Последние новости

ЧЕЛОВЕК ДУХОВНОГО ПОИСКА

Сколько можно написать о нем разного! Рассказать о его долгой, насыщенной событиями жизни, о работе в академическом Институте искусств, о его книгах - тоже разных, о его увлечениях, пристрастиях - их так много, что хватило бы на несколько человек. Кто читал его книги, исследования, о них знает, Георгий ГЕОДАКЯН - несомненно, абсолютная величина в армянской музыкальной литературе. Он один из тех людей, кем армянская музыкальная культура может гордиться по праву.

12 августа ему исполнилось 85 лет. Юбилейные даты такого рода вызывают двойное чувство. Что ни говори, это возраст более чем серьезный, вершинный и навевает грустно-лирические мысли о скоротечности жизни. Но есть и другая сторона - ведь повезло же нам, его современникам! Совпали мы. Посчастливилось, что родился и живет рядом с нами такой талантливый ученый и так полно, так ярко осуществил себя.

Георгия Шмавоновича высоко ценят за то, что он умеет анализировать музыкальное явление так верно, так глубоко и убедительно, что каждый раз поражаешься - до чего же это точно, значительно. Он, возможно, бывает суховат, порой резковат, у него могут быть противники, и слава богу, значит не всеяден, не всеугоден. Больше всего в искусстве Геодакян не любит дураков и никогда не пренебрегает возможностью поставить их на место.

Более 60 лет он является не просто одним из видных армянских музыковедов, но и наилучшим из них. Человек напряженного духовного поиска - таким он открылся мне в далекие 70-е годы, когда я впервые пришла за статьей о Комитасе. Каков же вклад Георгия Шмавоновича в науку о музыке и почему без него невозможно представить себе современное армянское музыкознание?

Широта его научных и творческих интересов предопределила редкое для ученого многообразие жанров. Фундаментальное исследование, монография, аналитическая статья, творческий портрет композитора или исполнителя, газетная рецензия - все эти жанры музыкальной литературы подвластны ему в равной мере. И, быть может, особенно примечательно то, что в каждой работе при строгой объективности автора, мы всегда ощущаем личность самого Геодакяна. Можно сказать, что Георгий Шмавонович с полным осознанием своей миссии "запрограммировал" себя как страстный комментатор исторического прошлого и современного музыкального процесса.

Эволюция национальной музыки, ее тенденции, оценка по-новому освещенных фактов, проблемы, стоящие перед армянской музыкальной медиевистикой, расшифровки хазов, вопросы теории металада и многое другое - вот неполный перечень вопросов, ответы на которые ученый ищет на протяжении всей жизни.

В книгах Геодакяна есть то, что редко встретишь у музыковедов - проявление души, живая интонация речи, переданная с той свободой, которая присуща художественной прозе. И, видимо, это умение быть максимально точным в словах и в то же время лаконичным и музыкальным - одно из самых ценных свойств критика и ученого. И это не просто свойство его характера, но и его мироощущения, эстетического идеала, художественного мышления. Отсюда - удивительная цельность героев его исследований, атмосфера приподнятости чувств.

Это постигается сразу при чтении его первой монографической работы "Романос Меликян". В ней необычны и живая литературная форма, и острота ума, и ясность оценок, и подлинная взыскательная любовь к искусству исследуемого автора. Все это и вызывает доверие к его имени, к тому, что он думает и пишет о музыке, о деятелях культуры.

Не переставая интересоваться актуальными вопросами современной музыки, Геодакян с самого начала творческой биографии обращается к наследию мастеров прошлого. Внешним стимулом к этому была его работа в Институте искусств АН Армении, куда он пришел после аспирантуры при кафедре теории музыки Московской консерватории под руководством профессора Б.Ярустовского. Внутренняя же потребность коренилась в желании соотнести опыт классиков с запросами музыкальной современности.

Именно современное прочтение проблематики творчества Романоса Меликяна делает книгу о нем такой неординарной. Написанная на основе фактических данных (воспоминаний современников, писем), монография не повторяет ни одной банальности, сказанной в адрес этой масштабной фигуры XX века, а воссоздает облик композитора в точном соответствии с исторической истиной, показывает его новаторскую роль и значение для всей нашей культуры.

Основательность аргументации, компетентность, научная ответственность отличают исследования Геодакяна, посвященные и другим классикам армянской музыки - Чухаджяну, Спендиарову, Хачатуряну и особенно Комитасу. Кстати, статьи и исследования Геодакяна о Комитасе - лучшие в армянском музыкознании благодаря острому, проницательному взгляду на главную линию его творчества, глубине анализа, истинности суждений. В объемном исследовании "Комитас и музыка XX века" Георгий Шмавонович впервые попытался показать Комитаса не только как крупного национального музыкального деятеля, но и доказать, что он был в числе тех композиторов начала века, которые искали новаторские пути и во многом их одолели. Как отмечает кандидат искусствоведения Мгер Навоян, "своими исследованиями Геодакян по существу первым вывел феномен Комитаса за рамки чисто национального искусства и рассмотрел его в контексте мировой музыкальной культуры".

Огромный интерес представляют и научные работы Геодакяна о музыкальном стиле и языке Комитаса, Спендиарова, Хачатуряна. Свое благоговейное отношение к великим музыкантам он поднимает до высокого патриотического чувства, сыновней гордости за богатую талантами Армению.

Трудно переоценить значение Геодакяна в издании комитасовского наследия. Академическое собрание сочинений (вышло 14 томов) содержит итоговый свод нот, записей, текстов, заново сверенных с рукописными и печатными источниками, обширный комментарий, в котором есть расшифровка утраченных смыслов, воссоздан исторический контекст. Звучит, увы, сухо, но именно академическое издание национальных классиков считается мерилом культурной памяти. Полного собрания сочинений Комитаса мы до сих пор не имели. Работа над изданием наследия композитора была начата в 60-е годы профессором Робертом Атаяном, посвятившим этому делу всю жизнь. Как известно, в течение жизни Комитаса и в последующие годы была опубликована только часть его сочинений - остальные дошли до нас в рукописях. Собранные и приведенные из разных архивов, они не всегда отличались цельностью и полнотой. Нередко это были разнорозненные листки, карандашные наброски, черновые записи. Все это необходимо было свести воедино, осмыслить, систематизировать, а порой и расшифровывать. И эту задачу профессор Атаян сумел осуществить на самом высоком уровне. Но Атаяну удалось выпустить всего 6 томов, где систематизированы и изданы светские произведения Комитаса. 7-й том и часть этнографических томов были отредактированы, но, к сожалению, из-за отсутствия финансов не изданы.

После смерти Атаяна эстафету принял Георгий Геодакян. Спустя 15 лет, в 1997-м, издательство "Анаит", получив госзаказ, выпустило 7-й том, но оставались неизданными уже готовые другие тома. Руководство института во главе с Левоном Ахвердяном приложило много сил и энергии и, наконец, нашло спонсора в лице фонда Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне. Благодаря средствам этого фонда стало возможным за короткий срок издать еще несколько томов. Основная работа была сделана Атаяном, но Геодакяну пришлось еще много потрудиться над 8-м томом, так как Атаян его завершить не успел. Начиная с 9-го тома вышли записи Комитаса народных песен.

Книга очерков и теоретических исследований Геодакяна "Пути формирования армянской музыкальной классики" - докторская диссертация автора, где все выстрадано, пропущено через себя. Читая ее, приходишь к выводу: Геодакян, бесспорно, - самое яркое явление нашей музыкальной критики, авторитетный ученый.

Человеческий и творческий облик Г.Геодакяна будет явно не полон, если не сказать еще об одной сфере его работы - педагогической деятельности, о его учениках, о тех, кто прошел его школу. Каждый взял у него нечто важное, сохранил к нему благодарное чувство. Но влияние его куда шире: это то нравственное влияние, которые испытывают музыканты разных поколений, даже те, кто ни разу не слушал его лекций. Происходит это потому, что Геодакян наделен даром дружелюбия к людям, умением быть всегда самим собой. Поэтому, наверное, во всегда открытом геодакяновском доме, где царит дух высокой интеллигентности, уютно всем - и его коллегам, и тем, кто впервые пришел к нему.

Желаем вам, дорогой Георгий Шмавонович, от имени всех, кто имел и имеет честь испытывать на себе обаяние вашего человеческого таланта, здоровья и полноценной работы.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "МАНОН" МАССНЕ НА АРМЯНСКОЙ СЦЕНЕ
      2018-10-17 15:40
      1859

      В потоке концертно-театральной повседневности не каждое художественное явление оказывается праздником искусства, потрясением чувств. В принципе это неизбежно, хотя, разумеется, в идеале все встречи с настоящим большим искусством должны быть таковыми. Опера "Манон" Массне, ереванская премьера которой состоялась на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова в рамках саммита Франкофонии, принадлежит к их числу.

    • ПРАЗДНИЧНЫЙ МАРАФОН ПРОДОЛЖАЕТСЯ...
      2018-10-15 15:00
      2766

      XII Международный фестиваль классической музыки, пиком которого стали недавние выступления знаменитого скрипача Сергея Хачатряна, задавшего высокий тон начавшимся событиям, продолжается. В рамках фестиваля помимо ярчайшего концерта, открывающего этот крупный осенний марафон, состоялись еще несколько праздничных вечеров, в которых приняли участие солисты самых разных стран. И если новых имен среди них не слишком много, эта проблема все же не так остра, как репертуарная.

    • ЕДИНСТВЕННАЯ ВСТРЕЧА С ВЕЛИКОЙ ПЕВИЦЕЙ
      2018-10-08 15:23
      5385

      Мир стремительно скудеет на великие личности. В эти дни ушла из жизни еще одна величайшая звезда - легендарная Монсеррат Кабалье, известнейшая испанская оперная певица, величайшее сопрано современности. Монсеррат Кабалье была послом Мира, послом Доброй воли ЮНЕСКО. Широчайший диапазон голоса, непревзойденное мастерство и яркий темперамент дивы покорили главные сцены ведущих театров планеты.

    • С ЛЮБОВЬЮ О ВЫДАЮЩЕМСЯ ХУДОЖНИКЕ
      2018-10-05 15:36
      4681

      В ереванском издательстве "Айагитак" вышла первая книга трехтомной документальной монографии, посвященная жизни и творчеству выдающегося армянского живописца и педагога Ваграма Гайфеджяна. Автор и составитель Эллен Гайфеджян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Открылась выставка «Старый и новый Ереван» – к 2800-летию столицы
      2018-10-19 18:49
      404

               В центре «Метроном» (Metronome) в столице Армении  сегодня открылась выставка «Старый и новый Ереван». Инициаторами выставки выступают ГНКО «Служба по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников» министерства культуры Армении и Музей истории Еревана.

    • Армен Саркисян поделился ожиданиями в контексте развития научной мысли
      2018-10-19 12:36
      227

                 Президент Армении Армен Саркисян присутствовал на торжественном заседании, посвященном 75-летию Национальной академии наук (НАН) страны.

    • ВЛЮБЛЕН В МУЗЫКУ И ЖЕНАТ НА ВИОЛОНЧЕЛИ
      2018-10-17 15:43
      1220

      Виолончелист Артем Манукян - желанный гость в Ереване. Его выступления на родине всегда проходят при полном аншлаге, собирая публику, открытую ко всему новому, неожиданному, экспрессивному. За 7 лет жизни и творчества в США он обрел поклонников практически по всему миру, столь часты его гастроли и широк спектр музыкального сотрудничества. Арто Тунчбояджян, Ваагн Айрапетян, Тигран Амасян, Вардан Овсепян, Джо Завинул, Драко Россо, Рики Мартин, Стиви Уандер, Гретхен Парлато и многие другие - перечислить всех звезд мировой музыки, с которыми выступал талантливый виолончелист, трудно.

    • ЮНЫЕ ВИРТУОЗЫ В ВЕНЕ
      2018-10-15 15:35
      1052

      2-6 октября в Вене состоялся III Международный фестиваль Classical Young Stars, почетными гостями которого стали Валерий Гергиев и Денис Мацуев.