НЕВИДИМАЯ УГРОЗА

Один из факторов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - электромагнитное загрязнение, или "электромагнитный смог". Это разновидность антропогенного или природного физического загрязнения, совокупность электромагнитных полей разнообразных частот, негативно влияющих на человека.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ СМОГ - СЛЕДСТВИЕ МОДИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ свойств среды под действием техногенных факторов и природных явлений (магнитных бурь), других источников ЭМИ. По совокупности факторов, влияющих на среду обитания человека, электромагнитное загрязнение стремительно вырывается на первое место среди других экологических проблем. Можно считать установленным фактом разрушающее действие на организм базовых станций сотовой связи, микроволновых печей (особенно от недобросовестных производителей, пренебрегающих защитой), высоковольтных линий, трансформаторных подстанций и многих других технических устройств.

Электромагнитный смог может быть трех видов: смог открытой местности (уличный), смог в помещениях (проникающий извне и дополненный излучением от бытовых приборов), индивидуального действия (например, смог от устройств мобильной связи). Электромагнитное загрязнение открытой местности создают различные передающие радиотехнические объекты, высоковольтные линии электропередачи, неоновая реклама, электротранспорт и т. д. Достаточно высокие уровни поля на открытой местности создаются мощными источниками. Если источниками ЭМИ являются антенны с очень узким "коэффициентом направленности действия", их негативное воздействие проявляется и при существенно более низких энергиях излучений. Причиной внутреннего смога в помещениях являются паразитарные наслоения на синусоиду тока промышленной частоты.

Известно, что в нашей стране используются две системы электроснабжения: промышленная, трехфазная (380 В), и осветительная, двухфазная (220 В). Правила эксплуатации, соответствующие стандарты требуют заземления всех элементов силовой промышленной сети. Для осветительной сети требование заземления или зануления распространяется только на распределительные устройства - от подстанций 0,4 кВ до распределительных коробок. Розетки, выключатели, большинство приборов не подлежат этому заземлению и становятся излучателями паразитарных токов широкого спектра частот, а практически - источниками электромагнитного смога. Существующая в нашей стране осветительная сеть до сих пор рассчитана на "линейных" потребителей, которые не требуют каких-либо особых устройств, отводящих лишнюю энергию, - она у них не образуется. К категории "линейных" потребителей следует отнести устройства с медленным нагревом и относительным постоянством потребления энергии: ламповые приемники, электрические плитки, утюги и т.д.

С КОНЦА 50-60-х ГОДОВ ПРОШЛОГО ВЕКА В СССР ПОЯВИЛИСЬ "импульсные потребители" - газоразрядные лампы, компьютеры, сканеры и другая оргтехника. Этот вид приборов и устройств отличается тем, что они потребляют электроэнергию импульсами. При этом каждый импульс вызывает ответные возмущения в самой осветительной сети, что и приводит к паразитарным наслоениям на синусоиду электрического тока. Характерной чертой электромагнитного загрязнения городов становится многочастотность и многофакторность ЭМИ. В реальной ситуации на определенный участок городской территории оказывают воздействие несколько источников излучения с разными частотами, интенсивностью и местами расположения. Имеющаяся в распоряжении специализированных подразделений санэпидемнадзора измерительная аппаратура обладает существенным недостатком - ее применение в случае многочастотного воздействия весьма проблематично. Проведение достоверных измерений становится возможным лишь при отключении всех передающих радиотехнических объектов, за исключением контролируемого, что в пределах крупного урбанизированного центра практически невозможно.

Недооценка электромагнитных полей как загрязняющего окружающую среду фактора привела к ухудшению экологической ситуации. Это связано также с недостаточностью научно обоснованной методики оценки степени загрязнения окружающей среды электромагнитными полями; с преобладанием ведомственных, коммерческих и потребительских подходов к использованию технических средств, излучающих электромагнитную энергию; со слабой материально-технической базой электромагнитного мониторинга; с отсутствием должного внимания к экологическому воспитанию, образованию и просвещению не только населения, но и специалистов. Электромагнитное излучение незаметно, количество его источников перманентно растет, они все расположены в непосредственной близости к человеку, и излучение происходит постоянно. И даже при таком наборе очевидных факторов мы продолжаем считать, что электромагнитное излучение безвредно. Да, его воздействие на человека пока до конца не изучено, но новые результаты исследований ученых настораживают. Не так давно было установлено, что мощные электромагнитные излучения способны индуцировать в человеке электрические токи, губительные для живых клеток, и таким образом создавать внутри организма условия для развития раковых заболеваний.

По мнению ученых, длительное нахождение рядом с источниками электромагнитного излучения может вызывать астенический синдром, преждевременное старение организма, нарушение обменных процессов, болезни нервной системы, органов чувств и ряд других заболеваний. Если ничего не предпринимать, патологические процессы будут только нарастать. Будущие поколения, если не мы сами, почувствуют это в полной мере. Учитывая, что современные нормы и правила до сих пор являются предметом дискуссий, влияние электромагнитных полей на следующие поколения вызывает серьезную озабоченность. Благодаря последним достижениям квантовой физики мы знаем, что живой организм, будучи неравновесной открытой средой, представляет собой набор молекулярных образований, которые имеют высокую структурную упорядоченность и ведут себя как единое целое в реакциях и поведении в пространстве и времени. Поэтому любое постороннее воздействие, например, электромагнитного излучения на какую-либо из молекулярных структур сразу сказывается на состоянии молекулярной системы любого органа и организма в целом, ведет к изменению их состояния.

ЗА СТРУКТУРНУЮ И ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ СОГЛАСОВАННОСТЬ ПОДСИСТЕМ биологического объекта, взаимодействие между организмом и внешней средой, работу регуляторных и адаптивных механизмов (например иммунной системы) и сохранение жизнеспособности отвечает "энергетическая система" организма, которая, кстати говоря, тратит более 50% своей энергии, чтобы компенсировать негативное воздействие электромагнитного излучения на наш организм, а мы уже знаем, что более 40% энергии организма затрачивается на структурирование потребляемой организмом водопроводной воды, которая, как известно, имеет поврежденную молекулярную структуру. В итоге остальным системам организма достается самая малость.

Именно нарушения в "энергетической системе" биологического объекта приводят к развитию различных патологий. Известно несколько причин "энергетических" заболеваний человека. В настоящее время наиболее распространенной причиной таких заболеваний является воздействие на "энергетическую систему" организма все тех же внешних паразитных электромагнитных и аномальных излучений.