Последние новости

"ОЛИГАРХИ КАК ДЕТИ – ПОПЛАЧУТ И ПЕРЕСТАНУТ"

Ереванский Государственный театр кукол им. Ов. Туманяна с полным основанием можно назвать уникальным – трудно найти другой, столь разнообразный в своем репертуаре. Спектакли кукольные, драматические, музыкальные, экспериментальные, пантомимы, моноспектакли. За последние независимые 15 лет театр побывал на 42 международных фестивалях, вывозил 18 разных постановок, из которых только 8 – художественного руководителя. Из оставшихся 10-и 4 – спектакли молодых режиссеров.

Новый сезон театр готовится встречать не только в творческом всеоружии – за лето Кукольный успел технически переоснаститься.

УЖЕ С НАЧАЛА ИЮЛЯ, ЗА МЕСЯЦ ДО УХОДА В ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТПУСК, главная сцена Кукольного театра взяла паузу в работе, чтобы с началом сезона явиться перед зрителем в новом свете. Директор театра, заслуженный деятель искусств РА Рубен Бабаян тщательно следит за тем, чтобы новейшим театральным тенденциям соответствовал не только репертуар. "Механика сцены, софиты, штанкеты – это все у нас не ремонтировалось практически с 75-го года, когда театр был сдан в эксплуатацию. Правда, какая-то часть была приведена в норму во время реализации программы "ЛИНСИ", но этого оказалось мало. Вся наша техника предназначалась для старой тяжелой аппаратуры, шумела и мешала во время спектаклей. Государство каждый год выделяет театру сумму на сохранение здания, и в этом году я обратился в Министерство культуры, а оно в свою очередь в Минфин с тем, чтобы нам разрешили половину этой суммы выделить на техническое переоснащение. В Ереване есть очень хорошая компания "Аве-Мар", которая обслуживает все театры. За два месяца они полностью закончили работу. Но у Министерства культуры есть еще отдельная программа по переоснащению театров, в которую входим и мы. В театр уже приходили специалисты – если удастся реализовать наше желание, у нас появится еще двигающаяся сцена – поднимающаяся, опускающаяся – как в Центре Мейерхольда. А в июле, пока на большой сцене шел ремонт, мы задействовали Малый зал, и это, как выяснилось, имело свои плюсы. Спектакли игрались детские, и, чтобы ремонтные работы не мешали, ставились они на шесть часов. Неожиданно публика стала ходить с огромным удовольствием. Оказывается, многие родители, выводя детей на вечерние прогулки, считают нормальным повести ребенка на спектакль. Так что мы сделаем такой режим традицией", - рассказывает Рубен Бабаян.

Пока здание оккупировали техники, творческий состав тоже не сидел сложа руки. Творческий, правда, крайне небольшой состав выехал на Международный фестиваль моноспектаклей в болгарской Варне, чтобы в очередной раз подтвердить встроенность армянского театра в современные театральные тенденции вообще и наличие в закромах ереванского Кукольного театра спектаклей любых форматов в частности. Кстати, из десяти стран-участниц Армения оказалась единственной бывшей советской гостьей – в остальном болгары предпочли западноевропейский театр.

ФЕСТИВАЛЬ В ВАРНЕ НАЗЫВАЕТСЯ "КЪМ ЗВЕЗДИТЕ" - ТО ЕСТЬ "К ЗВЕЗДАМ". Но, если читать не по-болгарски, а по-русски, следует отметить, что "звездел" на сей раз кукольный и состоялся новым спектаклем "Дзинь", который Рубен Бабаян поставил для Нарине Григорян и премьера которого состоялась нынешней весной в рамках фестиваля ARMMONO, откуда он и полетел на болгарский курорт. Рубен Бабаян выбрал для Нарине Григорян французское стихотворение с китайским названием "Дзинь" - историю капли воды, где отразилась жизнь во всем ее многообразии. Это полифония звуков, где актриса играет словами и звуками, переливчатыми аллитерациями, как жонглер своими разноцветными шариками. Она вступает медленно, она трепещет, оживает, течет ручьем, льется дождем, бьется морскими волнами, безумствует океаном. Все это, оказывается, способно передать ее красивое, натренированное тело.

"Играть там было одно удовольствие, - рассказывает Нарине. – Здесь мы на сцене выстроили бассейн, а там его показывали прямо на берегу моря – синева, чайки, альбатросы. Ты видела спектакль, знаешь, сначала я сижу на очень высоком кресле и закутана в серый костюм так, что публике кажется, что это просто какой-то мешок. Вот я и уселась задолго до прихода зрителя. Когда все уже поверили, что это мешок-реквизит и он задвигался, реакция была такая, что как-то сразу почувствовала – попала, все пойдет хорошо". С "Към звездите" Нарине Григорян привезла золотую звезду-статуэтку и приглашение еще на один фестиваль, теперь уже большой фестиваль в Габрово.

"Главное, что спектакль был вывезен, апробирован. Любое участие в фестивале полезно во всех отношениях, а если хорошо показываешься, это еще и приятно", - считает постановщик спектакля и руководитель Кукольного театра. Руководствуясь этим принципом, театр на днях снова уезжает. На сей раз в Великобританию, которая станет очередной точкой приземления спектакля "Полет над городом". В британском городе Кардифф впервые берет старт фестиваль исполнительских искусств World Stage Design, который объединит более тридцати очень разных по стилю и направлению спектаклей. Финансирует участие Ереванского Кукольного Министерство культуры.

"За последнее время мы получили много приглашений - от Индонезии до Африки, - говорит Рубен Арташесович. – От большинства приходится отказываться из-за отсутствия средств на дорогу. А тут Министерство сказало – выберите что-то одно, мы оплатим".

В БРИТАНИИ ТЕАТР НИКОГДА НЕ БЫЛ, ФЕСТИВАЛЬ ЗАИНТЕРЕСОВАЛ, УСЛОВИЯ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ. Они отстроили совершенно современный зал мест на пятьсот, и фестиваль - первая попытка его активизировать. Они нам выслали все технические характеристики - сцена потрясающая и по свету, и по механике. Мы "поданы" на финал - сыграем два раза, днем и вечером, в день закрытия. Что меня очень обрадовало – впервые столкнулся с ситуацией, когда непосредственно наш временный исполняющий обязанности посла в Великобритании Ара Маркарян лично позвонил: "Знаем, что вы будете там, постараемся присутствовать". Это впервые. Раньше во время поездок мы пытались через МИД связываться с нашими посольствами, а в последнее время уже пытались не связываться... Так что такой звонок приятно удивил".

Словом, Кукольный - в шоколаде, а на ближайшее время запасся не одним приглашением. И хотя по известным причинам от большинства из них вновь придется отказываться, все равно театру грех жаловаться. Поездку в Британию государство оплачивает, в Болгарию поехали за свой счет, а потому только вдвоем – хорошо, звуковой техник театра Арам Агаджанян - явление многофункциональное, может и сцену поставить, и звук со светом вести – но ведь поехали же! Большим театрам с их густонаселенностью и пудовыми декорациями о таком можно мечтать только в розовых снах.

"ХОТЯ В КАЧЕСТВЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕАТРА, КОТОРЫЙ ПОЛУЧАЕТ ПОРЯДКА 15 приглашений в год на самые престижные фестивали, я переживаю не самые приятные минуты, когда приходится отказываться от поездки, конечно, понимаю, что Минкульт должен сохранять паритет, чтобы всем сестрам по серьгам. С позиций государства это понятно, - говорит директор Государственного кукольного театра им. Туманяна. – Но тут я опять сяду на своего конька. Пока не будет спонсорско-меценатской системы, мы все время будем доставать государство и еще и выказывать недовольство, если отказывают. Когда поднимается вопрос о спонсорстве, он постоянно рассматривается в одной плоскости – как сильно это нужно артистам и прочее. О том, что это нужно самим спонсорам, речи не идет. А ведь мы постоянно будем иметь такие же выражения лиц наших олигархов, пока они не будут спонсировать культуру. Это однозначно. На мой взгляд, это больше нужно им и государству.

Цивилизованный бизнес – это бизнес, который общается с культурой. Человек, который спонсирует, скажем, оркестр, он время от времени вынужден ходить на его концерты, общаться, меняться внутренне. Потому что на Набережной он меняться явно не будет, во всяком случае. В светлую сторону. Пусть меня простят товарищи из спорта, но и, общаясь исключительно со спортом, он меняться не будет. У государства всегда не будет хватать на культуру денег. А если это будет делаться через спонсоров, если эти спонсоры или их представители будут выезжать с оркестрами и труппами - ведь на фестивалях мы это часто наблюдаем. Во-первых, они почувствуют, что пользуются уважением, во-вторых, увидят, во что вкладывают деньги. Это двустороннее движение. Это выгодно, чтобы страна стала цивилизованной.

В плане спонсорства сегодня ситуация хуже, чем лет пять-шесть назад. Сегодня кроме государственной поддержки нет практически ничего. А в нашем случае возникновение реального института спонсорства требует не только изменений в законодательстве и налоговой политике, но и непосредственных указаний сверху. В свое время, когда развалился Союз, Собчак в Ленинграде каждому крупному промышленнику буквально навязал какой-то объект культуры. Конечно, уровень наших олигархов не позволяет надеяться, что они пойдут на это с энтузиазмом. Но когда ребенка в первый раз ведешь на классический концерт или в галерею, он тоже сопротивляется. Например, 90 процентов детей, которых в первый раз приводят в кукольный театр, плачут. Это нормально. А наши олигархи как дети – поплачут и успокоятся".

Увы - пока чаще приходится плакать артистам. Но жизнь – она меняется. Давайте надеяться, что не всегда в худшую сторону. Умудряется же проживать ее хорошо отдельно взятый Кукольный театр.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ВЫСОКОЧТИМЫЙ ПОПРОШАЙКА
      2017-12-14 12:00
      1664

      На сцене Национального академического театра им Г. Сундукяна состоялась премьера "Высокочтимых попрошаек" Акопа Пароняна в постановке художественного руководителя театра, народного артиста РА Армена Элбакяна. Перед первым показом рулевой театра объявил, что эта постановка - очередная в серии и что концептуальная программа сценического воплощения отечественной классики будет продолжена. Бедная национальная классика, бедный театр!

    • "ВО ВРЕМЕНА НЕЗАВИСИМОСТИ ТАКИХ ДНЕЙ ПРОСТО НЕ БЫЛО!"
      2017-12-13 15:13
      1206

      Итоги Дней культуры Армении в России В конференц-зале Министерства культуры РА собрались на днях все, кто вложил свою лепту в прошедшие в середине ноября Дни культуры Армении в России. Министр собрал народ, чтобы выразить благодарность – свою от души, Минкульта - приказом о вынесении благодарностей. Мероприятие было не для галочки, ибо Армен Амирян уверен: смотр отечественной культуры на русской земле прошел не просто блестяще. Таких Дней культуры со времен независимости просто не было. 

    • ОРАТОРИЯ В КАМНЕ
      2017-12-12 12:28
      1557

      Двух одинаковых хачкаров не бывает. Двух похожих мастеров хачкара – тоже Ровно семь лет назад, в ноябре 2010 года, хачкар был внесен в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества. "Хач" – это крест, "кар" - камень. Но для армянина хачкар не просто крест-камень. Хачкар – это молитва на языке камня, это каменная служба армян, знак преображения безжизненной субстанции в духовное начало. Знак самости народа, первым принявшего христианство как государственную религию. Искусство создания хачкаров, истоки которого крепко вросли в толщу веков, развивается и сегодня. Зодчие из Ванадзора, народный мастер Сергей ДАНИЕЛЯН и художник и скульптор Богдан ОГАНЕСЯН, продолжают традиции древних мастеров и пишут новую историю этого искусства в камне. 

    • СЛОВО КАК ЭМОЦИЯ
      2017-11-29 16:23
      3975

      "Страсти по Шекспиру" на студенческой сцене На сцене студенческого театра Государственного института театра и кино состоялся очередной показ спектакля "Страсти по Шекспиру". Спектакля, который родился из разрозненных этюдов к экзамену студентов народного артиста РА Грачья ГАСПАРЯНА и переродился в единый организм, о котором заговорила театральная публика.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ВЫСОКОЧТИМЫЙ ПОПРОШАЙКА
      2017-12-14 12:00
      1664

      На сцене Национального академического театра им Г. Сундукяна состоялась премьера "Высокочтимых попрошаек" Акопа Пароняна в постановке художественного руководителя театра, народного артиста РА Армена Элбакяна. Перед первым показом рулевой театра объявил, что эта постановка - очередная в серии и что концептуальная программа сценического воплощения отечественной классики будет продолжена. Бедная национальная классика, бедный театр!

    • ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ СЕВЕРНОГО ПРОСПЕКТА НЕ РЕШЕНА,
      2017-12-13 21:37
      4900

      заявил в интервью "ГА" профессор, член-корр. Международной академии архитектуры Карен БАЛЬЯН Северный проспект есть на самом первом известном нам генеральном плане Еревана 1924 года академика Таманяна. Для Таманяна это была очень существенная часть его градостроительного проекта - проспект соединял две главные площади столицы: площадь Республики, символ возрождения армянской государственности, и Театральную площадь, символ возрождения национальной культуры

    • СМЕХОТВОРНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО НУЖНО ИСКЛЮЧИТЬ
      2017-12-13 21:35
      1337

      Соперничество Армении с Азербайджаном в вопросе включения в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО той или иной ценности неприемлемо: армянам не к лицу амплуа циркового артиста. Об этом заявил на пресс-конференции руководитель группы археологов по раскопкам в Арцахе, заведующий кафедрой культурологии исторического факультета ЕГУ Гамлет ПЕТРОСЯН, пишет Panorama.am.

    • МЕЖДУ ЕРЕВАНОМ И СТОКГОЛЬМОМ
      2017-12-13 16:11
      1603

      Наверное, многие театралы помнят одного из ведущих актеров театра им.Станиславского Юрия ЗЕЛИНСКОГО. В свое время он был занят почти во всех спектаклях театра и, разумеется, не случайно еще в 1996 году получил звание «Мастер сцены». Сейчас он живет и работает в Стокгольме, но часто приезжает в Ереван. Вот и недавно Юрий побывал здесь. Наша с ним встреча началась с воспоминаний о родном для нас обоих театре.