Последние новости

РЕАНИМАЦИЯ ЗАПОВЕДНИКА "КУМАЙРИ"

После землетрясения и распада советской империи для Гюмрийской мэрии стала непосильной обузой даже такая архиважная организация, как музей-заповедник национального зодчества "Кумайри". Общественность города не раз обсуждала и предлагала варианты восстановления заповедника, а два года назад на выездном заседании коллегий министерств культуры и экономики РА в Гюмри министр культуры Асмик Погосян поставила вопрос ребром.

И тогда городская мэрия отписалась обнадеживающими отговорками. Казалось, возу быть там и ныне, если бы не смена руководящего состава городской мэрии. Завотделом культуры Гюмрийской мэрии Арташес Карапетян: "В ноябре прошлого года мы изъявили желание и готовность возродить "Кумайри". Встретив понимание и поддержку министерств и главы правительства Тиграна Саркисяна, с 28 июля этого года решением совета старейшин начался процесс реанимации историко-культурного заповедника "Кумайри" в статусе некоммерческой общинной организации".

В августе 1980 г. инициативная группа во главе с архитекторами Аветиком Мириджаняном и Сашуром Калашяном (тогда он был главным архитектором Ленинакана) подняла вопрос о создании в городе структуры охраны памятников национального зодчества, который тогда был горячо поддержан председателем горисполкома Асратяном.

Начался процесс реанимации историко-культурного заповедника „Кумайри„.ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРУКТУРЫ ЗАПОВЕДНИКА во Владимиро-Суздальскую область были откомандированы специалисты, так что уже 31 января 1981г. штат сотрудников музея-заповедника национального зодчества "Кумайри" приступил к работе.

За короткий срок были составлены паспорта и технические описания 1600 зданий старого Гюмри, памятников культуры и истории, благодаря разносторонним научным изысканиям заповедника были изучены ремесла, деятельность цеховых гильдий, богатое музыкальное наследие Ширака, народное творчество во всех его проявлениях и т.д. Назначение заповедника было не только в охране памятников национального зодчества, их сохранении в первозданном виде, но и в том, чтобы он являлся центром всех музеев города. Для этой цели стали пополняться музейные фонды, открываться новые экспозиции, создаваться новые музеи (музеи этнографии и народного быта, сестер Асламазян, Шираза, Мгера Мкртчяна и т.д.).

В работах принимали участие бесчисленное множество волонтеров, да и простых гюмрийцев. Так, для создания музея этнографии и народного быта были выделены немалые финансовые средства для приобретения у населения инструментов, медной посуды, предметов домашнего обихода и т.д., но редко кто из гюмрийцев сдавал семейную реликвию за денежное вознаграждение. Заповедник сыграл значительную роль и в жизни нынешнего Гюмри: волонтеры и сотрудники научного отдела давно защитили диссертации и сегодня успешно работают в высших учебных заведениях Гюмри и в Ширакском центре арменоведения.

Начался процесс реанимации историко-культурного заповедника „Кумайри„.БЫВШИЙ ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ МУЗЕЙНОГО ФОНДА СТЕПАН ТЕР-МАРКАРЯН недавно назначен директором историко-культурного заповедника "Кумайри". После ликвидации ему пришлось стать хранителем музейного фонда, правда, архиважные материалы и документы были сданы в государственный архив, но сегодня получить их копии несложно. Беседа с ним оказалась не только интересной, но и выявила ряд проблем, которые откладывать на завтра не приходится.

- Сегодня на первом плане у нас следующие работы. Необходимо через мэрию обратиться к министерствам культуры и градостроительства за разрешением на инвентаризацию всех памятников музея-заповедника. Намерены создать экспозиции "Забытые имена Александрополя" и "Рисуют архитекторы", музеи музыкальной культуры и архитектуры Ширака. Есть еще одна интересная задумка: хотим в подвальном помещении городской мэрии открыть музей, посвященный первым градоначальникам Александрополя - Тер-Петросяну (он был избран и принимал участие в работах первой Думы Российского государства), Камсаракану и Овсепу Тиграняну.

Начался процесс реанимации историко-культурного заповедника „Кумайри„.- Степан, мне известно, что, несмотря на ликвидацию заповедника, ты все эти годы активно интересовался его проблемами. Можешь назвать, хотя бы ориентировочно, количество памятников, подлежащих охране?

- Могу назвать даже точную цифру: если раньше их было 1600, то сегодня памятников национального зодчества в Гюмри не более 1100. Во время землетрясения гюмрийские дома пали или стали аварийными, владельцы стали восстанавливать их по собственному усмотрению. Для наглядности приведу один пример: на территории текстильного комбината было 11 памятников, сегодня же - всего один.

Надо сказать, приведенный С.Тер-Маркаряном пример нуждается в частичном дополнении: после ликвидации текстильного комбината строения 20-х годов прошлого столетия оказались бесхозными и были снесены. И никто за варварство не ответил. Если легко уничтожаются памятники общинного значения, то говорить об охране и сохранении в прежнем виде старых строек, являющихся собственностью частных лиц, естественно, не приходится. Так что трудно согласиться с директором заповедника С.Тер-Маркаряном: методом убеждения не добиться результата. Как же быть?

ПАМЯТНИКИ В НАШЕЙ РЕСПУБЛИКЕ ПО ПРИЗНАКАМ СОБСТВЕННОСТИ подразделяются на следующие группы: государственная, областная, общинная и частная. Надо сказать, что подобная градация памятников губительна для них, так как создает неразбериху и разночтения при их определении. Невольно возникает вопрос: если данная застройка прошлых веков, скульптурное изображение или территория археологических раскопок признаны памятниками и представляют собой национальную ценность, то не проще ли объявить их государственной собственностью, со следующими отсюда последствиями?

В начале 80-х годов по инициативе Министерства культуры управление охраны памятников основало в Ленинакане реставрационную мастерскую с годовым объемом работ на 3 млн рублей. Несмотря на мизерность суммы по сравнению с объемом необходимых строительно-монтажных работ, в течение почти 12 лет были отреставрированы десятки старых строений города. Сегодня реставрационная мастерская необходима более чем когда-либо: речь идет уже не только о реставрации памятников зодчества, но и об их спасении и воссоздании в прежнем виде.

И ЕЩЕ. АРХИТЕКТОРЫ ПРОШЛОГО УМЕЛИ СТРОИТЬ И ЦЕНИТЬ ТВОРЕНИЯ своих предшественников, чтобы оградить церкви Св.Богородицы и Аменапркич от нападок коммунистов, проповедующих атеизм, они перед ними подняли школу N2, гастроном и жилой дом: в 80-е годах снесли гастроном и школу, а землетрясение 88-го разрушило жилой дом. Став доминантными сооружениями центральной площади, действующая церковь Аменапркич и кинотеатр "Октябрь" во многом украсили собой центральную площадь Гюмри. Общее благоприятное впечатление портило тогда лишь одно обстоятельство: между кинотеатром "Октябрь" и действующей церковью Св.Богородицы образовались огромная брешь, через которую проглядывали невзрачные стройки старого Гюмри.

Чем только не пытались заполнить эту брешь, даже преогромным плакатом ковбоя с пачкой "Мальборо", но все напрасно: эти аляповатые "шторы" звучали диссонансом на общем фоне площади. Еще тогда было ясно, что эту брешь необходимо закрыть нейтральным сооружением, не ущемляющим архитектурные достоинства церкви и кинотеатра. Эту, пожалуй, сверхсложную задачу удалось разрешить молодому архитектору Гарику Егояну, сыну заслуженного архитектора РА Рафаэла Егояна: его трехэтажное сооружение из стекла днем отражает облака и солнце, вечером - луну и звезды.

Сегодня у молодых архитекторов Гюмри нет подобного бережного отношения к памятникам национального зодчества, их сооружения, стилизованные под "а-ля-Гюмри", вызывают недоумение и усмешку. Пожалуй, Рафаэл Егоян - единственный архитектор в Гюмри, кому можно доверить составление проекта восстановления архитектурных памятников города: по его проектам восстановлены Гехцонц жам, церкви Сурб Ншан, Св.Александры в Русской крепости, русская часовня (Плплан жам), бывшая гостиница "Париж" Рафаэлянов на Александровской улице (в советские годы в этом здании расположились службы КГБ) и, наконец, церковь Аменапркич (в настоящее время Р.Егоян осуществляет архитектурный надзор на данном объекте).

Когда-то Гюмри был музеем под открытым небом, сегодня, чтобы достичь этой планки, городу необходимы архитекторы, разбирающиеся в тонкостях национального зодчества. В данном случае ссылаться на генетическую память не приходится: нужны высокообразованные кадры. Кому их готовить?

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГЮМРИ ИЗДАЕТ НЕИЗДАННОГО ШИРАЗА
      2018-11-14 16:02
      52

      Ованес Шираз был не только одним из самых талантливых, но и подчеркнуто национальных поэтов Армении. Вот почему в советской стране, в которой культивировалась единая культура народов СССР, его творческая судьба складывалась нелегко. Многие произведения тормозились цензурой, случалось, искажались. С 2014 года сотрудники Дома-музея О.Шираза приступили к изданию неопубликованных произведений Шираза (в архиве поэта около 3 тыс. стихотворений). Вышел в свет первый том "Антип эджер" Шираза: публикация осуществлена под редакцией заслуженного деятеля науки РА, доктора-профессора филологии Самвела Мурадяна при финансовой поддержке мэрии Гюмри.

    • НЕ ПОМОГЛИ НИ ГЕНПРОКУРОР, НИ ПРЕМЬЕР
      2018-11-09 14:57
      2057

      Чем дальше от столицы и областных центров, тем больше несправедливостей, чинимых властями предержащими. Вседозволенность этих удельных князьков не знает границ.

    • МИНКУЛЬТ УРЕЗАЕТ ЗАРПЛАТЫ
      2018-10-05 15:30
      3536

      В сентябре каждого года в Гюмрийском филиале Национального эстетического центра в обязательном порядке открывается выставка работ преподавателей центра. Этот их своеобразный отчет перед своими питомцами и общественностью города поражает посетителей разнообразием работ, красочностью и талантом исполнителей.

    • ДЕНЬ ГЮМРИ-2018
      2018-10-05 15:23
      1455

      30 сентября гюмрийцы праздновали День города, подаривший людям немало радостных встреч и улыбок. Пожалуй, впервые в крупномасштабных мероприятиях, состоявшихся в Гюмри и его спутниках - городах Ани и Муш, не было показухи и желания удивить: Гюмри и гюмрийцы предстали перед туристами и приглашенными гостями города такими, какими они есть.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
      2018-11-14 16:43
      197

      Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      230

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      203

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • ПОБЕДИТЕЛИ 14-го "РОЛАНА"
      2018-11-14 16:34
      198

      Закрытие XIV Международного фестиваля детско-юношеских фильмов "Ролан" в Красном зале столичного кинотеатра "Москва" прошло при полном аншлаге. На сцене - организаторы "Ролана", его основатель и директор Нуне Манукян, ведущий вечера Айк Петросян, юные исполнители песенных и танцевальных жанров. Среди зрителей - гости, участники и друзья фестиваля, а также воспитанники творческих центров, школ и детдомов, студенты и военнослужащие, вошедшие в жюри разных номинаций.