Последние новости

ДЖАЗ В ЧЕТЫРЕ РУКИ

В конце апреля - начале мая Ереван был перенасыщен большим джазом: Международный день джаза, гастроли мировой звезды современного джаза Ли Ритенауэра и, наконец, роскошная презентация джазового альбома, записанного заслуженным артистом РА Ваагном Айрапетяном и народным артистом РФ Даниилом Крамером.

Об альбоме Vahagn Hayrapetyan & Daniel Kramer - Live in Ekaterinburg "ГА" подробно писал в апрельском обзоре новинок аудиозаписей. Два года назад очередной совместный концерт двух замечательных джазовых пианистов был записан в Екатеринбурге. Альбом увидел свет в начале весны, и вот наконец состоялась и его ереванская презентация. Причем она прошла в два этапа - сначала был официальный концерт в Большом зале филармонии, а поздно вечером музыканты представляли свое искусство в "МЕЦЦО Классик Хаусе".

А УТРОМ ТАМ ЖЕ, В "МЕЦЦО", СОСТОЯЛАСЬ СОВМЕСТНАЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ МУЗЫКАНТОВ, по окончании которой, несмотря на то что музыканты очень торопились, мне все же удалось задать Даниилу Крамеру несколько вопросов.

- Как-то вы сказали, что для совместных выступлений выбираете музыканта обязательно не ниже себя уровнем. Как в этом контексте охарактеризуете совместное творчество с нашим Ваагном Айрапетяном?

- То, что мы вместе играем, разъезжаем по России, участвуем в концертах и фестивалях и наконец записали альбом, и есть ответ на вопрос. Больше всего мне импонирует то, что мы с ним абсолютно разные в плане музыки. По-разному смотрим на музыку, по-разному думаем, по-разному играем. И такая разность подходов к исполнению музыки дает прекрасный результат. Кроме того, надо учесть, что я по духу своему все же классик и джаз для меня - как бы второе призвание. А вот Ваагн чистый джазмен, до мозга костей. Он - один из настоящих и лучших представителей стиля боп, с котором мне приходилось работать, и поэтому наши дуэты всегда интересно слушаются и полны сюрпризов. Иногда даже для нас самих.

- В первой композиции альбома, классическом джазовом стандарте Пола Дезмонда Take Five, Ваагн вдруг начинает вставлять армянские мелизмы, уходит куда-то в армянский фольклор. Как вы отнеслись к такому эксперименту во время концерта?

- В первые секунды у меня отвалилась челюсть. Ну а потом она вернулась на место: я понял, что это его видение этой мелодии, он ведет в ней и это его право делать то, что ему кажется наиболее подходящим. В любом случае, эксперимент удался и был великолепно принят публикой. Значит, все было сделано правильно.

- Я слушал ваши живые выступления и записи много раз, и всякий раз вы выступаете в новой ипостаси. Вы играете во всех стилях - от настоящей классики до джаз-фьюжна. А есть ли у вас любимый стиль, в котором музицируете с особым удовольствием?

- Есть. Это кроссоувер. Т.е. органичное соединение классики с джазом. Причем я объединяю их по-разному. Например, просто исполняя на одном диске или на одном концерте произведения как классического, так и джазового репертуара. Или смешиваю все в одном произведении. А иногда начинаю играть в классике, а заканчиваю в джазе... Мне это нравится и публике тоже.

- Вы не только пианист, но и продюсер, и организатор джазовых фестивалей. Сейчас очень многие крупные международные, изначально джазовые фестивали стали включать в свою программу выступления не только околоджазовых исполнителей, но и чистых рокеров, поп-исполнителей. На одном из ваших недавних фестивалей выступала тувинская фольклорная группа мастеров горлового пения... А как же чистота жанра?

- То, что на джазовых фестивалях сейчас играют представители других жанров, - это чистой воды коммерческий трюк. Желание завлечь на свое мероприятие как можно больше слушателей. Не секрет, что джаз не совсем коммерческий вид искусства. Правда, это имеет и положительную сторону - люди приходят на рок-концерт, а потом кто-то в рамках этого же фестиваля зайдет и на концерт джазовых исполнителей. Так что для популяризации джаза это имеет и положительный эффект. Я же на свои мероприятия никогда не зову рокеров или попсовиков. А тувинские исполнители просто выступили на совместном концерте в качестве гостей. Это было желание показать слушателю, что есть и такой стиль музыки. Единственное, что я себе позволяю, - это приглашать на свои фестивали или совместные концерты блюзовых музыкантов. Но это как бы пограничный жанр, и страшного насилия над восприятием не происходит.

- А какая в принципе разница между выступлением на концерте или на фестивале? Сейчас очень модно организовывать однодневные фестивали. Чем это отличается от обычного концерта?

- Отличается, и очень сильно. Все дело в построении и подготовке программы. Когда человек играет на фестивале, это подразумевает, что до него и после него будут играть другие музыканты с другой манерой и другим репертуаром. И ты должен учесть настроение публики, чтобы не повториться, продолжать и поддерживать созданную уже атмосферу или, наоборот, резко поменять ее. В сольном же концерте ты играешь что хочешь и как хочешь, ты сам создаешь настроение и сам отвечаешь за результат.

- В начале мая телеканал "Культура" начал новую программу - "Большой джаз". Как вы считаете, приносят ли подобные программы реальную пользу с точки зрения популяризации джаза?

- И да и нет. Да, потому, что кто-то еще посмотрит такую программу, послушает джаз и, может быть, остановит на нем свое внимание. Кроме того, программа даст возможность хорошим, но еще не очень популярным музыкантам показаться на публике лишний раз, что, конечно, полезно для начинающего музыканта в смысле пиара. А нет потому, что, если программа создана неправильно, это может только оттолкнуть среднего человека от жанра еще больше. Меня приглашали в эту программу, но я, к сожалению, не смог принять в ней участия из-за своего плотного концертного графика. Видите ли, телевидение сейчас стало рейтинговым, т.е. показывают все, что может принести рейтинг, а соответственно, и рекламу. Все остальное не показывают вообще или включают в программу в малосмотрибельное время. И для получения такого рейтинга руководство телеканала зачастую готово пойти на все, лишь бы этот самый рейтинг заполучить. Иногда даже во вред изначально хорошей идее.

- На крупном российском джазовом сайте ведется в настоящее время полемика о коммерциализации джаза. Некоторых российских музыкантов самого высокого уровня обвиняют в предательстве высоких идеалов искусства и в погоне за длинным рублем. Как вы относитесь к подобным обвинениям? В этом списке есть и ваше имя...

- А никак. Такие вопросы поднимают люди, на которых обращают мало внимания, вот они и занимаются самопиаром, используя для этого скандальные темы. Пусть они с мое поработают, создадут что-то свое, стоящее, интересное, а потом говорят.

НА СЦЕНЕ БОЛЬШОГО ЗАЛА В ТОТ ВЕЧЕР БЫЛО ВСЕ - невероятная техника и полет фантазии, теплый и оригинальный вокал Ваагна Айрапетяна, романтическое, почти классическое музицирование Даниила Крамера и жаркие баталии за двумя роялями двух больших мастеров. Восторгу слушателей не было предела.

В завершение, как и полагается, музыканты благодарили спонсоров, кто помог с выпуском диска и проведением концерта. И вполне заслуженно особая благодарность была выражена продюсеру и владельцу лейбла "TM Production" Товмасу Мартиросяну за тот невероятный объем работы, который он сумел выполнить, чтобы выпустить альбом и организовать этот совместный концерт-презентацию.

А вечером того же дня в клубе "МЕЦЦО Классик Хаус" по накалу музыкальных и эмоциональных страстей было то же, что и в филармонии. К концу вечера к дуэту присоединился и американский джазовый саксофонист Зед Нассер, и уже втроем они "добили" собравшуюся публику. Концерт, начавшийся в Екатеринбурге больше двух лет назад, триумфально завершился в Ереване.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГРАН-ПРИ КОНКУРСА - У SEVEN EIGHT BAND
      2017-12-11 15:15
      356

      23 ноября 2017 года в Центральном доме художника Москвы состоялось торжественное вручение единственной российской премии в области этнической музыки - Russian World Music Awards. Вот уже два года организаторы и учредители RWMA поддерживают и мотивируют тех профессиональных музыкантов, чье творчество не вписывается в современный стандарт популярной музыки, а черпает вдохновение в глубинных традициях этнической культуры России. 

    • "НАЗАН" ПО РЕЦЕПТУ БАБУШЕК
      2017-12-04 15:39
      1132

      Погода пока балует. Особенно отрадно, что за прошедший осенний период она была особенно благосклонна в дни столичных праздников – "Эребуни-Ереван", фестиваль пива у Лебединого озера и последнего большого мероприятия, проведенного под эгидой мэрии города, фестиваль кофе и чая. И вот, пользуясь случаем, я там перепробовал чуть ли не все представленные на фестивале чаи. 

    • КУХНЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ ТУРИЗМА
      2017-12-01 15:04
      3929

      Бывают же совпадения! Совсем недавно наткнулся на статью в газете "Лос-Анджелес таймс", озаглавленную "Поженив мексиканскую и армянскую кухни". В ней женщина мексиканского происхождения по имени Лоренца Нуньес рассказывает о своей истории и чем она знаменательна для нее. 

    • ДЖАЗОВЫЙ ФОРУМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
      2017-12-01 14:47
      1873

      Известна фраза: "Интернет был создан, чтобы объединять людей". На деле же он их разъединяет. Нет, конечно, штука удобная, но согласитесь, что 20-минутный разговор по душам при личной встрече, да еще с чашечкой кофе может заменить сотню электронных писем. Об этом думалось при возвращении из Санкт-Петербурга, где довелось принять участие в Международном джазовом форуме-фестивале Jazz Across Borders.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДЖАЗОВЫЙ ФОРУМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
      2017-12-01 14:47
      1873

      Известна фраза: "Интернет был создан, чтобы объединять людей". На деле же он их разъединяет. Нет, конечно, штука удобная, но согласитесь, что 20-минутный разговор по душам при личной встрече, да еще с чашечкой кофе может заменить сотню электронных писем. Об этом думалось при возвращении из Санкт-Петербурга, где довелось принять участие в Международном джазовом форуме-фестивале Jazz Across Borders.

    • ПОЛЕЙ САЖЕНЦЫ
      2017-11-29 15:59
      3337

      Искусство инструментального джаза достаточно сложное. А искусство джазового вокала еще сложнее. Большинство молодых людей, имеющих природные вокальные данные, выбирает более легкий путь и предпочитает заниматься популярной музыкой. Однако это не только наша беда. Просто в силу ограниченности возможностей и узости поля деятельности и применения собственных талантов у нас это происходит чаще и быстрее. В результате после ухода представителей взрослого поколения армянская джазовая сцена испытывает острый недостаток в молодых вокалистах. 

    • ОН ПОЛУЧАЛ ОТ ЖИЗНИ МНОГО СЮРПРИЗОВ
      2017-11-24 18:21
      1815

      22 ноября выдалось поистине черным для любителей музыки. Ушли из жизни Дмитрий Хворостовский, Джон Хендрикс - один из лучших джазовых певцов всех времен, американец и легендарный продюсер, джазовый критик Джордж Авакян.

    • РОДИТЕЛИ ГЕРОЕВ ЖДУТ ПОБЕДНЫХ ПЕСЕН
      2017-11-22 16:56
      3359

      Вечером 24 ноября в Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна состоится концерт, посвященный памяти бессмертных героев, павших в годы Карабахской войны 1992-94 гг. и в дни апрельской войны 2016 г. "С зовом тоски – рядом с героями" - концертная программа под этим названием инициирована заслуженным деятелем искусств Армении, певцом Геворком Чакманяном и проводится в рамках проекта Министерства диаспоры РА "Что ты делаешь для Арцаха?"