Последние новости

МАЛЕНЬКАЯ ОНА

"Сколько в малый скит ни вошло армян, обернул их всех в голубей Ован, все в приют ушли неприступных гор…"
О. ТУМАНЯН

Неестественная для городского уха тишина. Вокруг горы, как на детских рисунках: две рядышком, за ними третья, потом еще две повыше, за ними еще одна, а посредине та, на которой стоит двухъярусная церковь. Церковь в хороводе гор.

Издали она кажется совсем крошечной. Вокруг ни единой души, вдали виднеются крыши домов, там село Капутан, а здесь от запаха горных цветов кружится голова, в глазах рябит от яркой зелени.

Подымаемся гуськом по некрутому каменистому склону, у самого края вершины нас встречает большая лохматая собака породы волкодав, ростом с небольшого теленка. Тихонько поворачиваемся к собаке спиной и на цыпочках спускаемся по склону, боязливо оглядываясь, не бежит ли собака следом, однако вместо волкодава у края горы появляется мужичок с ноготок в потертом до дыр тулупе и приветливо машет рукой, подымайтесь, мол, собака не кусается. Снова подымаемся в гору и оказываемся на крошечном плато. На вершине сразу понимаешь, причем в буквальном смысле слова, что тебя здесь ждали. Долго и терпеливо. Там на вершине - сказка…

Пока поднимались, не оставлял вопрос: почему Каптаванк, ведь вокруг ни речки, ни ручейка? На вершине все стало понятно: вот, оказывается, как бывает, когда "синь сосет глаза". Небо над Каптаванком так близко, что почти сливается с ярко-зеленым покровом гор, здесь абсолютное ощущение чистоты и святости, ладонь сама тянется к стенам, воздвигнутым в середине XIV века. Каптаванк простоял здесь без малого 7 веков…

Глядя на маленького человека в старом тулупе и его большую собаку, переносишься в другое время, где нет ни войн, ни интернета, где из настоящего - только эта большая тишина и парящая над зеленым ковром в синем-синем небе церковь, совсем как та, что на полотнах Марка Шагала.

В церкви самодельный алтарь, на стенах картинки религиозного содержания, несколько свечек, спичечный коробок и крошечная кадушка для мелочи. Здесь не продают свечи - бери, сколько надо, и клади в кадушку мелочь, сколько не жалко. Человек в тулупе со вздохом говорит, что церковь в привычном смысле слова недействующая, но сюда регулярно наведывается священник. На самом деле она-то как раз действующая, и она действует мгновенно: достаточно прижаться к стене ладонью, как все настоящее в тебе мгновенно откликается на это действие. Как часто, заходя в богато убранные новые церкви, вдруг ловишь себя на том, что, стоя перед богато украшенным алтарем, под роскошными люстрами, ничего не чувствуешь…

Слушаешь человека в тулупе, а взгляд останавливается на прислоненных к церковной стене мангалах, где жарят шашлык, подымаешь глаза и видишь испещренные именами побывавших здесь вандалов камни. Что поделаешь, человек в тулупе вздыхает: "Эта церковь из числа так называемых малых, их по Армении тысячи, эту, слава Богу, в 80-е годы отремонтировали… Маленькая она".

Каменный цветок в хороводе гор, церковь в объятиях неба… С каких это пор святыни измеряются размерами и роскошью внутреннего убранства! В армянской церкви должно быть ощущение святости, а не роскоши. Таковы наши традиции. Армянская Церковь никогда не стремилась к роскошному убранству, у нее было и есть иное назначение. В Каптаванке ощущение настоящего не оставляет. Церковь принимает тебя и не отпускает, живое тянется к живым, в ней все настоящее, сильное и чистое. Уходя, испытываешь чувство вины, словно покидаешь родного, близкого человека, зная, что он будет горевать в разлуке.

Спускаемся по той же нехоженой тропинке вниз и, посетив в том же Котайкском марзе несколько небольших часовен XIV-XVI вв., проезжаем мимо недавно открытой роскошной церкви, которую после известных событий в народе окрестили "церковь во дворе объедков". Церковь не виновата, не виновата, что фигура Христа под куполом не соответствует ни одной из традиций церковной живописи, что изображение Богоматери противоречит известным церковным канонам, зато эта церковь большая и богатая - и это единственное, что ощущаешь, перешагнув ее порог. Большая и богатая…

Бытует глубоко ошибочное, на наш взгляд, мнение, что малые церкви строились, когда Армения не имела государственности, а с обретением независимости надо, дескать, строить большие церкви. На самом деле строители малых церквей понимали, что размеры и внутреннее убранство вторичны, церкви возводились ради иных целей, у них было иное предназначение…

Мы затеяли этот разговор вовсе не для того, чтобы сравнить малую "недействующую" церковь середины XIV века с большой и богатой "действующей" церковью века XXI. Их вообще нельзя сравнивать, как нельзя сравнивать порцию кябаба с монахом Ованом из поэмы Туманяна "Голубиный скит" (эта поэма о действующей церкви и ее служителе). Кто-то уже готов возразить, что порция кябаба настоящая, а поэма – вымысел? Ну это как посмотреть… Не будем вдаваться в дискуссию о подлинных ценностях и желудочном соке. Судя по тому, где сегодня покоятся мощи Ованеса Мкртыча, эту дискуссию автор уже проиграла…

Речь о другом: недавно в парламенте председатель государственно-правовой комиссии Давид Арутюнян поднял вопрос о состоянии известного хачкара Погоса, который так накренился, что, того и гляди, упадет, а также о состоянии церковного комплекса Санаин, на стенах и крыше которого уже не первый год растут деревья и кустарники. Вопрос был адресован министру культуры Асмик Погосян.

Может, настало время наряду с уже известными проблемами заняться и судьбой так называемых малых церквей и часовен и для начала запретить решением министерства устанавливать мангалы рядом с памятниками средневековой архитектуры, запретить открывать увеселительные обжираловки рядом с большими и малыми церквами и часовнями, а еще хорошо бы благоустроить дорогу к Каптаванку, потому что эта дорога ведет к Храму, к себе, настоящему, к Тому, чье Имя не произносят всуе…

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "СПАСИТЕЛЬ" С ПЛАНЕТЫ ИДЖЕВАН
      2018-11-14 12:16
      1385

      Мифы "любви и согласия" По данным официальной статистики, 1 октября население РА составило 2 млн 969, 2 тыс. человек, то есть на 10 тыс. меньше, чем 1 октября 2017 г. Миф о массовом возвращении эмигрантов на родину после революции лопнул от столкновения с реальностью.

    • РПА ПРИМЕТ УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ
      2018-11-12 14:32
      1357

      Вопрос списка не обсуждался В воскресенье, 11 ноября, в центральном офисе РПА после заседания исполнительного органа состоялось заседание расширенного Совета РПА, в котором приняли участие порядка 200 человек. Оба заседания прошли под председательством лидера РПА третьего президента Сержа Саргсяна. Совет заседал несколько часов при закрытых дверях, журналисты допущены не были.

    • РОЖДЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИЕЙ
      2018-11-07 12:38
      1396

      Потенциальные аутсайдеры Новая власть провозгласила главными задачами революции реформу Избирательного кодекса и закона "О партиях". Ни в одном из этих законов изменений не произошло, досрочные выборы состоятся по тем же правилам, что и выборы 2017 г., то есть по рейтинговой системе, которая существенно сократит их политическую составляющую. В итоге получим наполовину аполитичный парламент, который обесценит главные лозунги революции. Добавим к этому полномочия суперпремьера, которые Пашинян, вопреки собственному обещанию, так и не сократил посредством изменений в Конституции, и картина будущей власти предстанет во всей первозданной, то есть дореволюционной красе…

    • РЕАЛЬНАЯ И КАРМАННАЯ
      2018-11-05 14:44
      1632

      Радикально-конструктивная "Мы обладаем человеческими, кадровыми, информационными и финансовыми ресурсами для достижения успеха. Именно РПА, а не какая-нибудь другая партия станет реальной оппозицией власти", - заявил на днях экс-министр обороны Виген Саркисян, выразив уверенность, что РПА станет второй по численности фракцией нового парламента, завоевав 9 декабря минимум 20% голосов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
      2018-11-14 16:43
      709

      Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1102

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      647

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • ПОБЕДИТЕЛИ 14-го "РОЛАНА"
      2018-11-14 16:34
      623

      Закрытие XIV Международного фестиваля детско-юношеских фильмов "Ролан" в Красном зале столичного кинотеатра "Москва" прошло при полном аншлаге. На сцене - организаторы "Ролана", его основатель и директор Нуне Манукян, ведущий вечера Айк Петросян, юные исполнители песенных и танцевальных жанров. Среди зрителей - гости, участники и друзья фестиваля, а также воспитанники творческих центров, школ и детдомов, студенты и военнослужащие, вошедшие в жюри разных номинаций.