Последние новости

ЧЕЛОВЕК УДИВИТЕЛЬНОЙ СУДЬБЫ

На фоне того, как искажается сегодня облик нашего города, замечательные памятники архитектуры, созданные умом и талантом наших великих зодчих, хотелось бы вспомнить имя выдающегося архитектора Григора Агабабяна, которого можно отнести к людям завидной судьбы. Он был одним из тех мастеров, кто оставил глубокий след в современной архитектуре Армении.

По отзывам коллег, хорошо знавших Григора Гарегиновича, он был на редкость красивым человеком. Весь его внешний облик излучал светлую энергию, он заражал искренностью и непосредственностью, удивительной мягкостью интонаций и, казалось, был идеалом Человека.

Жизнь Григора Гарегиновича - его работы. В них раскрываются и сложный характер зодчего, и его мысли о современности, и мечты о будущем. Все, что создано Агабабяном, отмечено печатью своеобразия. В какой бы области архитектуры он ни работал - будь это жилой дом или школа, административное здание или рынок, крупное промышленное сооружение или постамент для скульптуры, - зодчий вносил свое, самобытное. С каждой новой значительной работой (здание Ереванского центрального холодильника, Центральный крытый рынок на проспекте Маштоца, Киевский мост, Дом-музей Ов. Туманяна, здания ЦСУ, института "Армпромпроект", Комитета народного контроля), его талант раскрывался новыми гранями.

центральный крытый рынок в ЕреванеЗдание Центрального крытого рынка, созданное Г.Агабабяном в творческом содружестве с инженером А.Аракеляном, по праву относится к архитектурным достопримечательностям Еревана. Достоинства этого здания не раз отмечались в отечественных и зарубежных изданиях по архитектуре. Вот что писал теоретик архитектуры Альберто Санторис: "Вклад Советского Союза в области архитектуры воплощен в ряде осуществленных или строящихся сооружений. В качестве примера отметим здание газеты "Правда" в Москве (арх. П.Голосов, 1935), Крытый рынок в Ереване (арх. Г.Агабабян, 1951), плотины водохранилищ на Днепре и Волге (1950-55гг.)".

Как отмечает автор предисловия к альбому, посвященному Г.Агабабяну, Левон Бабаян, особенность творческой индивидуальности Г.Агабабяна прежде всего в градостроительном подходе к решению каждой архитектурной задачи, в умелом использовании возможностей конструктивного остова здания для создания выразительных объемно-пространственных композиций, в тонком художественном вкусе, проявившемся как в разработке эстетического облика сооружения, так и в прорисовке его форм и деталей.

Наряду с архитектурными работами в творческой мастерской Агабабяна можно было увидеть множество удивительно сделанных обмеров памятников средневековой армянской архитектуры. А количество его графических работ и акварелей столь велико, что трудно представить, как человек в течение одной жизни может столько спроектировать, изучить, исследовать... За всем этим - огромный труд, равноценный каждодневному жертвоприношению себя делу. И если добавить к этому, что в течение 8 лет он был главным архитектором Еревана и 18 - председателем Госстроя республики, то есть вел гигантскую организационную деятельность, причем в период, когда наша столица формировалась как единое градостроительное целое, то можно представить масштаб этой личности.

Григор Гарегинович обладал знаниями поистине обширными. Но эти познания, непрестанно умножаемые его поразительной трудоспособностью, не подавляли его собственной творческой инициативы. Наоборот: его творческая мысль, оригинальная и смелая, развивалась и становилась еще более зрелой.

Работы Григора Агабабяна неоднократно экспонировались на всесоюзных и республиканских выставках, неизменно привлекали своим высоким профессиональным уровнем, отмечались престижными премиями и правительственными наградами, он был избран членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР.

Григор Гарегинович проявлял большую заинтересованность в судьбах армянских архитекторов и был подлинным, а потому и взыскательным их другом. Многие годы он вел и плодотворную педагогическую деятельность, воспитал не одно поколение армянских архитекторов. Ему было свойственно сразу замечать дарование, поощрять его словом и делом, радоваться очередному открытию таланта. Не было, кажется, у нас архитектора, начавшего работать при Агабабяне, которого он бы не окрылил отзывом или советом, не предостерег от ошибок. В своей оценке он всегда исходил из профессиональных интересов. От самого автора он своего мнения не скрывал, это было не в его правилах. Его помощь архитекторам, его интерес к творчеству каждого всегда были эталоном профессионального поведения для деятелей нашей культуры. Кстати, Григорий Гарегинович был и близким другом армянских художников, которых прекрасно знал и которым помогал, если они нуждались в его помощи. Одна из последних работ Григора Гарегиновича - проект восстановления Татевского монастыря. Когда начались восстановительные работы, он в очередной раз поехал посмотреть на ход строительства и... не вернулся. Ему было всего 67 лет.

Как никогда раньше, нашей культуре сейчас нужны такие, как Григор Агабабян. И не потому, что наш архитектурный мир оскудел. Человеческие и архитектурные уроки Агабабяна, его понимание градостроительства как венца национальной культуры не только питали интеллигенцию, но и стимулировали ее творческую жизнь.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • С ЛЮБОВЬЮ К ПЕВЦУ МОРЯ
      2017-07-28 14:46
      7433

      Выставка современных армянских художников, посвященная 200-летию И.АЙВАЗОВСКОГО Два века отделяют нас от даты рождения великого мариниста Ивана (Ованеса) Айвазовского, творчество которого определяет целую эпоху в истории мирового изобразительного искусства. Но интерес к его личности и искусству не ослабевает и сегодня. И без стремления сказать что-то свое, заслуживающее внимания читателей, писать об Айвазовском невозможно. Много интересного об Айвазовском мы узнали в последние годы из книг, альбомов, статей исследователя его творчества, заслуженного деятеля искусств Шаэна Хачатряна. Целью искусствоведа было по возможности шире представить армянскую сторону жизни и творчества художника, пока еще мало известную русским любителям искусства.

    • ФЕВРАЛЬСКАЯ МУЗЫКА В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ
      2016-02-26 13:36
      1533

      Музыкальные афиши, извещающие о концертах известных зарубежных артистов, свидетельствуют о том, что репертуарная палитра сегодняшней концертной жизни Еревана обещает стать достаточно насыщенной. Она включает произведения всех эпох, стилей национальных школ и направлений. И в этом заслуга многих наших коллективов и в первую очередь - Национального филармонического оркестра Армении под управлением Эдуарда Топчяна. Примечательно, что укрепляются контакты не только с нашими соотечественниками из Спюрка, но и с музыкантами из Европы, США - пианистами, скрипачами, виолончелистами, дирижерами. Контакты эти расширяются, обогащаются новыми формами, способствуют сближению культур.

    • ИСКУССТВО ВЫДАЮЩЕГОСЯ МАСТЕРА
      2015-12-16 16:02
      2460

      Его имя хорошо знакомо профессионалам и любителям музыки. Один из могикан армянской школы игры на трубе, Микаел ХАЧАТРЯН неизменно собирал на свои концерты широкую аудиторию поклонников, почитателей его таланта. Этого большого, на редкость одаренного музыканта, опытнейшего педагога, не по таланту скромного, застенчивого помнят все те, кто долгие годы работал с ним рядом, кто у него учился, и те, кому только случайно довелось с ним встретиться. Не много в нашей жизни людей, память о которых так врезается в ум и сердце. Об этом свидетельствуют и высказывания о нем его современников.

    • ЛАУРЕАТ КОНКУРСА ИМ. ЯНА СИБЕЛИУСА
      2015-12-14 15:58
      1193

      Чудо искусства - не метафора. Сколько усилий нужно приложить, чтобы людей, озабоченных нынешними проблемами, сделать хоть немного радостными. Эту радость доставила весть об успешном выступлении на Международном конкурсе им. Яна Сибелиуса нашего соотечественника, двадцатилетнего скрипача из Вены Эмиля Чкнаворяна, сына дирижера, хорошо известного в Армении и за рубежом, Лориса Чкнаворяна.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Мастер-класс для юных футболисток
      2017-07-27 10:07
      7264

      26 июля на футбольном поле СКИФ-а в Ереване состоялось интересное футбольное мероприятие. 50 девушек из Еревана и марзов республики получили возможность присутствовать на мастер-классе известного американского футболиста армянского происхождения Алеко Эскандаряна.  

    • МЭРИЯ АЛАВЕРДИ БЕЗ ПРЕТЕНЗИЙ К ЛЕСНИКУ ГАГИКУ?
      2017-07-26 16:20
      6753

      20 июня житель  села Санаин  Гагик Веранян, выбросив старые могильные плиты в усыпальнице князей Закарянов , вырыл новую могилу и захоронил там тело своего отца. Городское кладбище, примыкающее к монастырскому комплексу Санаин, занесенному в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, день ото дня захватывает территорию монастыря. Если этот вопрос не решить в срочном порядке, то, согласно регламенту, объекты ЮНЕСКО в случае, если на их территории сооружается что-то новое, могут быть исключены из списка.

    • ПАМЯТИ АНАИТ ГРИГОРЯН
      2017-07-26 16:17
      6743

      Институт искусств НАН РА, Союз композиторов Армении и отечественное музыкознание понесли горестную и невосполнимую утрату. 19 июля 2017 года на 85-м году жизни после продолжительной болезни в Париже скончалась бывшая сотрудница Института искусств НАН РА, член Союза композиторов Армении, кандидат искусствоведения Анаит Рачиковна Григорян.

    • КИСТЬ, ОПЬЯНЕННАЯ СОЛНЦЕМ
      2017-07-26 16:14
      8306

      В этом году замечательному художнику, одному из ярких представителей школы Сарьяна Александру ГРИГОРЯНУ исполнилось бы 90, а 10 лет его нет с нами. Его работы прочно вошли в золотой фонд армянского изобразительного искусства. Они свидетельствуют не просто об одаренности мастера, многогранности творческих интересов, - в них мы видим последовательное развитие его художественных идей. Он был художником с яркой, особенной манерой, сумевший образно выразить и дух своей эпохи, и характеры людей, которых он увековечил в своих картинах. Опираясь на традиции, на духовный опыт прошлого, он проложил живой мост в современность..