Последние новости

СИМФОНИЯ КРАСОК

50 лет назад в Тбилиси была открыта выставка народного художника Армении Мгера Абегяна. Грузинская пресса в те дни много писала о работах этого художника, на картинах которого можно было увидеть поразительную по необычайной красоте природу Армении, почувствовать обжигающий зной ее солнца, услышать запах ее цветов, узнать ее людей. Своими впечатлениями от выставки поделился тогда на страницах "Литературулигазети" и выдающийся грузинский писатель Константине Гамсахурдиа.

Мир бесконечен и неисчерпаем. Не только два дня не похожи в точности друг на друга, но и две горы, два дерева, два листа не найти в природе абсолютно одинаковыми. Делакруа писал: "Природа – это словарь, в котором мы ищем слова". Примитивный человек замечает всего несколько цветов, мастер живописи - множество тысяч. Упорно и настойчиво сочетает он эти цвета и творит замечательную картину ландшафта и человеческих лиц. Художники Севера привыкли аргументировать двумя кардинальными цветами – черным и белым, а южане, хотя бы Тициан и Веронезе, Гудиашвили и Какабадзе, - пурпурно красным, особенно любят они цвета граната.

В живописи, конечно, недостаточно только личного мастерства. Многообразие цветов в самой природе дает художнику необозримый стимул. Так что живопись и скульптура основываются на данном природой материале. Тициан и Веронезе, Фидиас и Пракситель не стали бы такими великими, не имея итальянского неба и греческого мрамора. Художникам и скульпторам Армении и Грузии в этом отношении тоже повезло, благодаря этому создалась наша великая художественная культура и грандиозная архитектура.

В конце мая тбилисцы увидели выставку картин замечательного армянского художника Мгера Абегяна. Как близка, любима и восхитительна природа Армении, воспроизведенная им с большим мастерством! Везде и во всем доминирует терракотовый, чрезмерно синий, кроваво-красный и мягкий, как мечта, голубой цвет. Золотистые поля, возвышающиеся эскалады серых скал, увенчанные храмом, колокольней или развалинами крепости. Они гордо стоят и сегодня, как будто арабы, турки и монголы никогда не покушались на великие и древние шедевры памятников Армении. Развалины крепостей и башен, церкви на вершинах гор напоминают величественные храмы Эчмиадзина, Звартноца и Гегарда.

Помню, как я и Аветик Исаакян, обуреваемые печалью, сидели в Гегарде: "Эх, как разбили враги наши крепости и монастыри! Если б эти памятники от Ани до Киликии не были бы беспощадно разрушены варварами Востока, какое великолепие осталось бы людям!". "Эх, мой варпет, хорошо, что мы уцелели от этих проклятых; другие народы были полностью истреблены, а мы, так или иначе, спаслись от кровавых злодеев. Главное, никогда не унывать".

…Горы, серые скалы в отдалении упираются в небо. На плато колыбель. У колыбели с лежащим в ней ребенком сидит мать, неподалеку от нее - согнувшаяся от времени бабушка. В этой, такой же колыбели росли создатель армянского алфавита Месроп Маштоц, великие писатели, художники и историки Армении, а в наше время - незабвенный Орфей армянской поэзии Аветик Исаакян, великий художник Мартирос Сарьян и оригинальный продолжатель его традиций мастер живописи Мгер Абегян.

Не менее пяти раз осмотрел я творения этого мастера. …Семья армянского крестьянина, двор, петух во дворе. …Прекрасен остров Севан и упраздненный на нем храм. Где живут теперь отчужденные от людской суеты анахореты?!.. Вдалеке крепость и монастырь, на переднем плане два буйвола – это вечерние сумерки в Джрашате. Исключительны пирамиды горы Арагац. Опять терракотовые, гранатовые и оранжевые цвета. …Спит стройная девушка, как сон высятся вокруг вершины гор. …Вечность лежит на квадратных лугах, это хлебные поля яично-желтого цвета. Терракотовые и цвета морской воды квадраты удивительно напоминают пейзажи великого грузинского художника Какабадзе. Еще гора, но уже золотистая, на переднем плане буйвол – он будто говорит: "Это я кормлю весь мир". …А это город-крепость Гарни. Разбитые капители, колонны и сегодня сохраняют былое величие. …Привлекает внимание монастырь в окрестностях Бжни.

Мгер Абегян - редкостный мастер не только ландшафтов, но и отличный портретист, прекрасны портреты Зои Петросян и жены художника Л.Абегян. Множеством путей живописец вновь и вновь возвращается к Севану, Севан для него воплощение мечты армянского народа, исторической мечты жаждущей моря многострадальной нации. С большим мастерством Абегян пишет горы, воду и воздух. Великолепны его натюрморты, цветы, яблоки, гранаты, перцы... и похожие на бастион крепости.

Бесконечная гряда гор, горных вершин и хребтов, восхитительная и величественная панорама хранителя древнейшей культуры – армянского народа. Вспоминаю миниатюры Саркиса Пицака и без колебаний верю, что армянский народ - создатель этой прекрасной страны, этих грандиозных памятников старины - велик не только в своем прошлом. Резонанс его культуры велик и в наше время.

Картины Мгера Абегяна – настоящая симфония красок.{gallery}abegyan{/gallery}

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В Ереване открылась выставка болгарского художника Петика Петросяна "Пристань"
      2017-10-04 16:25
      118

      В Национальной галерее Армении накануне, 3 октября, открылась выставка болгарского художника Петика Петросяна "Пристань".

    • МУЗЫКА, ТРАНСФОРМИРОВАННАЯ В ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
      2017-09-29 15:13
      2956

      Музей Арутюна Галенца - это та творческая площадка, где воплощаются в жизнь самые интересные художественные программы. В этом еще раз можно было убедиться во время прошедшей в стенах музея встречи с художником Константином Руссо из Румынии и музыкантом Питером Стивенсом из США. Художник и музыкант познакомились в Париже, будучи уже достаточно известными каждый в своей стране. Знакомство переросло в интересный творческий тандем. Руссо трансформирует музыку Стивенса в визуальный рисунок, а Стивенс создает музыку, восприняв идею, заложенную в графических линиях Руссо. 

    • REAL ART: ФОРМУЛА ЖИЗНИ
      2017-09-27 15:33
      7905

      Почему в Гюмри многим хочется рисовать, писать стихи или заниматься музыкой? Если в двух словах, это от городской ауры, рождающей творческую атмосферу. Туристы в Гюмри восторгаются красотой и сомасштабностью человеку его старых построек, мы же, потомственные гюмрийцы, хотя и редко когда замечаем красоту, сотворенную дедами, все же невольно подпадаем под ее воздействие. Однако одного желания, видения красоты и даже дарования недостаточно: чтобы оставить свой след в искусстве, необходимы усердие и поддержка наставников. 

    • Выставку "Сотворение" к 200-летию Айвазовского в Национальной галерее Армении за неделю посетили 4000 человек
      2017-09-23 15:11
      111

      Выставку "Сотворение" в Национальной галерее Армении, приуроченную к 200-летию со дня рождения всемирно известного художника-мариниста Ованнеса (Ивана) Айвазовского, за неделю посетили уже 4000 человек.