Последние новости

ХРАМ КАЗАНЧЕЦОЦ ПРОДОЛЖАЕТ ОСТАВАТЬСЯ ПОД УГРОЗОЙ

Наряду с тотальной блокадой Арцаха, азербайджанские оккупанты продолжают политику вандализма в отношении армянского историко-культурного наследия на захваченных ими территориях Арцаха. По данным специалистов, следящих за актами культурного геноцида, за период после войны 2020 г. в разных регионах второй армянской республики уничтожены, разрушены и испорчены порядка 100 памятников архитектуры и культуры. И это далеко не полные данные, а лишь сведения из открытых азербайджанских источников.

НАИБОЛЕЕ СИЛЬНО ПОСТРАДАЛА ОТ РУК АЛИЕВСКИХ ПРИСПЕШНИКОВ культурная столица Арцаха – город Шуши, где полностью снесен с лица земли Канач Жам - церковь Сурб Ованнес Мкртич (Св.Иоанна Крестителя), еще не так давно поражавшая прихожан и посетителей умиротворяющей атмосферой и чудесными витражами. Продолжается также издевательство над главной шушинской святыней – собором Святого Христа Всеспасителя Казанчецоц, который под видом реставрации уже два с лишним года буквально окутан строительным помостом, постепенно теряет свой былой облик и величие.

К теме культурного геноцида в отношении собора Казанчецоц обратился на днях руководитель Центра кавказоведения Университета «Месроп Маштоц» Степанакерта, омбудсмен культуры «Айка» Овик Аванесов. В своем внеочередном докладе он отметил, что после 44-дневной Арцахской войны и захвата Шуши азербайджанские «специалисты» под видом реставрации начали проводить в отношении храма ремонтные работы, не просто не имеющие ничего общего с восстановлением, а, наоборот, призванные исказить истинное значение, историю и будущее этой армянской святыни. Будучи главным и единственным ответственным за недопустимый ущерб, нанесенный храму, Азербайджан продолжает с большим рвением разрушать этот исключительный памятник армянской культуры.

«Международные основополагающие принципы охраны наследия документально подтверждают, что в деле сохранения памятников культуры важна не только его архитектурная целостность, но и каждый элемент, деталь, фрагмент. Завуалировав историческую правду о памятнике под видом реставрации, Азербайджан не только совершает геноцид в отношении неприкосновенной с точки зрения международного права культурной ценности, но и подвергает тяжелой душевной травме арцахских армян и все армянство, для которых Казанчецоц был и остается неотъемлемой частью их жизни и веры», - отметил Овик Аванесов, добавив, что, согласно многочисленным международным конвенциям об охране культурного наследия, недопустимо не только уничтожение, но даже малейший передел исторического памятника, приводящий к изменению его целостности, исключительности и истинности.

НАПОМНИМ, ЧТО В ХОДЕ АРЦАХСКОЙ ВОЙНЫ 2020 г., РАЗВЯЗАННОЙ азербайджано-турецким военным тандемом, 8 октября по собору Святого Христа Всеспасителя Казанчецоц было нанесено два прицельных артиллерийских удара, в результате чего пострадали купол, некоторые внутренние и внешние фрагменты храма. Варварский обстрел собора Казанчецоц, выходящий за рамки не только общепринятых норм, но и законов о нетерпимости и расовой ненависти, уже осужден Международным судом ООН в Гааге решением от 7 декабря 2021 г. Нападение на святыню расценено как часть проводимой Азербайджаном государственной политики преднамеренных, незаконных этнических чисток и закреплено в резолюциях ПАСЕ «О гуманитарных последствиях Нагорно-Карабахского конфликта» и «Об уничтожении культурного наследия в Нагорном Карабахе».

«Атака на собор Христа Всеспасителя Казанчецоц преследовала одну цель – ударить по христианскому символу Арцаха и всего армянства, идентичности народа Арцаха и психологически травмировать и без того раненое общество, - продолжил Овик Аванесов. -  Кстати, на вопрос о двойном ударе по храму в дни войны глава Азербайджана Ильхам Алиев ответил, мол, «у нас есть предположения, что это армяне нанесли удар, чтобы обвинить нас», «это ложная информация», «это черный пиар». В другом интервью он назвал артиллерийский удар по храму «незначительным ущербом».

Проводимая Азербайджаном политика геноцида в отношении культурного наследия Арцаха не ограничивается его уничтожением, разрушением и другими актами вандализма. Налицо широко практикуемая и гораздо более опасная политика. Внешне сохраняя базовую структуру культурного наследия, от него отчуждается самое главное - идентичность, которая, согласно международным стандартам аутентичности исторических памятников, связана с его целостностью, культурной значимостью и исключительностью наследия.

Азербайджан, искажая исторические факты, нейтрализует традицию реального наследия, лишая памятник, в данном случае храм Казанчецоц, его исконной идентичности. Приписывая эту культурную ценность армянского народа другой национальной общине, а алиевские «историки» пытаются выдать Казанчецоц за русский православный храм, они отчуждают памятник от его истинных создателей и владельцев – армян Арцаха. А ведь Шушинский собор Христа Всеспасителя создан в соответствии с опытом, умением и знаниями, унаследованными арцахцами от своих предков.

«АТАКА НА ХРАМ КАЗАНЧЕЦОЦ СО СТОРОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИЧЕМ ОПРАВДАНА, - считает Овик Аванесов. – Во-первых, использование культурного наследия в военных целях не оправдывает нападения противника на него, да и культурное наследие может стать военной мишенью лишь в том случае, если его уничтожение внесет эффективный вклад в военные действия. Во-вторых, культурное наследие может стать военной целью лишь в том случае, если его полное или частичное уничтожение, захват дают определенное военное преимущество в сложившихся на данный момент обстоятельствах. И, в-третьих, даже если атака объекта культурного наследия преследует военную цель, она разрешена лишь в том случае, когда нет реальной альтернативы для получения военного преимущества».

Ни один из перечисленных случаев не имел никакой связи с атакой на Шушинский собор Христа Всеспасителя. Ссылаясь на Гаагскую конвенцию от 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», Аванесов с уверенностью утверждает, что бомбардировка храма Казанчецоц со стороны ВС Азербайджана является военным преступлением, за которое как заказчик, так и исполнители, а также лица, не предотвратившие нападение, подлежат уголовной ответственности и могут быть осуждены как на международном, так и национальном уровнях. Нападение на церковь Казанчецоц стало ударом по армянской идентичности. Этим шагом Азербайджан показал свою нетерпимость к фундаментальным культурным ценностям арцахских армян. А это не что иное как культурный геноцид.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГАДРУТСКАЯ "НАХШУН БАДЖИ" ЛАРИСА САРКИСЯН
      2024-05-18 11:52

      Наше такси свернуло с главной трассы, ведущей из Еревана к закоулкам Эчмиадзина. Еще пара поворотов и мы - я и четверо основательниц Культурно-молодежного центра "Дизак Арт" Еразик Айрян, Лианна Петросян, Гаяне Будагян и Кнара Багдасарян - остановились у небольшого одноэтажного дома на улице Пушкина, 2. Именно здесь и обосновалась после сентября 2023 года их соотечественница, знаменитая "Нахшун баджи" из Гадрута Лариса Саркисян.

    • "НАУЧНЫЙ АРЦАХ" НА СТРАЖЕ ИНТЕРЕСОВ НАЦИИ
      2024-05-18 11:38

      Презентация 20-го, юбилейного номера журнала "Научный Арцах" прошла в присутствии авторов вошедших в него статей и членов редакционного совета. Эту традицию с самого начала выхода в свет "Научного Арцаха" завел его главный редактор, кандидат юридических наук, доцент Аветик АРУТЮНЯН. По его словам, встреча с авторами - важная часть жизни журнала, позволяющая не только передать им персональные экземпляры вживую, но и обеспечить научный нетворкинг между учеными, работавшими над номером, услышать замечания, получить советы и предложения, в том числе и о дальнейшем сотрудничестве. Презентация в подобном формате проводится практически бесперебойно: "Научный Арцах" 19 раз собирал своих авторов вокруг круглого стола. Единственный раз, когда встреча не состоялась, касался периода 44-дневной войны 2020 г.

    • КОМИТАС И АЗНАВУР В ОДНОМ ПРОЕКТЕ
      2024-05-11 11:42

      В действующей при Государственной академии художеств Армении галерее "Альберт и Тове Бояджян" открылась выставка студенческих работ, посвященная двум великим армянам - Комитасу и Шарлю Азнавуру. Экспозиция названа "Дыхание гениев" и приурочена к их юбилеям - 155-летию великого Вардапета и 100-летию неповторимого шансонье.

    • "СВАДЕБНЫЙ ФИЛЬМ" АЙКА КБЕЯНА ВЫХОДИТ НА ЭКРАНЫ
      2024-05-08 11:49

      Совсем скоро режиссер Айк Кбеян выпустит на большой экран этно-комедию "7 дней, 7 ночей" в игровом жанре, которая станет своеобразной одой традициям армянской свадьбы, послужившей фоном для основной истории. Премьера долгожданного фильма армяно-российского производства состоится 16 мая в Ереване с одновременным его показом в ряде стран СНГ.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ