ПОЗНАНИЕ МИРА С АРТЕМОМ ОГАНОВЫМ

А вы интересуетесь химией? Тем, кто уже давно определился с профессией, этот вопрос, возможно, покажется запоздалым. Но разве наступает в жизни такое время, когда узнавание нового об окружающем нас мире перестает вызывать интерес? Наверное, именно так и думал выдающийся российский ученый Артем Оганов, взявшись за написание книги «Химия с Артемом Огановым», презентация которой состоялась в ереванском книжном магазине «Зангак». И хотя мероприятие было организовано вечером, наряду с учеными и специалистами на презентации присутствовали и дети, которым в первую очередь адресована книга. И им, надо сказать, повезло. Вышедшая тиражом 6000 экземпляров в Москве, книга уже распродана, хотя электронная версия, разумеется, есть. Последние несколько книг, которые доехали до Еревана, были подарены юным участникам презентации, которые помогали автору книги в демонстрации опытов.

ПОЗНАНИЕ МИРА С АРТЕМОМ ОГАНОВЫМАРТЕМ ОГАНОВ – НЕ ТОЛЬКО УЧЕНЫЙ С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ, НО И ПРЕКРАСНЫЙ РАССКАЗЧИК, умеющий доступно и увлекательно говорить об очень сложных вещах. И тут уже возраст и уровень аудитории не имеет значения, его с большим интересом слушали все, открывая для себя тайны Вселенной и происхождения жизни, узнавая много нового, удивительного.

Имя и профессиональные достижения Артема Оганова прекрасно известны в научных кругах, но есть немало и тех, кто об этом, несомненно достойном внимания человеке, слышат впервые.

Артем Оганов родился на Украине, вырос и учился в Москве, с отличием окончил МГУ, работал в Англии, где защитил кандидатскую диссертацию, затем переехал в Швейцарию, получил степень доктора наук в Цюрихском политехническом институте.

Признание и известность ему принесли работы в области теоретического дизайна новых материалов, результаты, полученные при исследованиях состояния вещества при высоких давлениях, а также разработанные им методы предсказания структуры и свойств вещества. Предложенный Огановым метод предсказания кристаллических структур сегодня используют тысячи ученых разных стран мира. Его предсказания, не укладывающиеся в традиционные научные представления, получили экспериментальное подтверждение и существенно дополнили фундаментальные знания в области материаловедения, химии, физики, наук о Земле. Был предсказан и изучен ряд материалов, приобретающих при определенных условиях сверхпроводящие свойства, разработаны методы, позволяющие создавать материалы с заданными характеристиками.

Оганов является автором более 300 научных статей, опубликованных в самых престижных международных изданиях, включая Science и Nature. Проработав долгие годы за рубежом, он все же решил вернуться в Россию, которую считает родиной, никогда не забывая о своих армянских корнях. Он является профессором Сколковского института науки и технологий и заведует кафедрой в Университете МИСИС. По данным на ноябрь 2023 года, цитирование работ Артема Оганова – 33500, индекс Хирша – 86. За свои 48 лет Артем Оганов создал, открыл и успел так много, что перечислить все его достижения – непростая задача.

Он хорошо знает и любит Армению, часто приезжает сюда, налаживает контакты, до последних трагических событий дважды бывал в Арцахе, где его волновало и трогало все – искренность людей, удивительная природа, сам дух этой древней армянской земли, где буквально на каждом шагу – свидетельства достойного и полного испытаний прошлого народа, частью которого себя ощущает Артем Оганов, дед которого родился в Шуши и в раннем детстве стал беженцем.

ПОЗНАНИЕ МИРА С АРТЕМОМ ОГАНОВЫМНО ВЕРНЕМСЯ К КНИГЕ. КАК РАССКАЗЫВАЕТ САМ АВТОР, НАПИСАТЬ О ХИМИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ему предлагали не раз, но он не решался, считая эту задачу очень ответственной. Да и не хотелось писать, как все. Свой, особый подход, выстроился не сразу и был опробован сначала на собственных детях, которых у Артема Оганова четверо. Он оборудовал на своей даче лабораторию, повесил доску и стал рассказывать своей первой экспериментальной аудитории о химии, физике, искал увлекательные и доступные формы изложения сложного материала, стараясь представить детям окружающий мир, нашу планету, Вселенную с позиции этих наук. По сути дела, это и было начало работы над книгой.

«Химия с Артемом Огановым» - книга совсем небольшая, но содержит массу увлекательного, интересного материала. Наряду с базовой информацией в нее вошли и результаты последних исследований. Доступные и захватывающие истории о науке и мире сопровождены иллюстрациями, делающими книгу еще более привлекательной. Как уже было сказано, вышедшая тиражом 6000 экземпляров, книга была быстро раскуплена и имела успех не только у детей и их родителей, но и у серьезных ученых, коллег автора, высоко оценивших его работу. Тем не менее, Артем Оганов был удивлен, получив за эту книгу премию «За верность науке» первой степени.

Но тут у потенциального армянского читателя возникнет правомерный вопрос: стоило ли устраивать презентацию книги, тираж которой распродан? Все не так плохо. Идет подготовка ко второму изданию книги, которая будет дополнена новыми интересными историями о науке и мире и, возможно, даже будет переведена на армянский язык. В новое, дополненное издание войдут истории о распространенности химических элементов и их образовании во Вселенной, история кристаллизации льда, читатель получит ответы на вопросы: почему в облаках, состоящих из капель воды, вода не замерзает даже при низких температурах? Как и зачем живые организмы научились управлять кристаллизацией? Одним словом, читателя ждет много любопытной и неожиданной информации, которая не только существенно дополнит представления об окружающем нас мире, но и, можно не сомневаться, у многих вызовет стремление посвятить себя исследовательской деятельности, открывающей для нас бескрайние дали нового знания и постижения окружающего нас удивительного и прекрасного мира. Что ж, будем ждать нового издания книги.

• ВОПРЕКИ РЕАЛЬНОСТИ И ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ
      2024-04-26 11:13

В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН говорит о проблемах аттестации сотрудников Академии.

• НАУКЕ В ГОРОДЕ НЕТ МЕСТА
      2024-04-17 12:22

В интервью "ГА" директор Института истории НАН РА, академик Ашот МЕЛКОНЯН говорит о том, что ждет науку Армении в результате шагов правительства по реализации идеи создания академгородка.

• БЕСПЛАТНЫЙ СЫР МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ ДОРОГО
      2024-04-17 10:16

В интервью "ГА" доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории НАН РА Гаяне МАХМУРЯН рассматривает исторические отношения Армении с Западом.

• "НЕЛЬЗЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ НАУКУ В ОДНОМ МЕСТЕ"
      2024-04-15 11:21

В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН комментирует идею создания академгородка и перевода туда всех академических институтов и вузов.