Последние новости

УЕХАТЬ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ

Персональная выставка картин российской художницы Катерины фон Клуген (Херодинянц), презентованная на днях в Союзе художников Армении, удивила своей скромностью. Продлившаяся всего два дня, она прошла без пафосного открытия, торжественных речей и наплыва атакующих представителей СМИ. Да и экспозиция, собранная всего из 15 полотен, вовсе не претендовала на масштабное событие в культурной жизни нашей столицы.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ВЫСТАВКА, КОТОРУЮ АВТОР НАЗВАЛА "Торжество Великой Армении", не только имела успех у любителей неординарной живописи, но и вызвала заметный интерес среди именитых художников: познакомиться с творчеством нашей молодой соотечественницы из Москвы пожелали Мартирос Бадалян, Никол Агабабян и другие мастера армянского изобразительного искусства. "Спасибо за отличную работу и высокий профессионализм, - не замедлил высказать свое почтение Катерине фон Клуген Никол Агабабян. - Картины не просто хороши, в них чувствуется прекрасное владение кистью, глубокие знания армянской миниатюры со свойственной ей колористической самобытностью".

Сама зачинщица праздничного события не ожидала столь большого интереса к выставке, ведь Катерина, чьи корни исходят из древнего армянского рода Херодинянц, до недавнего времени не ощущала себя причастной к национальным истокам предков. Но однажды в ней пробудилось неудержимое национальное самосознание, желание понять, кто она по происхождению и откуда, где родились ее прадеды, чья кровь неожиданно разбудила в ее жилах историческую память. И праправнучка архиепископа Давида Херодинянца, настоятеля Ахпатского монастыря с 1780г., пустилась в долгий путь познания истины, поисков самой себя в контексте национальной принадлежности, поглощения информации о родине предков, истории и культуре армянского народа.

"Мои деды давно мигрировали в Россию, а отец и вовсе вырос на русской культуре, посему в семье особого армянского воспитания - приобщения к армянским литературным или художественным источникам, исторической информации - у нас не было,- рассказывает Катерина фон Клуген. - Разве что в доме до сих пор хранятся архивные документы об армянских предках, которые до недавнего времени никто не раскрывал. Знакомство с ними, изучение многочисленных письменных, художественных и культурологических источников позволили мне открыть великую Армению, ставшую с тех пор центральным персонажем моих грез и художественных фантазий. Я взялась за кисть и принялась изображать свою Армению".

КАТЕРИНА С ДЕТСТВА УВЛЕКАЛАСЬ РИСОВАНИЕМ, ЗАТЕМ УЧИЛАСЬ ИКОНОПИСИ в Православном институте Святого Иоанна Богослова, где постигала азы и принципы этого вида изобразительного искусства у ведущих иконописцев России. Позже талантливая девушка решила испробовать себя в разных жанрах - от пейзажей до портретов, брала уроки у именитых живописцев, советовалась с опытными мастерами. До недавнего времени Катерина работала в разных художественных направлениях и темах. После знакомства с родиной предков она резко сменила направление творчества, став поэтом Армении, воспевающим ее исторические вехи, героев и видных сынов в своих необычных полотнах.

По собственному признанию художницы, которая к тому времени ни разу не бывала в стране своих грез, она создала в воображении Армению такой, какой ощущала ее на чувственно-эмоциональном уровне, подпитанном книжной информацией. Детальные исторические факты, древняя культура, самобытное искусство армянского народа - все будоражило воображение Катерины фон Клуген, вызывая разные художественные образы, в которых национальная символика и историческая достоверность сливались с современными живописными подходами. Изучив ту или иную эпоху армянской истории, исследовав культурно-исторические и архитектурные памятники, искусство орнаменталистики, которым всегда славились армянские художники, скульпторы, зодчие, художница стилизовала их, обыграв каждую деталь на современный манер. "Особенно меня покорила символика в национальном искусстве, которую я также использовала в своих работах, - говорит Катерина фон Клуген. - Взять, к примеру, красный кружочек с точкой внутри. О том, что это символ граната, я догадалась интуитивно, позже выяснив, что он присутствовал в народном творчестве как в языческие времена, так и в эпоху христианства".

Точно так интуитивно Катерина почувствовала цветовую гамму, присущую древней и средневековой армянской живописи и несущей в себе определенный смысл. Карпетные узоры и краски стали преобладать в ее работах армянской тематики. Иллюстративные на первый взгляд картины Катерины фон Клуген содержат в себе историческую глубину. Этого художница добивается не только использованием разных символов, знакомых глазу, но и некоторых технических приемов, придающих полотнам некую рельефность. Отсюда и ощущение у зрителя личного присутствия у развалин древних храмов, урартских памятников, фрагментарных осколков исторических архитектурных сооружений, позволяющее окунуться в глубь эпох и вместе с художницей пройти по страницам жизни армянского народа. "Работая над полотнами этого цикла, я каждый раз все больше ощущала величие Армении, богатство ее культурно-исторического наследия и ее особое место в мировом контексте", - признается наша соотечественница.

Особую интерпретацию в творчестве Катерины фон Клуген получили и образы Вардана Мамиконяна, Саят-Новы, Гарегина Нжде. Так, армянский спарапет V века Мамиконян изображен с поднятой вверх рукой, держащей крест - символ христианской религии, за которую он и поднял свой меч против зороастрийцев. Двухмерная картина проста и незамысловата, но в ней сохранена главная идея автора - верность исторической действительности. Прежде чем взяться за портрет Нжде, Катерина не только познакомилась с его биографией, письмами, но и пересмотрела фильмы о нем.

ВПЕРВЫЕ ЭКСПОЗИЦИЯ "ТОРЖЕСТВО ВЕЛИКОЙ АРМЕНИИ" БЫЛА ВЫНЕСЕНА на суд зрителей в Москве в июне. Выставка вызвала широкий резонанс и открыла для публики новые грани творчества Катерины фон Клуген. А затем художница решила посетить Армению, которая, по ее словам, оказалась отличной от воображаемой страны грез, но не менее красивой, интересной и желанной. За месяц в Ереване Катерина Херодинянц посетила музеи и выставочные залы, побывала в Эчмиадзине, Гарни, Гегарде, Хор Вирабе, Санаине, Ахпате, наяву прикоснувшись к древней истории предков. "Я решила остановиться на этом - оставить другие памятники истории до следующего раза, чтобы вновь вернуться в Армению", - признается художница.

Перед отъездом она решилась на отважный шаг - представить армянскому зрителю свою живописную Армению. Несколько работ привезла из Москвы одна из ее трех сестер - Ариана Херодинянц, также представившая на выставке свою картину "Арарат". Еще три полотна Катерина создала здесь, в Ереване. "Этой выставкой я хочу показать армянам, что быть армянином - это великое благо и что каждый армянин должен гордиться своей Родиной", - уверяет она.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОД ЖАРКИМ ВОЛОНТЕРСКИМ СОЛНЦЕМ
      2017-07-28 12:42
      8681

      В Мраморном зале Западной школы ереванского образовательного комплекса "Мхитар Себастаци" было многолюдно. Более сотни детей в возрасте от 5 до 12 лет готовились к двум важным для себя событиям: встрече гостей и проводам старших друзей –волонтеров из разных уголков Армении и Бельгии, подаривших ребятам две незабываемые недели. Для первых детвора во главе с волонтерами и школьными преподавателями подготовила музыкальный перфоманс с лейтмотивом "Перекресток культур", для вторых – сувениры на память,  собственные рисунки и фотографии.

    • ФИЛЬМ О ЕРЕВАНЕ И О ЛЮБВИ
      2017-07-21 15:50
      3369

      Столичный кинотеатр "Москва" с четверга выпустил в прокат документальную картину режиссера Татьяны Данильянц "Шесть музыкантов на фоне города". Фильм рассказывает об известных ереванцах, чье личностное, творческое формирование и развитие переплетено с судьбой нашего города. Это знаковые представители разных направлений армянского музыкального искусства - Дживан Гаспарян, Левон Малхасян (Малхас), Лилит Пипоян, Арто Тунчбояджян, Ваан Геворкян (Форш) и Микаел Восканян, ставшие зеркалом разных поколений творческих кругов, несхожих эстетических вкусов и взглядов, которые вместе образуют уникальный культурологический стержень Еревана.

    • "ЗОЛОТОЙ АБРИКОС" – РЕЗУЛЬТАТЫ И ВКУСЫ
      2017-07-17 18:04
      3465

      Международный кинофестиваль "Золотой абрикос" в 14-й раз подвел итоги своей работы. 7 официальных и 9 "просмотровых" дней, более 100 игровых, документальных и короткометражных фильмов, снятых режиссерами со всего мира и нашими соотечественниками, форумы, воркшопы и мастер-классы – каждый из компонентов обрел своих почитателей.

    • КАТАЛОНЦЫ В ЛАГЕРЕ ВОЛОНТЕРОВ
      2017-07-17 15:21
      10599

      Армения и Каталония имеют давние связи, восходящие к ХIV веку. Известно, что видный каталонский миссионер, философ, теолог и поэт Раймунд Луллий еще в начале 1300-х гг. посещал Армению, где работал над своими знаменитыми трудами. В 1321 г. произошло еще одно важное событие: король Киликийской Армении Левон V вернул каталонскому городу Таррагона нетленную руку Святой Теклы - бесценную реликвию - то единственное, что сохранилось после гибели этой известной в истории проповедницы христианства, перевезенной последователями ее учения в Киликийскую Армению. Святая Текла была признана покровительницей древней Таррагоны, и в честь нее был основан праздник "Санта Текла", именуемый также как "День армянского подарка", который отмечается и в наши дни.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • С ЛЮБОВЬЮ К ПЕВЦУ МОРЯ
      2017-07-28 14:46
      7543

      Выставка современных армянских художников, посвященная 200-летию И.АЙВАЗОВСКОГО Два века отделяют нас от даты рождения великого мариниста Ивана (Ованеса) Айвазовского, творчество которого определяет целую эпоху в истории мирового изобразительного искусства. Но интерес к его личности и искусству не ослабевает и сегодня. И без стремления сказать что-то свое, заслуживающее внимания читателей, писать об Айвазовском невозможно. Много интересного об Айвазовском мы узнали в последние годы из книг, альбомов, статей исследователя его творчества, заслуженного деятеля искусств Шаэна Хачатряна. Целью искусствоведа было по возможности шире представить армянскую сторону жизни и творчества художника, пока еще мало известную русским любителям искусства.

    • "АЙАСТАН" В СИБИРИ
      2017-07-28 12:44
      8712

      Сохранить свои культурные ценности возможно тогда, когда их с удовольствием принимает будущее поколение и продолжает развивать и внедрять в жизнь общества. А еще лучше, когда есть сплоченность, общая идея, поддержка и активная просветительская деятельность. 

    • ГОРОДСКАЯ СКУЛЬПТУРА В СИЛУЭТЕ ЕРЕВАНА
      2017-07-27 10:14
      9387

      В Ереване практически нет городских скульптур, одни памятники. А ведь скульптура имеет множество функций. Она дарит эмоции, создает настроение. Даже в самой серой, унылой спальной застройке скульптура может изменить ситуацию. Кроме того, скульптура имеет важное градостроительное значение, потому что организует пространство, создает силуэт города, помогает архитектуре решать пластические и эстетические задачи.

    • КИСТЬ, ОПЬЯНЕННАЯ СОЛНЦЕМ
      2017-07-26 16:14
      8400

      В этом году замечательному художнику, одному из ярких представителей школы Сарьяна Александру ГРИГОРЯНУ исполнилось бы 90, а 10 лет его нет с нами. Его работы прочно вошли в золотой фонд армянского изобразительного искусства. Они свидетельствуют не просто об одаренности мастера, многогранности творческих интересов, - в них мы видим последовательное развитие его художественных идей. Он был художником с яркой, особенной манерой, сумевший образно выразить и дух своей эпохи, и характеры людей, которых он увековечил в своих картинах. Опираясь на традиции, на духовный опыт прошлого, он проложил живой мост в современность..