Последние новости

СЛУЧАЙ В МЕТРО, или ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ

Кажется, аншлаги становятся делом само собой разумеющимся в Гюмрийском государственном драматическом театре им. Аджемяна – факт отрадный сам по себе. А уж когда овация переполненного зала гремит не традиционно-премьерно, а по большому счету заслуженно – это уже не просто отрадно. Это еще раз подтверждает, что в гюмрийском театре в последние годы происходит не что-нибудь, а что-то стоящее. В данном случае – новый спектакль "Крысы" в постановке молодого режиссера Людвига АРУТЮНЯНА.

ЛЮДВИГ АРУТЮНЯН – ГЛАВНАЯ НАДЕЖДА ГЮМРИЙСКОГО ТЕАТРА и его художественного руководителя Николая Цатуряна. "Крысы" - уже пятая по счету постановка молодого режиссера на большой сцене. Цатурян твердой рукой вел своего ученика к крупной и уже абсолютно самостоятельной работе. "Крысам" предшествовали отечественные пьесы и сценическое воплощение рассказов классиков национальной литературы. Еще была популярная комедия "Блез", в которой сильно ощущалось присутствие художественного руководителя. Параллельно молодой режиссер вел активный поиск "своей" драматургии, которая даст возможность к серьезному и масштабному высказыванию. Им стал спектакль "Крысы".

Пьеса "Крысы" - созданный Левоном Мутафяном римейк голливудского фильма 1967 года "Случай в метро". По пьесе Николаса Баера режиссер Лари Пирс создал настоящий киношедевр - о безразличии, трусости, отсутствии чувства собственного достоинства, о том, что слаб человек – вплоть до подлости. Обличающий, правдивый, но вместе с тем очень неприятный и жесткий фильм. "Случай в метро" имел и свое воплощение на нашей сцене. Одноименный и культовый спектакль Грачья Казаряна, сделанный им в когда-то любимом зрителем, а ныне проданном под гостиницу с рестораном Экспериментальном театре "Пос" прозвучал от Италии до Москвы.

К старому тексту Баера Мутафян подходит с прагматичной и несентиментальной требовательностью, меняя и убирая каких-то персонажей, безжалостно удаляя все, что кажется ему необязательным. И хотя, несмотря на такие изменения, случай в нью-йоркском метро кажется моментами "технически устаревшим" - при нынешнем наличии у людей всевозможных гаджетов и прочее подобная ситуация местами кажется невозможной – пьеса остается актуальной в главном. Она крута и страшна своей аллегоричностью, звеня, как хемингуэйевский колокол – по нам с вами.

Два зарвавшихся отморозка - с одной стороны, и кучка разрозненных обывателей, обремененных своими делами и заботами - с другой, в полупустом вагоне метро, едущем к последней станции. Что их может связывать? Ничего, кроме ограниченного пространства, из которого нет выхода. Раздражитель в виде двух уродов, вся власть которых в наглости, физической силе и безнаказанности, и молчаливое раздражение перепуганных пассажиров. Перед зрителем, как в калейдоскопе, проплывают все нюансы человеческой психики от робкого возмущения и бессильной ярости, до низменной трусости и гаденького предательства – ведь чувство самосохранения, инстинкт, заложенный самой природой, в очередной раз берет верх…


В СВОЕМ НОВОМ СПЕКТАКЛЕ АДЖЕМЯНОВСКИЙ ТЕАТР СОВЕРШИЛ ОТКРЫТИЕ
, явил театральному миру нового художника - Седрака Великодного. Такого широкоформатного и точного оформления наша сцена давно не видела. Место действия "Крыс" - не просто вагон метро, но большая двухъярусная урбанистическая картина: металлические перекрытия, лестницы, рекламные постеры, раздвижные двери. Не "рассказывая" спектакля, декорация с первой минуты задает тон спектакля, определяет его внутренний ритм, задет пульс и нерв. В первой картине, которая развивается "на верхнем этаже", по лестницам и мосткам носятся потенциальные пассажиры, перебрасываются незначительными фразами, торопятся дальше. Для развития сюжета эта сцена вроде бы необязательная, но Людвиг Арутюнян ее как раз не вычеркивает, и мотив этот у театра возник, конечно, не просто так. Люди, наблюдающие жизнь "сверху", проживающие ее на бегу, не заглядывая вглубь – авось пронесет.

"Крысы" уместились у Людвига Арутюняна в полтора часа сценического времени. Режиссер отжал из написанных Мутафяном текстов, наверное, половину слов, кажется, вызвав недовольство драматурга. Но дело не в том, что режиссер Арутюнян борется за спринтерский рекорд. И его спектакль - вовсе не дайджест для торопливых прохожих или для школьников, которым нужно рассказать знаменитый сюжет, да поживее, но концептуальная и острая сегодняшняя версия. Важно не то, сколько молодой режиссер отсекает, а то, сколько оставляет - чтобы дать возможность актерам сыграть свои роли эффектно, сильно и жестко. Чтобы история била наотмашь, и не темой своей, а качеством энергии. Чем-то Людвиг Арутюнян пожертвовал, но зато попытался найти квинтэссенцию, главный, по мнению режиссера, нерв.

Несчастный случай в метро играют в широком вроде бы пространстве вагона, устроенном художником Седраком Великодным, где должно было бы быть вольготно не только настоящим крысам, но и людям. Но в этом пространстве у каждого свое кресло-место, на котором они сидят, зажатые и напряженные, покачиваясь в ритм стука колес. И вроде бы можно выпрямиться во весь рост, но пассажиры почему-то предпочитают сгибаться, выгибаться, кособочиться и искажаться – воплощенное искажение человеческих нравов.


КАК КРЫСЫ В НОРЕ, ШНЫРЯЮТ ПЕРСОНАЖИ ПО СЦЕНЕ
, стараясь пересесть подальше от глумливых хамов, устроивших в вагоне потеху. Но они зажаты в тиски – чаша унижения никого не минет. Постепенно, по мере развития истории все вовлекаются в круг "шуток" двух подонков. Но вообще-то в "Крысах" не до шуток. Тем более что молодой режиссер малость перегнул со сценами физического насилия и избиений – в какой-то момент они не просто перестают "работать" и кажутся повторяющимся аккордом, но в чем-то оправдывают молчание собравшихся в вагоне пассажиров. В наиболее же точно удавшихся картинах расстояние, отделяющее игровое пространство от зрительного зала, становится своеобразным оптическим прибором - лица застывают масками, а сочетание человеческих фигур "отпечатывается" экспрессионистской фреской.

Оставаясь рациональной режиссерской затеей, "Крысы" запоминаются острой и содержательной игрой каждого из актеров. Экстремальные условия игры не сковывают труппу, напротив, словно концентрируют, собирают в пучок эмоциональную энергию каждого. Минимальные по текстовому объему роли словно дисциплинируют исполнителей и одновременно дают любому шанс запомниться зрителям надолго. И актеры находчиво этим шансом пользуются. Мастера сцены Размик Бадалян в роли пастора, которому даже на какой-то краткий миг удается достучаться до двух моральных уродов, и Рафик Харатян-Бриджерс, гнусно с ними заигрывающий в надежде на спасение. Армине Маилян – женщина, виноватая уже тем, что чернокожая. Аркадий Карагулян – здоровенный детина, физически способный размазать хулиганов по стенке, но скромно жмущийся к перепуганной, хрупкой жене (Асмик Суварян). Арсен Сагателян-Ливински, робко, скорее истерично пытающийся дать отпор, одинокий голос. Наконец, Тигран Вирабян-Гарри и совсем еще мальчик, студент гюмрийского филиала ГИТиКа Карапет Егоян-Том - исполнители ролей двух "террористов", наглые, циничные, с тупой самоуверенностью и гоготом-смехом. Каждый нашел свою краску, нанес на это большое полотно свой выразительный мазок. И ощущение унисона, ансамблевости удивительное. Так же, как общая культура постановки, не позволяющая даже исполнителям ролей двух отморозков скатиться до актерской грубости и пошлости.

В ФИЛЬМЕ "СЛУЧАЙ В МЕТРО" БЫЛ ТАКОЙ ПЕРСОНАЖ - паренек со сломанной рукой, который сумел-таки дать отпор и поставить наглеца на место. А может, у мальчика попросту сдали нервы? Молодой, наивный, но так или иначе именно он сыграл роль сорванного ниппеля и позволил пару вырваться наружу и не разорвать к чертям собачьим этот кишащий крысами вагон. В спектакле этого персонажа нет. Есть другой, диссонирующий с кинематографической реалистичностью спектакля своей открытой театральностью. Человек в клоунском парике и красным шариком вместо носа, мастерски сыгранный заслуженным артистом РА Ованесом Ованесяном. Он выписывает легкие па и корчится в беззвучных криках тела. Он пытается говорить о совести, достоинстве и чести и кажется абсолютно придуманной, мифической фигурой в этом жестоком, жестоком, жестоком мире. А потом в одночасье становится персонажем реальным, получив в живот удар ножом. И остается лежать в опустевшем вагоне – мертвое тело последнего романтика.

В общем, стремление к откровенному театральному высказыванию и неподдельное чувство соединились в спектакле, для которого у молодого режиссера не нашлось оптимистического финала. Оптимизм вселила реакция зрителя, смотревшего затаив дыхание, аплодирующего стоя и до упора и доказавшего - души человеческие в этом жестоком, жестоком мире еще живы.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕСЧЕТЧИКАМ" ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА – АНАФЕМА!
      2024-04-19 11:56

      Увы, они никогда не встертятся и не заглянут  друг другу в глаза - не только на этом свете, но и на том... Потому что 1 500 000 прошедших крестную муку Геноцида армян,  канонизированных Армянской Апостольской церквью, пребывают  в раю. Осквернителям их памяти, извращенцам-гробокопателям и садистам уготовлена иная участь - вечное горение в адском пламени.               Аминь!

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ПРИХВАТИЗАЦИЯ - ПЕРЕЗАГРУЗКА?
      2024-04-12 09:10

      "- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.

    • ФЕСТИВАЛЬ В АРТАШАТЕ - ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ
      2023-11-01 14:00

      Арташатский Драматический театр им. Амо Харазяна отмечает нынче двойной юбилей - 90-летие со дня своего основания, точнее, предоставления ему статуса государственного, и 80-летие со дня получения собственного здания. Именно к этому событию приурочен Республиканский театральный фестиваль, который пройдет в Арташате с 1-7 ноября и который организован Союзом театральных деятелей Армении и самими харазяновцами при поддержке администрации марза. Подарок к юбилею - себе и, конечно, местному зрителю!

    • HIGHFEST - "КРУТЫЕ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!"
      2023-10-11 09:14

      В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!