. Опустим реверансы во славу «двусторонних отношений между Арменией и Великобританией», которые, по словам Симоняна, развиваются на уровне «стратегического диалога». Хотя было бы, конечно, интересно узнать, в каком месте этот диалог «стратегический».

    • ЛОЖЬ И ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЛАСТИ
      2024-03-27 09:50

      «Когда глава государства заявляет публично, что начнется война, есть конкретные процедуры в этой ситуации – ни одну из них Пашинян не осуществил», - говорит в интервью «ГА» военно-политической аналитик Айк НАГАПЕТЯН.

    • "ЭТО ПЛАН УНИЧТОЖЕНИЯ АРМЕНИИ"
      2024-03-21 09:18

      "Даже западные аналитики открыто говорят, что никакой значительной помощи от Запада не будет, никакого союза с Западом не будет, никаких гарантий безопасности от Запада не будет. Почему мы не слышим?" - отмечает в интервью "ГА" доктор политических наук Артур ХАЧИКЯН.

    • ИДЕТ ДВУСТОРОННИЙ НЕГАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, И ЕГО НАДО ОСТАНОВИТЬ
      2024-03-20 11:51

      С 3-го места на 10-е за три года: Армения в рейтинге дружественности к России В 2024-ом коммуникационный режим Армении с Россией будет оставаться противоречивым и наиболее изменчивым на постсоветском пространстве, – констатируют эксперты. В конце февраля сего года российский Национальный исследовательский институт развития коммуникаций (НИИРК) презентовал результаты исследования на предмет рейтинга дружественности коммуникационных режимов постсоветских стран за 2023 год – подобное исследование НИИРК проводит уже третий год подряд.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЫБОРЫ В РОССИИ: "БУДУЩЕЕ УЖЕ НАЧАЛОСЬ!"
      2024-03-14 10:59

      Мировое сообщество ускоренными темпами избавляется от ключевого мифа западной пропаганды о неизбежном стратегическом поражении РФ в противостоянии с западной коалицией. Еще вчера казалось, что этому поражению нет альтернативы, а сегодня влиятельные политологи и экономисты на Западе говорят о том, что Путину удалось невозможное, - то, что не удалось просчитать западным экономистам и военным стратегам. "Россия - это страна, которая напрямую управляется Богом, иначе непонятно, как ею вообще можно управлять" - Путин процитировал эту мысль, однако согласился только с первой ее частью, ибо знает, как можно и нужно управлять Россией.

    • ОСТАНОВИТ ЛИ ЧЕРНЫЙ КРОЛИК «ЧЕРНЫХ ЛЕБЕДЕЙ»
      2022-12-31 10:04

      2023 год – раздолье для авантюристов, волюнтаристов и просто лентяев? Астрологи считают, что наступающий 2023 Год Черного Кролика с финансовой точки зрения будет удачен для большинства знаков зодиака. Период динамичный, яркий и перспективный, делать деньги сейчас можно будет буквально на всем. Расторопность может пойти на пользу, и в целом планирование отходит на второй план, уступая место яростным и прямолинейным порывам. Если преследуете сугубо меркантильные цели, то это время для вас. В целом для получения финансовой выгоды придется трудиться меньше, чем обычно. Однако перспективы будут гораздо шире, чем мы привыкли, что и станет главным мотиватором более усердного приложения сил. В некоторых случаях имеет смысл пересмотреть выбранную стратегию, но кардинально менять ее придется не всем знакам. 2023 год - это адаптивное время, которое потребует внимательности и, гораздо реже, усидчивости. Прекрасный, надо сказать, прогноз для материалистов, авантюристов разных мастей и просто лентяев.

    • АРГУМЕНТЫ СЕРЖА САРГСЯНА ПОДТВЕРЖДАЮТ НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ И НАДЕЖДЫ
      2022-02-12 10:16

      "Мы должны очень резко предъявить требования…" Едва примерив на себя костюм премьер-министра, Пашинян посетил Тер-Петросяна, после чего объявил, что тот не сообщил ему ничего нового об урегулировании проблемы Арцаха и переговорном процессе. Не так давно он сказал, что знает о переговорах по урегулированию столько, сколько знает Серж Саргсян. Пустопорожнее бахвальство, как правило, присуще людям малосведущим и поверхностным, зрелые политики не страдают подростковым сознанием, постоянно толкающим на путь самоутверждения за счет предшественников.

    • КОРОЛЕВА АННА
      2022-01-26 13:59

      Кого выбрать президентом Армении? А ведь, согласитесь, для Никола Пашиняна совсем нелегкая задача. Предложить кандидатуру, достойную этого поста и статуса, кандидатуру, которая действительно принесла бы пользу Армении, он себе позволить не может. Ведь это у него только на кепке написано «Духов». А так…