Последние новости

УРОКИ ПАМЯТИ

Среди участников прошедшей в Ереване Международной научной конференции "Арам Хачатурян и современный мир", посвященной 110-летию композитора, была и заслуженный работник Высшей школы России, профессор кафедры музыкальной критики Санкт-Петербургской государственной консерватории, кандидат искусствоведения, автор многочисленных книг, в том числе об Араме Хачатуряне, Эра Барутчева.

Родившись в Баку и с детства приобщившись к музыке, она закончила школу при консерватории, а продолжила учебу уже в Ереванской консерватории. Затем по совету своего педагога Георгия Григорьевича Тигранова оказалась в Ленинграде, продолжая обучаться в аспирантуре, где с 1957 года живет и работает, воспитав не одно поколение новых музыкантов, внося свой значимый вклад в развитие музыкальной культуры.

- Я СЧАСТЛИВА, ЧТО СНОВА В ЕРЕВАНЕ, - ГОВОРИТ ЭРА СУРЕНОВНА, - и сейчас нахожусь в Доме-музее Хачатуряна, потому что – так уж получилось – я присутствовала при организации музея. И очень часто вспоминаю его первого директора – Гоар Агасиевну Арутюнян, которая мне рассказывала, как она задумывала этот музей. Ее отличала особая любовь к своей работе, деловой азарт. Надеюсь, что нынешние молодые сотрудники достойно продолжают начатое дело. Во всяком случае сейчас в музее работают замечательные люди. Я имела возможность в этом убедиться и десять лет назад, и сейчас, чему я очень рада.

Однако мне кажется, что музыка Хачатуряна, к сожалению, звучит не так часто, как она того заслуживает. Вот, например, на одном из телеканалов была передача о предстоящей конференции, но я не услышала ни одной ноты Хачатуряна. А ведь без таких вершин, как Комитас и Хачатурян, не было бы современной музыкальной культуры в Армении. Поэтому надо всегда помнить о наших великих предках, о нашем наследии и быть достойным его.

- Вы были знакомы с Арамом Ильичом. Каким сохранился он в вашей памяти?

- Есть такое выражение: "Он очень любил жизнь". Именно так можно сказать про Арама Ильича. Он любил ее во всех проявлениях. Но прежде всего музыку, любил он и театр, и цирк. Нежно и трепетно относился к артистам. Помню, как-то мы с ним сидели рядом на концерте, я – девочкой такой важной, видите ли, мне не понравился исполнитель – как он сыграл. А Арам Ильич меня спрашивает: "Ты почему не аплодируешь?" Я честно призналась: "Потому что он мне не понравился". А он говорит: "Артисту надо аплодировать, его надо поддерживать, имей это в виду". С тех пор прошло очень много времени, и я своим студентам всегда повторяю эту фразу. Пожалуйста, такая мелочь, но как она характеризует человека. Конечно, это для меня стало уроком.

Хачатурян был человеком театра и не случайно саморежиссура была его спутницей. Ее образцы навсегда остались в моей памяти. Я не хотела об этом говорить, но он часто этим увлекался, и очень серьезно.

- Я знаю, что в Санкт-Петербургской консерватории вы основали музей ее истории.

- Когда возникла такая идея, тогдашний ректор – знаменитый пианист и педагог Павел Серебряков сказал мне: "Денег нет, сумеете сделать что-то без них – делайте". Я, конечно, сразу воспользовалась тем, что была знакома с потомками великих композиторов – горжусь , например, дружбой с внучками Римского-Корсакова, к которым я часто ходила в гости. Именно они и передали первые экспонаты для музея. И вот таким образом благодаря родственникам композиторов у нас начал формироваться фонд. А музей был торжественно открыт в 1969 году к 125-летию со дня рождения Римского-Корсакова, чье имя носит Санкт-Петербургская консерватория. В будущем году музею исполнится 45 лет. Из всех музеев, существовавших в консерватории, наш настоящий долгожитель.

Надо сказать, что в свое время в консерватории действовали два совершенно роскошных музея – Михаила Ивановича Глинки и Антона Григорьевича Рубинштейна, основанные еще в начале XX века. Еще тогда их родственники передали, как было официально зарегистрировано, "на "вечное хранение" очень много вещей, принадлежавших композиторам. Но от вечного хранения в начале 20-х годов, сами понимаете, ничего не осталось. И потому нам пришлось начинать все с чистого листа.

- А какие, к примеру, экспонаты хранятся в музее?

- Когда в 1958 году к нам приезжал Ван Клиберн, он приходил в консерваторию, где все его любили. Пианист подарил нам проигрыватель, у нас имеется также фотография, на которой он подписывает свою програмку. Дело в том, что Клиберн ведь учился у известной американской пианистки – русской эмигрантки Розины Левиной, а она была ученицей знаменитого музыканта – выпускника нашей консерватории Василия Сафонова, выдающегося пианиста и дирижера.

В музее хранятся также, как это ни покажется странным, оружие – автомат, врученный профессору консерватории и участнице битвы за Ленинград Ольге Андреевой, камешек "В память закладки здания Санкт-Петербургской консерватории", статуэтка Чайковского, который позировал Илье Гинзбургу.

Есть у нас и "Уголок Глазунова", где выставлены его диван, стол, стулья XIX века, рисунок Ильи Репина, переданный с дарственной надписью Глазунову, а также его карта звездного неба - ведь композитор увлекался астрономией.

- Эра Суреновна, расскажите, пожалуйста, о ваших корнях.

- Я ПРИВЕЗЛА В ЕРЕВАН УНИКАЛЬНУЮ КНИГУ,которая называется "Семья: узоры судьбы на путях истории". В ней около 450 страниц с документальными материалами, где я рассказываю о моем роде. Я ее презентую Дому-музею А. Хачатуряна.

Если говорить о моих родителях, то мама – Анна Черкезова закончила Художественную академию в Тифлисе, работала в декорационной мастерской вначале Тифлисского, а затем и Бакинского оперного театра. Именно она и приобщила меня к музыке, и не только к ней, но и к книгам, к чтению. Ее без книги не представляю, с ее голоса я слышу произведения Диккенса, Гоголя, Крылова…

Папа – выходец из Шуши - был гинекологом и заведовал отделением в Бакинской больнице. Был оклеветан и репрессирован. На войну пошел добровольцем, но попал в плен. И его фактически спас Константин Симонов, который обнаружил папу в концлагере "Майданек" в Польше. Позднее его реабилитировали.

Мой дядя Армен Константинович Барутчев был архитектором и 40 лет преподавал в Ленинградской академии художеств. По его проектам в этом городе построено немало зданий.

- Когда вы последний раз были в Ереване? Какие изменения бросились вам в глаза?

- Десять лет назад. Я приезжала на 100-летие со дня рождения Арама Ильича. А впечатления, к сожалению, не очень. Что-то рушат, что- то строят. То же самое в Санкт-Петербурге, в Кисловодске, где этим летом я отдыхала. Кругом высотки – гор уже не видно, и на многих многоэтажках написано: "продается..."

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГОСТИ "ЕРЕВАНСКИХ ПЕРСПЕКТИВ" - ЭСТОНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ
      2018-06-15 14:23
      773

      19-й сезон международного музыкального фестиваля "Ереванские перспективы" открыл Эстонский национальный симфонический оркестр и один из лучших дирижеров современности 81-летний Неэми Ярви - почетный доктор Эстонской академии музыки и театра, университетов в Детройте, Абердине (Шотландия), Гетеборге, лауреат Государственной премии СССР.

    • ПОШЛЯТИНА НА РАЗДАЧЕ
      2018-06-08 15:21
      2636

      Вот уже больше месяца на телеканале "Армения" в эфир по субботам выходит новая, так называемая развлекательная передача "Вечерний Азоян", которую в воскресенье пускают по второму кругу. Захотелось на досуге посмотреть ее, тем более что новое всегда манит и интригует своей неизвестностью. Но, боже, какое меня постигло разочарование с первого же выпуска! Мало того, что в ней не было ни малейшего намека на оригинальность, творческий подход, креативность ведущих, а их в программе двое: Ованес Азоян и Мгер Хачатрян. Программа была совершенно поверхностной и оказалась уж очень низкокачественной, если не сказать – по-настоящему пошлой.

    • XIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ВИОЛОНЧЕЛИСТОВ
      2018-06-04 17:33
      1587

      В этом году музыкальное сообщество отмечает 115-летие Арама Ильича Хачатуряна. А в день его рождения – 6 июня в Ереване даст старт ежегодный, уже ХIV международный конкурс его имени. В этот раз он пройдет по специальности "виолончель" и соберет из разных стран молодых исполнителей от 16 до 32 лет.

    • НЕДЕЛЯ РОССИЙСКОГО КИНО
      2018-05-23 15:15
      1585

      Уже во второй раз в Армении проходит Неделя российского кино, и, кажется, что это интересное мероприятие обретает черты хорошей традиции.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ГОСТИ "ЕРЕВАНСКИХ ПЕРСПЕКТИВ" - ЭСТОНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ
      2018-06-15 14:23
      773

      19-й сезон международного музыкального фестиваля "Ереванские перспективы" открыл Эстонский национальный симфонический оркестр и один из лучших дирижеров современности 81-летний Неэми Ярви - почетный доктор Эстонской академии музыки и театра, университетов в Детройте, Абердине (Шотландия), Гетеборге, лауреат Государственной премии СССР.

    • АЛЬБОМЫ НАШИХ МУЗЫКАНТОВ
      2018-06-11 15:31
      1222

      Весна выдалась чрезвычайно продуктивной с точки зрения активности армянских музыкантов разных жанров и разных стран. Как и в прошлый сезон, записей музыки было достаточно, но после многократного прослушивания вниманию читателей предлагаются наилучшие пять.

    • XIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ВИОЛОНЧЕЛИСТОВ
      2018-06-04 17:33
      1587

      В этом году музыкальное сообщество отмечает 115-летие Арама Ильича Хачатуряна. А в день его рождения – 6 июня в Ереване даст старт ежегодный, уже ХIV международный конкурс его имени. В этот раз он пройдет по специальности "виолончель" и соберет из разных стран молодых исполнителей от 16 до 32 лет.

    • СОРАТНИКИ И СОРАДОВАТЕЛИ
      2018-05-30 16:08
      1438

      Перекрестки разных культур, призванные стать тем тигелем, в котором плавится одна большая культура... Ереван, совсем недавно бывший местом встречи и сотворчества театральной молодежи разных стран, вышел в этом контексте из молодежных рамок. Встреча народного артиста РА, мастера игры на дудуке Геворга ДАБАГЯНА и композитора и дирижера из Узбекистана Артема КИМА стала не просто встречей двух друзей и творческих единомышленников, но обозначила перспективы дальнейшего сотрудничества.