Последние новости

"ЖУЛИК МЕЖДУНАРОДНОГО МАСШТАБА"

25 апреля (по другим источникам, 26-го) Арутюну Акопяну - величайшему магу и волшебнику - исполнилось бы 95 лет. К сожалению, сейчас в Армении его мало кто вспоминает. Зато российский телеканал "Культура" показал на днях документальный фильм "Чародей. Арутюн Акопян". Когда-то он был любимцем публики, телевидения и властей. Слава его гремела за рубежом, куда он часто ездил на гастроли. Его невероятная, тонкая, виртуозная техника фокусника буквально бесила многих коллег по цеху, которые не упускали случая усложнить и попортить ему жизнь. Но он не сломался, не дрогнул.

Арутюн Акопян родился в Ереване в 1918 году. С детства увлекался танцами, окончил хореографическое училище, а затем поступил в ансамбль народного танца. Но отец хотел видеть сына инженером. Пришлось юноше поступать в строительный техникум. В 1937 году администрация "Армстроя", где работал Арутюн Акопян, направила его в Москву для продолжения образования как одного из лучших строителей. Здесь он поступил в институт землеустройства. Казалось бы, профессиональное поприще уже предрешено, но как часто Его величество случай меняет судьбу...

Как-то на одном из эстрадных концертов Акопян увидел выступление фокусника. С тех пор он заболел этим искусством. Ему стало до того любопытно, что юноша проник за кулисы. В пустой гримерной залез в ящик, из которого фокусник на манеже доставал живого кролика. За этим занятием и застал его артист. Вызвали милицию - Арутюна приняли за вора. Когда разобрались, в чем дело, иллюзионист предложил юноше поработать у него ассистентом. Бесплатно. Радости не было предела! Так в свободное время Акопян начал помогать артисту и усваивать секреты простейших фокусов, мастерить реквизит. Первыми его зрителями стали товарищи по общежитию. Вскоре он стал предлагать своему учителю усложнить трюки. Устав от "новаторских" идей ученика, фокусник предложил ему идти на все четыре стороны...

Акопян поступил в кружок художественной самодеятельности, где серьезно стал обучаться мастерству фокусов, - мысль о профессии иллюзиониста его не покидала. В 1942 году, окончив институт землеустройства, Акопян пошел работать... в Мосгорэстраду. Вскоре ему начал мешать реквизит, и артист стал овладевать техникой рук. Начинаются годы упорной тренировки, постоянного тренажа и разминки пальцев, чтобы придать им пластичность и гибкость. Результатом упорной работы стала новая программа, в которой фокусник-манипулятор выступал почти без подручных средств. Те, кому посчастливилось видеть его фокусы, особенно воочию, согласятся: это был высший пилотаж.

Акопян работал в Москонцерте, когда в составе артистической бригады его отправили на передовую с фронтовыми концертами. В одной из таких поездок концертная бригада попала в окружение. Грузовик, в котором ехали артисты, разбомбили немцы. Акопян был контужен и получил осколочное ранение.

После войны он продолжал выступать. В его репертуаре были передача мыслей на расстоянии, гипнотические сеансы, поиск предметов, спрятанных в зале, летающая во сне женщина... Акопян полностью отказался от сложной и громоздкой иллюзионной аппаратуры. Он выходил на публику, засучивал рукава и - творил чудеса! Его реквизитом стали карты, монеты, веревки, газеты, афиши. Обыкновенная трость начинала летать в воздухе.

"Мне хотелось убрать со сцены предметы, с которыми привыкли видеть артистов нашего жанра, и придать этому виду искусства как можно больше благородства. Постепенно я научился работать совершенно свободно от всякого реквизита - руками", - признавался иллюзионист.

А вот как об Акопяне писал его коллега - лауреат международного конкурса в Карловых Варах Александр Василевский: "Смотреть на руки Акопяна и стараться что-то понять - это все равно что попытаться понять музыку Чайковского, глядя на руки Вана Клиберна. Только почувствуешь, что ты полный профан и все твои знания не стоят ломаного гроша". А между тем Арутюн Акопян охотно делился секретами своих чудес. В том числе и в своей книге "Фокусы на эстраде", изданной им еще в 1961 году. Эта книга до сих пор остается одним из немногих изданий, в которых завеса над чудесами приоткрывается. А еще Акопян вел рубрику в журнале "Наука и жизнь", где рассказывал о своих таинствах. Но это имело свои негативные последствия. Некоторые коллеги, зарабатывающие такими трюками на жизнь, были очень недовольны, обижались на то, что он слишком охотно рассказывал о механике своих чудес. Артистическая зависть рождала интриги и козни, которые лишь благодаря судьбе не заканчивались трагически. Так, был случай, когда Акопян, сидя за рулем своей машины, потерял управление и врезался в едущий навстречу автобус. Гаишники, осмотрев место происшествия, определили: "Кто-то выкачал тормозную жидкость". В другой раз злоумышленник плеснул бензин под ворота гаража артиста и поджег его. Машина не взорвалась только потому, что была огорожена щитами. А было и самое настоящее покушение: неизвестный с ломом в руках попытался опустить его на голову артиста. К счастью, удар пришелся по дверному косяку...

В жизни Акопяна было много завистников - склоки, интриги. Но он продолжал работать. И не последнюю роль здесь играла его верная и постоянная спутница - супруга Лидия Ивановна. Арутюн часто с ней выступал. Выпускница консерватории, солистка Москонцерта, она вела его выступления и пела старинные романсы в перерыве между номерами. Поддерживала во всех тяжелых ситуациях, в том числе и когда артисту приходилось менять ассистента, в очередной раз предавшего его, за копейки продавшего секреты его трюков.

И все-таки друзей и поклонников было больше. Артист всегда был по-восточному хлебосольным человеком. Завсегдатаями его московского дома на Кутузовском проспекте были такие знаменитости, как Мария Миронова, Рина Зеленая, Михаил Царев, Борис Чирков, маршал Баграмян, Арно Бабаджанян. По словам сына, тоже профессионального мага и иллюзиониста, Амаяка Акопяна, в их доме бывал даже сам "Фантомас". Принять французскую киноделегацию во главе с самим Жаном Маре попросили в Министерстве культуры. За накрытым столом Акопян говорил тосты и показывал свои виртуозные фокусы с картами. Маре, не скрывая восторга, кричал: "Браво!"

"Акопян с удовольствием морочил голову своим коллегам-артистам, - вспоминает Александр Ширвиндт, - особенно во время театральных посиделок, капустников, вечеров отдыха в узком кругу. Он никогда не отказывался, когда его просили показать чудеса, всегда шел навстречу. Любил разыгрывать окружающих".

Интересно, что Акопян всегда следовал за временем. И когда Хрущев засеял всю страну кукурузой, он посвятил этому знаменательному событию серию фокусов, что, кстати, как утверждает сын Акопяна, очень понравилось Никите Сергеевичу. После этого иллюзиониста стали приглашать на правительственные концерты. Рассказывают, что как-то, ругая одного из своих министров, Хрущев, сказал: "Это вам не Арутюн Акопян, который из своего волшебного кулька достает все что захочет. Тут работать надо!" А однажды за очередным партийным застольем генсек поднял бокал и произнес: "Хочу выпить за жулика международного масштаба Арутюна Акопяна!"

Среди почитателей артиста был и другой лидер - Леонид Брежнев. В 1976 году он пригласил Акопяна в Барвиху - повеселить партийный бомонд. Концерт прошел под оглушительные аплодисменты. После концерта в гримерку Акопяна в сопровождении свиты вошел Брежнев, поцеловал опешившего артиста, а потом... потребовал, чтобы тот научил его фокусам. Не растерявшись, Акопян предложил на следующий день привезти в Кремль свою книгу с разоблачением всех фокусов. Генсек согласился и очень обрадовался. На следующий день, на удивление всем, Акопяна не только пропустили через все кремлевские посты, но и проводили в кабинет генсека, в котором они надолго заперлись! Акопян стал учить фокусам самого Леонида Ильича! На прощание благодарный "ученик" подарил ему плакат с собственным изображением - Брежнев у штурвала страны, в белом костюме, усыпанном всевозможными орденами и медалями, и сделал надпись: "Выдающемуся артисту современности".

Арутюна Акопяна постоянно приглашали участвовать в правительственных концертах в Кремле. Как-то на одном из таких вечеров присутствовал лидер Югославии Броз Тито. На этом концерте Акопян показывал коронный номер - рвал свою афишу, а потом из обрывков доставал ленты, карты. В завершение в потолок бил фонтан денег. И когда на гостей посыпался дождь купюр, Брежнев повернулся к Громыко и сказал: "Давай назначим Акопяна министром финансов Югославии!"

Акопян был мастером высшего класса. Он делал пассы руками, легко отвлекающие внимание зрителей от того, чего им видеть не полагалось. Это требовало постоянной работы, и Акопян был настоящим трудоголиком. Многие до сих пор вспоминают знаменитый трюк Акопяна с яйцами. На рынке перед носом торговца и изумленных покупателей он разбивал яйцо и "доставал" из каждого то колечко, то кулон.

В творческом багаже Акопяна насчитывалось более тысячи фокусов. Многие из них до сих пор входят в репертуар эстрадных артистов и по-прежнему радуют и удивляют зрителей во всем мире.

В последние годы жизни Акопян был очень болен. Он умер в 2005 году с картами в руках. Артист лежал без сознания, а его умные пальцы продолжали помнить свое дело...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДЖОН МАЛКОВИЧ НА НАШЕЙ СЦЕНЕ
      2017-10-16 15:17
      1710

      Несколько дней в Ереване находился голливудский актер театра и кино, сценарист, режиссер и продюсер Джон Малкович. Он прибыл в наш город по приглашению Государственного молодежного оркестра Армении под руководством Сергея Смбатяна. Малковичу была предоставлена особая честь: он открыл V Международный музыкальный фестиваль им. Арама Хачатуряна. 

    • ХАЧАТУРЯН-ФЕСТ ОБЕЩАЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ
      2017-10-09 15:42
      2126

      11 октября в Ереване открывается V международный фестиваль им. Хачатуряна. За прошедшие годы он завоевал популярность не только в Армении, но и за рубежом. Неудивительно, ведь его программы всегда интересны, насыщенны и нестандартны. А его участники - именитые музыканты. Знаменательно, что наравне со звездами мирового уровня на фестивале предоставляется возможность выступить и молодым талантливым музыкантам, только начинающим свою профессиональную карьеру. И именно в таком творческом переплетении на фестивале не раз появлялись новые интересные проекты как для самих артистов, так и для зрителей.

    • ВСПОМИНАЯ ОГАНА ДУРЯНА
      2017-09-12 10:56
      2352

      Прославленного музыканта Огана Дуряна справедливо считают одним из выдающихся армянских дирижеров, которому 8 сентября этого года исполнилось бы 95 лет. Оригинальный, ни на кого не похожий, своеобразно мыслящий художник за дирижерским пультом словно заново открывал исполняемую им музыку. Не случайно его называли Тосканини Восточной Европы, королевским дирижером, "который творит чудеса в музыкальном мире..." А один из критиков отмечал: "Таких, как Дурян, на нашу планету Господь отпускает единицы".

    • МАРИНИСТ ВСЕХ ВРЕМЕН
      2017-09-11 15:29
      3138

      В Национальной галерее Армении открывается долгожданная выставка Ованеса (Ивана) Айвазовского, посвященная 200-летию со дня его рождения. Это истинное явление в нашей культурной жизни. С феноменом тончайшего знатока моря смогут познакомиться не только ереванцы, но и гости столицы. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • О ПОДВИГЕ - И НЕ ТОЛЬКО
      2017-10-20 15:37
      935

      Наградить "Золотой Звездой" человека, спасшего сорок жизней, власть так и не решилась – ограничилась орденом средней значимости. Едва ли это Шаварша Карапетяна не задело, но настоящему мужчине оценивать свой подвиг и домогаться наград не дано. То, чего недодала власть, ему отдали люди.

    • БОЛЬШАЯ СВАДЬБА ЛЕВОНА АЙРАПЕТЯНА
      2017-10-20 15:17
      3688

      Впереди шла пара, где невеста ребенком была тяжело ранена в годы войны, отец погиб в Лачине, а мать с детьми попала под обстрел. Ее лицо было изуродовано осколками, она перенесла несколько пластических операций. Но она была прекрасна и шла впереди свадебной процессии так, словно это была и ее личная победа. Впрочем, почему словно? Это и была победа – над войной и насилием, над мраком и злом, над лишениями и невзгодами. Победа над смертью, что всего лишь 23 года назад косила людей в Арцахе, не разбирая ни молодых, ни стариков, ни детей...

    • ГОРА ДОСТИЖЕНИЙ ВЫСОКОГО ДУХА
      2017-10-18 15:05
      1409

      Как известно, чем больше в стране газет, журналов, других медиа - печатных и электронных, тем лучше. Это обеспечивает поток информации, ее разнообразие, разные точки зрения. Все это работает на информированность населения страны. Ну а если СМИ, посвященные твоей стране, видят, читают и издают за ее пределами, то понятное дело, что это еще и работает на ее популяризацию и даже рекламу, что тоже очень важно, особенно когда взят курс на превращение Армении в рай для туристов. И именно с этой точки зрения можно только приветствовать создание нового журнала "Гора" (GORAmagazine).

    • "БЕСКОНЕЧЕН ИГРАЮЩИЙ СВЕТ…"
      2017-10-18 14:41
      1077

      В этом году ученому и поэту Сергею МАНДРИКЯНУ исполнилось бы 50 лет  Он родился 3 октября 1967 г. в семье врачей. Уже с ранних лет Сергей выделялся среди сверстников широтой интересов, занимался плаванием и баскетболом, получил музыкальное образование по классу виолончели, прекрасно владел английским. Но любовь к археологии оказалась сильнее всех прочих увлечений и интересов. Получив аттестат с отличием, Сергей поступил на исторический факультет МГУ, который также окончил с отличием в 1990 году. После возвращения в Ереван он поступил на работу в Институт археологии и этнографии НАН РА, принимал участие в ежегодных экспедициях, пока позволяло здоровье. В конце 1994-го он защитил кандидатскую диссертацию "Металлы Армении эпохи бронзы".