Последние новости

ОЧЕРЧИВАЯ ГРАНИЦЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ

С середины сентября ереванские театры открывают новый сезон. Первой в череде этих полных надежд "открытий" возьмет старт самая молодая сцена, недавно отметившая свое пятилетие, – сцена Союза театральных деятелей Армении. С 10 по 26 сентября здесь состоится смотр спектаклей, созданных на этой театральной площадке.

ПОПРОБУЕМ ПАНОРАМИРОВАТЬ СОСТОЯНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПОСЛЕДНИХ ДВАДЦАТИ ЛЕТ. Исчез с его карты Молодежный экспериментальный театр, уступив свое место магазину чешского стекла, а затем и гостинице с рестораном. Зато статус храма Мельпомены в лице Музыкального камерного театра обрело здание бывшего кинотеатра на территории парка Влюбленных, в относительной мере уравняв сальдо. Затем малую сцену открыл театр Кукольный, и это небольшое пространство сразу в разы расширило возможности театрального эксперимента. Совсем недавно новое, переоборудованное пространство заполучил театр им. Генриха Маляна, и это тоже есть хорошо. Но уже который год продолжают работать исключительно молитвами или коллегиальной солидарностью государственные театры пантомимы и "Амазгаин", найдя временный приют соответственно на площадках театра юного зрителя и студенческой сцене Государственного института театра и кино. Оба заполучили замечательные проекты своего будущего дома и уже третий год имеют возможность умильно эти картинки рассматривать. Дальше этого пока дело не идет, и это не есть хорошо.

В итоге государство постоянно пеняет артистам, что они сидят у него на шее: "покажите другую такую небольшую страну, где государство содержало бы четырнадцать театров!", артисты же, особенно начинающие, не доросшие до больших хрестоматийных площадок, жалуются на отсутствие места под солнцем.

„Мария Стюарт„, в главной роли Нора Акопян.В этом контексте пополнение закромов театрального пространства новой территорией – площадкой СТД – стало для многих островом спасения. Перестройка конференц-зала союза, где в основном проходили чествования юбиляров арт-братии, в зал театральный была практически первым шагом тогда новоизбранного председателя Акопа Казанчяна. "На мой взгляд, этот зал – действительно обретение, - считает Акоп Ервандович. – Юбилеи и конференции можно прекрасно проводить и здесь, а Союз театральных деятелей все-таки не просто общественная организация, а организация творческая, призванная поддерживать именно творческие процессы. А если учитывать, что со времен моего студенчества в этом плане ситуация несравненно улучшилась, но у начинающего режиссера все равно возникают проблемы с местом, где он может заявить о себе, думаю, эта площадка была просто необходима".

ЗА ПРАВО СОВЕРШЕННО БЕЗВОЗМЕЗДНО, ТО ЕСТЬ ДАРОМ, ПОЛУЧИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ сделать спектакль в технически пусть не классно, но вполне прилично оборудованном зале с амфитеатром на сто мест молодые режиссеры встают в очередь. Актеры с биографией утверждают, что в какой-то мере эта сцена напоминает им по энергетике тот, всеми любимый Экспериментальный театр, что был стерт с карты усилиями одного из бывших министров культуры. В дни премьер небольшой зал проявляет редкостную гутаперчивость, принимая едва ли не в два раза больше публики, чем, казалось, может вместить, и кажется, что пол "багдадка" просто не выдержит такого количества людей. То же касается периода фестивалей. Шекспировский, ARMMONO, HighFest, молодой театральной режиссуры, "Театр-Х" - практически ни один из них не обходит стороной эту сцену.

„Яго„, реж. и исполнитель Артур Карапетян.За пять лет своего существования на площадке СТД было поставлено около тридцати спектаклей. Сразу после ее рождения СТД организовал телемарафон по сбору средств, которые должны были служить исключительно одной цели: постановке спектаклей на новой сцене. Сумма собралась не маленькая – двадцать миллионов драмов. Так что в первые три года при этой площадке работала постоянная комиссия, рассматривающая проекты и предоставляющая претендентам от 500 000 до 1 500 000 драмов на реализацию спектаклей.

В тот период Армен Элбакян с выпускниками своего курса сделал здесь Сарояна, Ваан Бадалян – Теннеси Уильямса, Григор Хачатрян - свои замечательные "Фантомные боли", а Гор Маркарян – "Аккомпаниатора" - спектакли, удостоенные премии "Артавазд". Сюда же можно приплюсовать еще одного артаваздоносца - "Нос" по Гоголю, который стал путевкой в творческую жизнь молодого режиссера Самсона Мовсесяна. Потом деньги кончились, пополнить их было неоткуда (по всеобщему режиссерскому признанию, сегодня находить спонсоров намного труднее, чем это было пять лет назад), и можно было подумать, что поток желающих иссякнет.

„Пенелопа„, в главной роли Агнесса Шахназарян. Ничего подобного! Даже без дополнительного финансирования оснащенный зал с гримерными и помещением для декораций продолжает оставаться заветной территорией. Директор зала Аида Аракелян, носящаяся с молодыми режиссерами, как няня в детском саду, и одновременно дерущая с них семь шкур, как ментор в английском пансионе – "у нас служб нет - чтобы все за собой убрали, завтра играют другие", - с завидной регулярностью сообщает о новых заявках. Здесь делаются новые спектакли и играются дипломные работы студентов ГИТиКа и факультета режиссуры Педагогического университета им. Абовяна. И наравне с молодыми мэтры отечественной режиссуры пробуют себя в новых ипостасях, ставя эксперименты.

„Смерть стучится в дверь„, реж. Лилит Гаспарян.СПЕКТАКЛИ МЭТРОВ НАШЛИ СВОЕ МЕСТО В ПРОГРАММЕ ЭКСПОЗИЦИИ, организованной Домом актера в качестве выставки достижений своего хозяйства. Спектакль "Пенелопа" по пьесе Карине Ходикян и в постановке народного артиста РА Ваге Шахвердяна сыграет Агнесса Шахназарян, демонстрируя не только тоску женщины по уехавшему на долгий срок мужу, но и тоску по сцене актрисы, которая в последние годы вынуждена была работать больше в сериалах. Заслуженные артисты РА Роберт Акопян, Мурад Джанибекян, Артур Карапетян покажут свои моноспектакли "К вам обращаюсь, дамы и господа", "Исповедь", "Яго". Это блюда для гурманов и удовольствие свободного, желанного творчества в противовес диктату театрального и телерепертуара. К деликатесам можно отнести и "Марию Стюарт" Норы Акопян – Шиллер на русском, английском и французском, волшебная шкатулка, в которой обитают загадочные, изысканно изготовленные персонажи трагедии.

Молодежь же предстает перед зрителем в самых разных жанрах и формах – от пронзительной шекспировской Джульетты в исполнении Мариам Казанчян к эксцентричной, пародийной, а местами драматичной актрисы-примадонны "в изгнании" и в исполнении Анаит Мутафян, дальше к еще одной темпераментной и фееричной итальянке из популярной пьесы Дарио Фо "Я жду тебя, любимый". От трагической истории Комитаса, поставленной Цолаком Млке-Галстяном со своей труппой современного танца "Мигр", к уморительной "Смерть стучится в двери" по Вуди Алану – спектакль, в котором занят один из самых наших интересных молодых актеров, Армен Маркарян. А закроют выставку союзных достижений все те же "Фантомные боли" Сигарева в постановке Григора Хачатряна – постановке, объявленной лучшим молодежным спектаклем 2009 года и, несмотря на большую занятость играющих в ней молодых актеров в родных театрах и на телевидении, выдержавшей не один десяток показов.

Так четырнадцать театральных площадок – это много или мало?

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОБ УЛЫБКЕ ФОРТУНЫ И ВРЕМЕННОМ ПОСТОЯНСТВЕ
      2018-11-19 15:10
      669

      В ГИТиК назначен и.о. ректора Приказом исполняющего обязанности министра образования и науки РА Ара Арутюняна доктор филологических наук Лилит Арзуманян назначена исполняющей обязанности ректора Ереванского государственного института театра и кинематографии. "Пронесло!" - так в основном можно охарактеризовать реакцию преподавательского состава ГИТиКа на это назначение.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1556

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      1055

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
      2018-11-07 16:50
      920

      К завершению XIII Международного шекспировского фестиваля Международный шекспировский фестиваль прошел в Ереване уже в 13-й раз. Число "13" вовсе не оказалось для фестиваля с серьезной репутацией роковым. Если подходить к ситуации без фатализма, а аналитически, можно зафиксировать: Ереванский шекспировский помнит былую славу и надеется на славу грядущую.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
      2018-11-14 16:43
      1199

      Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1556

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
      2018-11-07 16:50
      920

      К завершению XIII Международного шекспировского фестиваля Международный шекспировский фестиваль прошел в Ереване уже в 13-й раз. Число "13" вовсе не оказалось для фестиваля с серьезной репутацией роковым. Если подходить к ситуации без фатализма, а аналитически, можно зафиксировать: Ереванский шекспировский помнит былую славу и надеется на славу грядущую.

    • "ЖДАТЬ НЕЧЕГО - НАДО РАБОТАТЬ"
      2018-10-31 15:29
      3198

      Ванадзорский Государственный драматический театр им. Ов. Абеляна на днях вернулся из Америки, где молодые артисты успешно показали спектакль "Берегите мужчин". Художественный руководитель театра, народный артист РА Ваге ШАХВЕРДЯН радуется успеху своих питомцев, а вот их будущее, как и будущее армянского театра в целом, мэтру армянской режиссуры оптимизма не внушает.