Последние новости

НОВАЯ РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ВОЛНА

Архитектурные власти и Минкульт несостоятельны?

Как уже сообщалось, руководство ЗАО "Армения - Международные аэропорты" обратилось в мэрию Еревана с просьбой о сносе старого (круглого) здания аэропорта "Звартноц", в качестве причины указывалось на то, что конструкции сооружения повреждены. Это замечательное здание было построено в 1980 году по проекту архитекторов А.Тарханяна, С.Хачикяна, Л.Черкезяна и конструктора С.Багдасаряна.

Градостроительный совет при мэрии Еревана принял единогласное решение отклонить предложение. В беседе с корр. "ГА" заслуженный архитектор РА, член градостроительного совета Грач ПОГОСЯН отметил, что это здание должно быть сохранено в качестве памятника советской архитектуры. "Мэр столицы и главный архитектор того же мнения", - сказал Грач Погосян, добавив, что не найдется ни одного гражданина Армении, который бы не осознавал архитектурную ценность старого здания аэропорта.

БОЛЕЕ ПОДРОБНО НА ЭТУ ТЕМУ МЫ ПОБЕСЕДОВАЛИ и с арт-критиком Рубеном АРЕВШАТЯНОМ, который отметил, что здание представляет целую эпоху и считается одним из ярчайших проявлений и символов советского позднего модернистского зодчества. На состоявшемся в Вене 19-м архитектурном конгрессе была подчеркнута исключительная важность советского модернистского архитектурного наследия второй половины XX века. К сожалению, в бывших республиках СССР, в том числе и в Армении, это наследие недооценивается, и многие архитектурные шедевры подверглись варварскому истреблению или грубому, вандалистскому трансформированию в несуразные формы. Вспомним такие замечательные здания, как Дом молодежи, гостиница "Севан", Крытый рынок (хотя последние относятся еще к периоду сталинской архитектуры), кинотеатр "Россия", Летний зал кинотеатра "Москва", кафе "Арагаст" и многие другие. Это были знаковые сооружения, грамотно рассчитанные с градостроительной точки зрения и искусно выполненные в смысле архитектуры. Они не только формировали городскую среду обитания, но и являлись частью коллективной памяти, общественной идентичности, говорит Рубен Аревшатян.

Ситуация во всех постсоветских республиках и постсоциалистических странах гораздо серьезнее, чем мы можем представить. После развала СССР произошла радикальная переоценка всей культуры советского строя. Отторгнув социалистический строй, ассоциируемый с тоталитаризмом, мы, к глубокому сожалению, отвергли и все основные положительные принципы, формирующие социальное общество. А архитектура является отображателем и генератором этих принципов.

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: общество испытывает постоянную ностальгию по советскому прошлому. Но когда задается вопрос, что конкретно вызывает это чувство, люди не могут дифференцированно ответить, что они имеют в виду.

Я помню, как критиковали советскую модернистскую архитектуру, говоря, что она неудобна и не имеет ничего общего с национальной идентичностью. Но эта архитектура, как показало время, была социально направлена, и это были принципы, сформированные корифеями армянской архитектуры - М.Мазманяном, К.Алабяном, Г.Кочаром, О.Маргаряном, С.Сафаряном.

ЕСЛИ ЗДАНИЕ АЭРОПОРТА "ЗВАРТНОЦ" УТРАТИЛО СВОЮ УТИЛИТАРНУЮ ФУНКЦИЮ, то его архитектурное значение не потеряно. Его ни в коем случае нельзя разрушать. Более того, по итогам работы Венского конгресса была принята резолюция, обращенная к властям бывших союзных республик, а также к соответствующим структурам Евросоюза, ЮНЕСКО, ИКОМОС и Международному союзу архитекторов с настоятельной просьбой признать ценность сооружений советского модернизма и обеспечить их сохранность для будущих поколений, так как эта архитектура является неотъемлемой частью общечеловеческого культурного наследия.

Армения на уровне правительства откликнулась на эту петицию, заверив, что "...архитектура советского модернизма периода 1955-1991 гг. находится под пристальным вниманием как президента, так и правительства республики...". Однако после такого обнадеживающего ответа, спустя пару месяцев, в центре города начались работы в подземном переходе у станции метро "Еритасардакан", который также был представлен на венской выставке. Сегодня под видом ремонта он практически уродуется и теряет свою градостроительную концепцию. Новый проект подземного перехода, по словам заказчика, разработан кем-то в Лондоне.

Параллельно с этим уже из Аргентины в Ереван приходит новость относительно проекта сноса аэропорта "Звартноц". То есть можно предположить, что мы имеем дело с новой разрушительной волной, нависшей над городом, над общественным пространством и самим обществом, над историей и нашей реальностью. И после того как эти сооружения уже официально числятся как памятники общемирового наследия модернистской архитектурной культуры, местные или неместные владельцы, а также архитекторы и представители власти, ответственные за сносы и уродование модернистских памятников, не ведают, что творят. Отныне все их действия или же намерения, как случай с аэропортом "Звартноц", будут рассматриваться мировой архитектурной общественностью как ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ ВАНДАЛИЗМ.

В заключение отмечу, что 7 мая в Стамбуле на выставке архитектуры советского модернизма макет аэропорта "Звартноц" будет представлен особо в качестве одного из самых красивых и знаковых сооружений советской архитектуры. Он откроет огромную экспозицию в центре современного искусства SALT Galata.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В АРМЕНИИ ВЕДЕТСЯ СЕЙСМОСТОЙКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО,
      2017-12-15 12:40
      592

      заявил в интервью ГА директор ЗАО "Армпроект" Григор АЗИЗЯН 80% зданий, построенных в прошлом веке, необходимо укрепить. В Ереване в 30-60-х гг. строились здания, которые сегодня являются лицом города, причем не только в центре. Их ни в коем случае разрушать нельзя

    • ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ СЕВЕРНОГО ПРОСПЕКТА НЕ РЕШЕНА,
      2017-12-13 21:37
      4044

      заявил в интервью "ГА" профессор, член-корр. Международной академии архитектуры Карен БАЛЬЯН Северный проспект есть на самом первом известном нам генеральном плане Еревана 1924 года академика Таманяна. Для Таманяна это была очень существенная часть его градостроительного проекта - проспект соединял две главные площади столицы: площадь Республики, символ возрождения армянской государственности, и Театральную площадь, символ возрождения национальной культуры

    • ЗОРАЦ КАРЕР - ПОСЕЛЕНИЕ С НЕКРОПОЛЕМ
      2017-12-13 15:24
      1112

      Найденные экспедицией Ашота Пилипосяна артефакты еще раз подтверждают, что Зорац Карер был огромным поселением с некрополем и ни о какой обсерватории не может быть и речи. Тиражировать чушь Геруни не только не имеет смысла, но недопустимо с образовательной точки зрения

    • НАРОДНЫЕ ПЕСНИ НУЖНО БЕРЕЧЬ
      2017-12-01 15:59
      2040

      В советское время на телевидении и в театрах существовал художественный совет, который решал, что и когда показывать. И поэтому такой пошлости и вульгарности не было






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В АРМЕНИИ ВЕДЕТСЯ СЕЙСМОСТОЙКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО,
      2017-12-15 12:40
      592

      заявил в интервью ГА директор ЗАО "Армпроект" Григор АЗИЗЯН 80% зданий, построенных в прошлом веке, необходимо укрепить. В Ереване в 30-60-х гг. строились здания, которые сегодня являются лицом города, причем не только в центре. Их ни в коем случае разрушать нельзя

    • ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ СЕВЕРНОГО ПРОСПЕКТА НЕ РЕШЕНА,
      2017-12-13 21:37
      4044

      заявил в интервью "ГА" профессор, член-корр. Международной академии архитектуры Карен БАЛЬЯН Северный проспект есть на самом первом известном нам генеральном плане Еревана 1924 года академика Таманяна. Для Таманяна это была очень существенная часть его градостроительного проекта - проспект соединял две главные площади столицы: площадь Республики, символ возрождения армянской государственности, и Театральную площадь, символ возрождения национальной культуры

    • ПАМЯТИ РУБЕНА АСРАТЯНА
      2017-12-06 16:03
      2149

      После тяжелой, продолжительной болезни в возрасте 75 лет ушел из жизни заслуженный архитектор Армении Рубен Григорьевич Асратян. Человек, бесконечно преданный своему народу, талантливый архитектор и прекрасный друг.

    • ЦЕЛЬ РЕКОНСТРУКЦИИ - СОХРАНИТЬ ДУХ ВРЕМЕНИ
      2017-11-29 17:05
      3308

      "Прежде чем начать строительство, мы тщательно изучили проекты исторических зданий. Выяснилось, что "черный" банк, который считался работой Б.Меграбяна, на самом деле проектировал тбилисский архитектор Микаел Оганджанов", - сказал директор "Проперти девелопмен компани" Арташес Казахецян. - Оказалось, что Сельхозбанк Буниатяна и здание филиала Кавказского торгового банка (КТБ) сохранили свои функции все советские годы. Но сейчас они требуют основательной реконструкции, поскольку не удовлетворяют сегодняшним требованиям банка и в то же время сильно поизносились