Последние новости

ЧЕМ ГЛУБЖЕ КОРНИ, ТЕМ ОЖЕСТОЧЕННЕЕ ИХ ВЫКОРЧЕВЫВАЮТ

Группа сотрудников RAA – организации по изучению армянской архитектуры за пределами Армении – недавно в очередной раз побывала в Грузии. Целью поездки было изучение армянских церквей в Кахети – регионе, в котором когда-то проживало много армян. Самвел КАРАПЕТЯН, руководитель RAA, неоднократно бывал здесь – в архиве организации хранятся многочисленные снимки и фактологический материал, фиксирующий, как казалось, все армянские следы в этом регионе. Оказалось, далеко не все. Об этом он и рассказал корреспонденту "ГА", недавно вернувшись из Грузии.

Путешествие в Кахети

- В Гурджианском районе Кахети есть село Пховели, некогда одно из самых процветающих в этом регионе, - рассказывает Самвел Карапетян. - Говорят, что именно его жители основали знаменитый чудеснейший город Сигнахи.

СЕГОДНЯ ПХОВЕЛИ - УМИРАЮЩЕЕ СЕЛО, здесь живут всего две семьи, одна из которых носит фамилию Еганишвили. Глава семьи, довольно пожилой человек, поведал, что в лесах вокруг села когда-то было 18 церквей, что совпадало с информацией, полученной нами перед поездкой. Однако армянские они или грузинские - сказать не мог. Он же показал нам дорогу к пяти церквям, точнее к их развалинам. От двух не осталось даже руин, одни следы. Тем не менее на то, что все пять этих церквей армянского происхождения, указывало множество деталей. Где-то сохранились характерные для армянских церквей ниши, где-то рядом было расположено кладбище с надгробиями, принадлежавшими семьям Аракеловых, Маиловых. А значит, и церковь была армянской. Одна из церквей, по словам сельчан, именовалась Сурб Саркис. Отыскать следы остальных тринадцати не представлялось возможным – места вокруг села лесистые, а старики, живущие в Пховели, передвигаются с трудом. В своей брошюре, вышедшей в свет в 1995 году, я представил список 600 армянских церквей, некогда действовавших на территории Грузии. Тогда я не мог даже предположить, что список этот не полон.

Один день мы провели в Картли, нас интересовал Атенский Сион, архитектором которого является Тодосак. В 1985 году, когда я впервые побывал там, армянская надпись "Я, Тодосак, строитель этой Святой церкви" уже была полустерта, тем не менее прочесть ее можно было. Однако охранник, следовавший за нами по пятам, тут же сказал, что это надпись не строителя, а мастера, проводившего здесь ремонтные работы. Такого рода попытки грузинских священнослужителей интерпретировать историю по-своему не были для нас неожиданными. Надпись эту, хотя и с трудом, можно разобрать и сейчас. Побывали мы и в наскальном комплексе Квахврели. Он находится на правом берегу Куры, практически напротив него, на левом берегу Куры располагается Уплисцихе. Монастырский комплекс Квахврели, как и многочисленные наскальные кресты с высеченными на них армянскими надписями, оказался неподвластен ни времени, ни вандалам.

УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ Я ХОТЕЛ ПОБЫВАТЬ В СЕЛЕ МЛЕТИ – оно расположено в Душетском районе Грузии, недалеко от трассы, ведущей во Владикавказ. Священником здесь в начале 2000-х, как говорили, служил отец Тариэл, тот самый, кто совершил множество актов вандализма в армянских церквах Тбилиси, в том числе и в храме Святой Норашен. Он и его подельники стремились уничтожить все, что указывало на армянскую принадлежность Норашена, одного из прекраснейших культовых сооружений Тбилиси. Именно отец Тариэл предпринял попытку заменить армянские могильные плиты во дворе церкви на надгробия с грузинскими фамилиями. Говорили, что он доставил плиты из Млети. На одной из них была начертана фамилия Маглакелидзе. Газета "Карибче" писала, что такая фамилия встречается лишь в Имерети и картлийском селе Млети. Жители Млети эти сведения подтвердили.

Были мы и в нескольких местах Болнисского и Марнеульского районов. Церковь Сурб Геворк в Марнеули после ремонта стала именоваться Цминда Гиорги, однако армянские надписи местами еще сохранились. Осмотрели мы и несколько церквей в окрестностях села Дарбаз Болнисского района и Болнисхачен. Их строил знаменитый армянский зодчий Навасард. Сегодня они полуразрушены, вопрос реставрации этих древних памятников армянской архитектуры, по всей видимости, никого не волнует.

Тбилисская церковь Сурб хач – Святой крест, что была на старом Верийском кладбище, теперь носит имя Святого Пантелеймона. Места старых армянских могил (кладбище было открыто еще в начале прошлого века) занимают теперь грузинские захоронения. Служитель церкви попытался утешить нас: "Главное - душа, а она на небесах, не переживайте". Однако мои слова: "если главное только душа, значит, можно уничтожать и новые кладбища", - ему не понравились.

"Монофизитские памятники Грузии"

В прошлом году в Тбилиси вышла книга архитектора-археолога Гиоргия Гагошидзе и арменоведа Натэлы Чантладзе "Монофизитские памятники Грузии" под редакцией известных ученых, профессоров Зазы Алексидзе и Димитрия Туманишвили. К сожалению, труд этот даже при поверхностном ознакомлении оказывается переполненным неимоверным количеством фактологических ляпсусов. Серьезные ошибки допущены в прочтении средневековых армянских эпиграфических памятников, бросается в глаза и неискусная подложность историко-концептуальных построений.

СТРЕМЛЕНИЕ ВСЯЧЕСКИ ИЗБЕГАТЬ САМОГО УПОМИНАНИЯ ОБ АРМЯНАХ проявилось уже в самом заглавии книги - монофизитские, а не армянские памятники Грузии. Авторы всячески стремятся перекроить историю на свой лад, представляя дело так, будто бы значительная часть коренного армянского населения исторической армянской области Гугарк якобы на самом деле являлась грузинской. И лишь перейдя в лоно армянской церкви в позднем средневековье, потеряла свою грузинскую этнорелигиозную идентичность. Совершенно абсурдное утверждение, которое не стоит даже комментировать.

О том, что все грузинские исторические источники территорий Цалки, Манглиса, Болниса, Дманиса и Цуртава (Марнеули) вплоть до середины XIX века именовали Сомхити, а не Квемо Картли, известно абсолютно всем. Это были соседствующие области. Вызывает искреннее недоумение иное: как могли массы грузинского населения якобы вынужденно обращаться в лоно Армянской Церкви в ситуации, когда в течение всего позднего средневековья эти территории входили в состав восточно-грузинского царства Картли, где политическая власть принадлежала грузинской аристократии, а духовная, мягко говоря, совсем не армянофильской грузинской церкви. Само по себе замещение слова "армянский" на монофизитский уже девальвирует историческую концепцию, лежащую в основе данного произведения.

Как я уже говорил, помимо нелепых ошибок в прочтении армянских надписей прослеживается также стремление к омоложению датировок армянских исторических памятников. Авторы страстно мечтают "доказать", что армянский (у них – монофизитский) культурный пласт в Гугарке несравненно моложе грузинского. Наиболее явным свидетельством этого является искаженный вариант прочтения авторами крестокаменной стелы в Шамшульде (Самшвилде), когда искомая датировка 961 годом от Рождества Христова была либо по невежеству, либо намеренно перенесена на 660 лет позже - на 1621 год. Отчетливо прочитываемая пропись этой эпиграфической надписи, палеографический стиль, а также упомянутый в ней деятель X века "князь князей Смбат" не оставляют возможности для каких-либо даже самых малых сомнений. Когда я указал авторам на эти недопустимые просчеты, они объяснили их типографской ошибкой. Если бы это была одна-единственная ошибка, с этим еще можно было бы согласиться, но вся книга изобилует подобными и вряд ли случайными несуразностями.

МОЯ ПОДРОБНАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА ЭТУ КНИГУ ПОМЕЩЕНА В ЖУРНАЛЕ "ВАРДЗК", восьмой номер которого вышел в свет буквально на днях. Я думаю, читателей заинтересует и статья Армена Тер-Степаняна, посвященная лапидарным надписям в рукописях Матенадарана. Он много лет работал над этой темой и его исследования, несомненно, представляют большой интерес. Продолжение этой статьи можно будет прочесть уже в следующем номере журнала.

Публикация произведения "Страницы моего дневника" Саркиса Исраеляна - отца известного архитектора Рафаела Исраеляна, была начата в шестом номере "Вардзк", в восьмом напечатано ее окончание. Саркис Исраелян – известная и очень уважаемая личность. Уроженец Шуши, он основал в селе Тох Гадрутского района Арцаха армянскую школу еще во времена царской Российской империи, когда там работали бесплатные русскоязычные государственные школы. И хотя приходско-церковные армянские школы были платными, он сумел поставить дело так, что жители предпочитали отдавать детей именно в его школу.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "МЕЧТАЮ ВИДЕТЬ НАШ НАРОД БОГАТЫМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛАМИ"
      2018-07-13 15:10
      1328

      В Доме Москвы состоялся вечер заведующего кафедрой биохимии Ереванского государственного медицинского университета им. Гераци, заслуженного деятеля науки РА,  действительного члена Академии медицинских наук РА и Академии естественных наук РФ, главного редактора журнала "Нейрохимия", доктора биологических наук, профессора Михаила Иосифовича АГАДЖАНОВА. Он рассказал о своем жизненном  и творческом пути, сложном и интересном, а потом ответил на вопросы присутствующих в зале.

    • "МАГИЯ ОДИНОЧЕСТВА"
      2018-06-27 16:36
      1150

      В ереванском книжном магазине "Ноян тапан" прошла презентация книги Ноны ГАБРИЕЛЯН Литературным творчеством Нона Габриелян занимается с юности, но понадобилось много времени, чтобы она решилась представить его миру. Первый  сборник ее стихов "Осколки неба" вышел в свет в 2003 году, за прошедшие с тех пор 15 лет она выпустила еще три сборника - "Прикосновение", "Цвет слова" и "Из ниоткуда".

    • "РАЗРУШЕНИЕ И ГАРМОНИЯ" - ВЫСТАВКА В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА
      2018-06-27 15:06
      1034

      В Музее современного art-искусства открылась совместная выставка художников Нобухиро Огара и Ара Айтаяна Японец Нобухиро Огара и армянин Ара Айтаян впервые встретились в декабре 2009 года в бельгийском городе Генте, в одной из художественных галерей которого была открыта их совместная выставка. Тогда они еще не были знакомы, проведение выставки инициировала сама галерея, решившая объединить картины Огара и Айтаяна в одной экспозиции, да еще под названием "японское искусство".

    • ПАМЯТИ ТИНЫ АСАТИАНИ
      2018-06-18 15:19
      1735

      Из жизни грузинской общины в Армении На днях Грузинская благотворительная община "Иверия" отметила сто лет со дня рождения известного физика, лауреата Ленинской премии, академика НАН РА Тины Левановны Асатиани, ушедшей из жизни семь лет назад. Тина Асатиани, которую называли своей дочерью и Грузия, и Армения, - личность для общины знаковая еще и потому, что именно она инициировала в 1997 году создание "Иверии" и стала первым президентом грузинской общины в Армении.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • 7 ОБЪЕКТОВ В СПИСКЕ.ЧТО ДАЛЬШЕ?
      2018-07-20 15:20
      369

      Как только объект попадает в список охраняемых государством, он начинает жить в ином режиме. Он предполагает совершенно иное отношение не только со стороны государства, но и со стороны собственника.

    • Тадж-Махал могут снести?
      2018-07-14 17:15
      230

      Верховный суд Индии предупредил центральное и региональное правительство, что начнет с 31 июля каждый день рассматривать дело о сносе мавзолея Тадж-Махал, сообщает "Газета.Ru" со ссылкой на Hindustan Times.

    • "ПОЭЗИЯ КАМНЕЙ". АНИ"
      2018-07-13 17:19
      1047

      Первое упоминание об Ани восходит к раннему средневековью, V веку, в связи с одним из замков Дома Камсар-Хакматиан. Егише и Газар Парпеци свидетельствуют об этом по материалам армянских памфлетов.

    • "СОЗДАТЬ РОДИНУ - ГЕРОИЗМ, БЛАГОУСТРАИВАТЬ РОДИНУ - МИССИЯ"
      2018-07-13 17:07
      2375

      Революционная весна 2018 года заставила задуматься о пути, пройденном Арменией за последнюю четверть века и вспомнить о предшествующем независимости более чем полуторавековом отрезке времени, тем более, что 2018-й - год юбилея события, о котором в независимой Армении не вспоминают.