Последние новости

АЛЛЕГОРИЯ ПОТЕРЯННОГО ПЕЙЗАЖА

Недавно в Ереване прошла выставка Ара Айтаяна "Аллегория потерянного пейзажа". Она открылась сразу после выставки художника в Токио, где впервые были представлены работы из серии, посвященной садам Далмы, которые еще Мовсес Хоренаци называл одним из мест земного рая.

Не знаю, почувствовали ли японцы настроение выставки, но ереванцы, для которых сады Далмы олицетворяли вечность, должны были ощутить ее энергетику и эстетику. Для Ара Айтаяна, который писал здесь еще 14-летним мальчишкой, эти сады - место священное. "Человек, уставший от шума города, - говорит он, - приходил в этот старинный сад, где росли абрикосовые деревья и виноград, чтобы обрести внутри себя потерянную природу. Художники с нетерпением ожидали, когда придет апрель, месяц цветения абрикосов. А рисуя это дерево, теряли голову от его красоты и запаха цветов. Осенью, когда солнце садилось за горизонт, художник видел реальные миражи в кустах, где розовые нити солнца вплетались в гроздья виноградной лозы. И тогда мир становился благословением, а жизнь - счастьем. Но городу требовалась дорога, и исторические сады решено было вырубить..."

Говорят, в 50-х годах XX века сады тоже хотели снести, чтобы возвести на их месте жилые кварталы, но Мартирос Сарьян обратился к правительству с просьбой не трогать старинный сад, и просьба его была уважена. С тех пор сады Далмы продержались еще 60 лет, пока уже в наши дни не пошли под топор.

Ара Айтаян решил запечатлеть на своих картинах последнюю весну этих садов. Два весенних месяца 2012 года провел он здесь, сидел на теплой траве, писал цветение абрикосовых деревьев и зеленые побеги виноградных кустов. Но уже знал, что вся эта красота вскоре исчезнет навсегда, и это знание меняло позицию художника. Теперь сады Далмы уже не были индикатором его связи с вечностью, в небытие уходила сама вечность. На основе написанных здесь этюдов Ара создал большую серию картин (свыше 70), ставшую психологической и визуальной картой садов Далмы. "Аллегория потерянного пейзажа" - биография этих садов. Художнику удалось передать то чувственное и эстетическое наслаждение, которое дарили людям эти сады. Когда в феврале 2013 года в Токио открылась уже вторая в этом городе персональная выставка Айтаяна, он представил на ней именно эту серию - "Аллегория потерянного пейзажа". Из огромного числа работ Ара отобрал для выставки в Японии 18 картин. На выставке в Ереване их было 12, но в экспозицию ереванской выставки вошло еще и 15 работ из серии "В рамках натюрморта". Это два разных пространства его творчества, но в каждом ощущался его характер.

Жанр натюрморта всегда был близок художнику, именно натюрморты составляли экспозиции его первых выставок, пришедшихся на 90-е годы. Ара делал разные интерпретации одного и того же натюрморта. Им создано несколько серий. Одна из таких серий - микс голландского и корейского натюрмортов, их традиции в интерпретации Айтаяна. Еще одна серия - "Веселая электроника" - это сатирический взгляд на сегодняшний мир электроники, уже потерявшей свои функции, а также на весь компьютерный, цифровой мир. В рамках своих натюрмортов он создает визуальные предметы, которые, возможно, станут со временем материальными.

В творчестве художника большое место занимают пейзажи Шоржи. Это красивейшее место привлекало многих художников, но Ара Айтаян и здесь пошел свои путем. На протяжении многих лет (первый этюд был сделан в 1976 году) он писал один-единственный пейзаж и всегда только из одной и той же точки. Казалось бы, картины должны быть похожи, но это не так. Они абсолютно разные, и такими их делает трансформация искусства Айтаяна на каждом новом витке его творческого пути. Человек меняется, природа остается той же. Из одной и той же ее конструкции может быть получен ряд новых. Именно так и работает Ара, каждый раз ставящий перед собой новую задачу и всегда стремящийся воплотить ее по-новому. Акварели и живопись именно этих серий, написанных в разные годы, были включены художником в экспозиции двух его персональных выставок в Париже.

Урбанизм и место человека в этом урбанистическом квадрате – одна из главных тем творчества художника. "Корень моих задач в конфликте между внутренним закрытым и природным открытым пространством, между интерьером и чистым пейзажем. Я никак не могу переварить сегодняшнюю разруху в природном пространстве, потому и делаю так много эскизов природы, а потом интерпретирую их по-своему, превращая во что-то новое уже в своей мастерской. Работаю сериями, каждая может длиться три-четыре года, у каждой своя задача, поэтому все они разные. Очень много времени уходит именно на то, чтобы найти задачу, а не творить по инерции. Для того чтобы создать что-то действительно совершенно для тебя новое, необходимо саморазрушение. Чтобы приступить к следующей работе, надо быть свободным от уже сделанного. Поэтому и картина должна уходить. Если хочешь, чтобы твое искусство жило, надо его отдать, оно умирает в стенах мастерской".

Ара Айтаян увлекается разными цивилизациями, много работает в музеях, стремясь иметь контакт с разными временами, как-то сблизиться с тем, что уже было сделано на визуальной почве. Об этом можно судить и по его выставкам, хотя персональных в Армении у него было немного. В Ереване он выставлялся в основном формате - "Перекресток". Задача этого проекта четырех художников - Вардана Товмасяна, Самвела Чибухчяна, Вагана Румеляна и Ара Айтаяна была показать в одном пространстве разные стили и разные мировоззрения. Но если на первых этих выставках у Айтаяна преобладали фигуративное искусство, метафизический пейзаж, натюрморты, то в 2010 году был уже микс всего этого.

Тематика его работ - Армения, ее проблемы и ее пространства. Это его страна. Но чтобы быть в центре всего происходящего в мире искусства, он два-три месяца в году работает в Париже. Там у него уже были четыре персональные выставки. Его работы экспонировались и в Голландии, искусство которой его особенно привлекает. По его словам, Голландия для него - это Армения в Европе. Микс очень теплой души и немецкой пунктуальности. В Армении этой пунктуальности ему не хватает.

Утверждать, что профессия художника была предопределена ему с детства, сложно. Выбор стоял между музыкой и живописью, отец художника - искусствовед, мать – музыкант, так что в доме всегда присутствовали музыка и искусство. Сам Ара учился в Центральной музыкальной школе, но, поняв, что не рисовать не может, перешел в обычную школу. А музыка продолжает звучать не только в его душе, но и в его картинах. Пример тому - серия работ "Грамматика линии", напомнившая мне по своему композиционному строю фуги Баха. Потом был факультет живописи Ереванского художественно-театрального института, несколько лет жизни в США. Почувствовав, что Америка не его мир, вернулся. Ара – широко образованный человек, владеет армянским, английским, русским, японским и французским языками. И не только говорит, но и пишет на этих языках. Душа свободного художника гармонично сосуществует в нем с интеллектом и терпеливостью ученого. Он удивительно интересный собеседник, глубокий, тонкий, порой парадоксальный. И в этом его обаяние.

Уже шесть лет Ара сотрудничает с японцами. Первая его выставка в Токио была в 2009 году. В этом году прошла вторая. Была у него и выставка в Нью-Йорке. Буквально на днях ему предложили провести там еще одну, вторую по счету персональную выставку. На этот раз галеристов из США заинтересовала серия "Аллегория потерянного пейзажа".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ФУНКЦИЯ
      2019-01-16 11:28
      365

      Беседа с доцентом кафедры культурологии исторического факультета ЕГУ Юлией АНТОНЯН.

    • МЫ НАТРЕНИРОВАНЫ НА ГЕНЕРАЦИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ,
      2018-12-21 15:36
      5672

      говорит в интервью "ГА" директор НИИ физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА доктор биологических наук Наира АЙВАЗЯН - Г-жа Айвазян, минувшей осенью в Ереване прошло много академических мероприятий, в том числе инициированных и напрямую организованных вашим институтом. Расскажите об этом подробнее.

    • САРО ГАЛЕНЦ - ПАМЯТЬ, ДЕЛА, ТВОРЧЕСТВО
      2018-12-21 14:55
      814

      Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек  редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.

    • КРУПНЫЕ КОМПАНИИ САМИ ГОТОВЯТ СПЕЦИАЛИСТОВ,
      2018-12-19 14:40
      7249

      говорит в интервью "ГА" руководитель группы компаний Instigate Ваагн ПОГОСЯН - Г-н Погосян, вы руководитель компаний Instigate. Какие цели ставит ваш новый инновационный проект "Реальная школа"?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ
      2019-01-14 11:47
      649

      18 декабря в Доме-музее Мартироса Сарьяна состоялось открытие выставки художника Генриха Сиравяна. Выставка приурочена к его 90-летнему юбилею. Юбилеи обычно отмечаются и при жизни людей, и после их ухода из жизни. И есть между этими юбилеями существенная разница. При жизни зачастую сам юбиляр - главный участник и организатор мероприятий. Подобные чествования, доставляющие немало хлопот, Сиравяна не интересовали: ведь они отрывали от творчества...

    • ПАЛИТРА КРИСТИНЫ ОГАНЕЗОВОЙ
      2018-12-21 15:26
      3811

      Для таких же, как я, мало сведущих в живописи, постараюсь вкратце представить художницу. Кристина ОГАНЕЗОВА - почетный член Союза художников Армении, член Международного союза художников Эстонии, а также глава представительства этого союза в Армении. Имеет два высших образования - в области лингвистики и экономики. Работала в Москве в крупной компании, сейчас -  в Ереване, в одной из известных компаний, и все это благодаря своим "официальным" профессиям. А вот живопись - это увлечение всей жизни, с самого детства.

    • САРО ГАЛЕНЦ - ПАМЯТЬ, ДЕЛА, ТВОРЧЕСТВО
      2018-12-21 14:55
      814

      Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек  редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.

    • НЕПОСТИЖИМАЯ ЗАГАДКА МАСТЕРСТВА
      2018-12-19 15:58
      2746

      В этом году художнику Эдуарду КАКОСЯНУ исполнилось бы 70 лет Никогда не была лишена радости общения с крупными поэтами, музыкантами, художниками, пользовалась добрым отношением многих из них. Среди них удивительный мастер, ювелир, художник Эдуард Какосян, которому в этом году исполнилось бы 70. Не скажу, что это самый крупный художник из тех, с кем мне приходилось общаться в течение долгих лет. Но он - один из самых чистых и благородных истинных мастеров и в том, что сделал, и в тех замыслах, что не успел осуществить.