Последние новости

МАГИЯ ОДНОЙ ВЫСТАВКИ

В Музее Гафесчян открылась выставка картин Арутюна Каленца "Цвет как форма". В экспозицию ее включены 19 живописных и 28 графических работ, созданных художником в последнее десятилетие жизни (1956-1966). Эпиграфом к ней стали слова самого Каленца "Цвет - апофеоз живописи".

В МИРЕ ЧЕРНО-СЕРЫХ, ЦВЕТА АНТРАЦИТА, СТЕН ВЫСТАВОЧНОГО ЗАЛА волшебные краски картин Каленца выглядят особенно сказочно. Но те, кто знаком с биографией художника, понимают - темные стены не просто дизайнерское решение, они символ трудной, зачастую горькой жизни художника. Они - обратная сторона его палитры. Бог одарил Арутюна Каленца огромным талантом и, словно в противовес, дал безрадостное детство в сиротском доме Алеппо, приютившем пятилетнего мальчика, чудом уцелевшего во время Геноцида. А когда, став известным художником, в возрасте 36 лет он вернулся в Армению, советский режим обрек его на новые страдания, фактически на время лишив права писать. Пройдя свои круги ада, художник заставил новые полотна с их жизнеутверждающей гаммой цветов звучать с такой выразительностью, что их созвучия обернулись трагической мощью.

Даже для тех, кто бывал в Музее Каленца и не раз видел картины художника, выставка в Музее Гафесчян - откровение. Она по-новому открывает и мир художника, и его самого. В разных залах одни и те же работы смотрятся по-разному, воспринимаются по-разному. Новое пространство, новая аура, новая энергетика... Думаю, в глазах тех, кто видел эту экспозицию, Каленц поднялся еще на одну ступеньку пьедестала мирового искусства. Картин в экспозиции немного и расположены они как бы без всякого принципа, в некоем художественном беспорядке - нет датировки, портреты "перебиваются" пейзажами, композиции соседствуют с натюрмортами, размеры картин в расчет и вовсе не принимаются...

От концептуального искусства тут только экспозиционный код - пейзажи объединены в циклы по нехитрому принципу: зима, осень. У каждого из нас свой Ботанический сад и свой берег Раздана, но здесь смотришь на них узнаваемым взглядом Каленца. Матисс говорил: "Когда я использую зеленый мазок - это необязательно трава, а когда синий - это необязательно небо". Это же можно сказать о Каленце, который меняет форму цветовыми пятнами и слоями. Создавая объем, светотень, перспективу, он руководствуется только принципами эстетики, своим внутренним миром.

СТИХИЕЙ АРУТЮНА КАЛЕНЦА ВСЕГДА БЫЛИ ПОРТРЕТЫ, в этой экспозиции их много: Артем Алиханян, Мари, Долорес, Седа Рубинян... Ни одна работа не похожа на другую, решения неожиданные, каждый раз новая находка, новый подход, новый характер. В кубе, стоящем посреди зала, представлены графические работы художника, и это уже совсем другой Каленц. Предельная скупость средств выражения лишь усиливает удивительную выразительность сцен и характеров.

Каждая выставка художника, даже после его смерти - это своего рода экзамен, и Арутюн Каленц в очередной раз с блеском выдержал его. Прав Саро Галенц, утверждая, что работы художника должны постоянно путешествовать, менять залы, только тогда они приоткрывают свои тайны. А тайн в творчестве Арутюна Каленца много. Поэзия и достоверность сплелись здесь в гармоничном единстве.

- Интересно, когда я начну писать о работах отца? - спрашивает себя Саро ГАЛЕНЦ. - Каждая из них имеет свою историю, для нас то, как они писались, дело обычное, но для наших внуков это может стать настоящим открытием. Ченнуно в своей книге, посвященной Челлини, рассказывает, как Джотто подготавливал грунт для своих картин. Он рисовал на черном фоне и открывал цвет светлыми тонами. Сегодня мы рисуем на светлом фоне и открываем цвет темными тонами, то есть делаем наоборот. И если смотреть на картины Джотто с этих позиций, великолепные работы его открываются с совсем другой стороны.

- ВЫСТАВКА АРУТЮНА КАЛЕНЦА - УНИКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ СОТРУДНИЧЕСТВА ДВУХ МУЗЕЕВ. Главное предназначение нашего музея - представление армянского искусства, армянской культуры миру и произведений мирового искусства - армянам, - говорит ассистент, директор Музея Гафесчян по общественным программам Армен ЕСАЯН. - Арутюн Каленц - явление в искусстве не только Армении. Академик Французской академии живописи Гарзу, увидев работы Каленца, воскликнул: "Зачем ты уехал? Тебе надо было жить во Франции, ты был бы знаменит, как Пикассо". Поразительный факт: и Пикассо, и Каленц создали своих "голубей" практически в одно и то же время, а ведь тогда не было ни интернета, ни телевидения. Они даже не были знакомы и тем не менее жили на одной волне. Поэтому мы и решили вместе с Музеем Арутюна Каленца организовать эту выставку. Мы благодарны семье Саро Галенца за сотрудничество. Такое взаимопонимание, взаимоуважение, которое сложилось у нас во время работы над проектом, возникает редко. Посетителей приходит очень много - как ереванцев, так и гостей столицы. Вход на выставку бесплатный. В рамках ее проходят и разные мероприятия, работает образовательная программа для детей старше 7-8 лет. Ребят сначала проводят по экспозиции, знакомят с картинами художника, рассказывают, как он работал, как использовал цвет, потом дети переходят в творческий зал, где уже рисуют сами. Проводятся такие туры два раза в неделю, по вторникам и субботам. Но поскольку желающих очень много, надо записываться заранее. В рамках проекта "Встречи с искусством" был проведен и вечер для взрослых, посвященный творчеству Арутюна Каленца. У Музея Гафесчян прекрасная база, великолепные работы, и мы может позволить себе показывать только самое лучшее.

...Выставка продлится до 22 сентября. Не побывать на ней, значит обокрасть себя. Я имею в виду тех, для кого art-искусство что-то да значит.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • MEGAMALL НА ЛЮБОЙ ВКУС
      2017-12-04 12:12
      2082

      В наступающем году в Ереване откроется самый крупный в стране торгово-развлекательный центр - Megamall Armenia. Центр, впечатляющий своими размерами (общая площадь 87 тысяч кв. м), расположен в Норкском массиве на улице Сафаряна, всего в 7 км от центра столицы. Это целый городок, куда можно будет отправиться всем семейством на целый день, совмещая приятное с полезным - шопинг с увлекательным досугом. 

    • АРМЯНСКИЙ КОНТЕКСТ АЙВАЗОВСКОГО
      2017-11-24 16:51
      3175

      В Национальной академии наук РА состоялась конференция, посвященная 200-летию со дня рождения нашего великого соотечественника Ивана Константиновича Айвазовского (Ованеса Айвазяна). О том, как прошла эта конференция, рассказывает в интервью "ГА" директор Института искусств НАН РА, член-корреспондент НАН РА Арарат АГАСЯН.

    • ФРЕСКУ "САСУНЦЫ" НУЖНО СПАСТИ!
      2017-11-15 15:57
      4371

      В 1974 году заслуженный деятель искусств Армении Саркис Мурадян написал на стене вестибюля в здании Дома культуры села Апага Армавирской области монументальную фреску "Сасунцы". 

    • ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЙ - ГРИБЫ
      2017-11-08 13:17
      7732

      В конце октября издательство Ереванского государственного университета выпустило "Библиографию научных работ по микологии в Республике Армения (1889 - 2014)". По мнению специалистов, уже успевших познакомиться с этим изданием, это очень редкая, а возможно, и единственная по своей структуре книга в мировой научной литературе по микологии. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Картину Айвазовского продали на пражском аукционе почти за $1 млн.
      2017-12-11 19:28
      358

      Полотно Ованеса Айвазовского (1817-1900) "Шторм" продано за 15 млн крон (около $705 тыс.) на аукционных торгах в Праге. Как сообщает Арменпресс со ссылкой на ТАСС, oб этом сообщила журналистам представитель дирекции одной из наиболее престижных художественных галерей чешской столицы "Дом искусств Гейтманек" Яна Брындова.

    • ТАИНСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
      2017-12-11 12:09
      1280

      Весьма впечатляющие цифры представил на днях исполнительный директор Фонда развития Армении Авак АВАКЯН, говоря о результатах годовой деятельности возглавляемой им структуры. Так, в течение этого года фонд привлек в армянскую экономику инвестиции из-за рубежа на сумму в 15 млн 388 тыс. долларов. Для сравнения, пояснил он, этот показатель в прошлом году равнялся нулю. Плюс, на сегодня портфель фонда включает 29 инвестиционных предложений, общая стоимость которых достигает порядка 1 млрд 578 млн долларов.

    • ХЛЕБ И ТОНИР В XXI ВЕКЕ
      2017-12-08 16:40
      1892

      Молодой художник Арен Аветисян дебютировал с весьма интересным выставочным проектом, открывшимся на днях в Центре искусств "Нарекаци". Тема экспозиции - хлеб, выпечка хлеба и связанные с этим традиционные армянские обряды. Яркое событие украсили не только выполненные маслом и акварелью тематические работы Арена Аветисяна, но и выступление ансамбля национальной песни и пляски "Востан". Выставку под названием "Песнь хлеба" инициировала руководитель культурной общественной организации "Кенац тун" Лала Мнеян, которая уже много лет занимается сохранением, пропагандой и развитием традиционного армянского этнокультурного наследия.

    • ВЫСТАВКА РАБОТ АРА АРУТЮНЯНА В МОСКВЕ
      2017-12-01 14:15
      1228

      17 ноября в Москве в Государственном центральном музее современной истории России с большим успехом открылась выставка работ выдающегося скульптора и графика Ара АРУТЮНЯНА, члена Академии художеств СССР и РФ, народного художника Армянской ССР, профессора. Мероприятие проходит в рамках Дней культуры Армении в России.