Последние новости

УШЛА АРАКС САРЬЯН

Мы встретились с ней недавно на концерте Сергея Хачатряна в День независимости. От радости и восторга глаза ее сияли - концерт действительно был великолепным. Поздравив Сергея, она обернулась ко мне и сказала: "Ты обещала зайти ко мне. Я подготовила переписку Лазаря Сарьяна с Ростроповичем"... Увы, теперь этой встрече не суждено состояться. Она ушла внезапно, узнав о кончине своей любимой ученицы - известного музыковеда Зары Тер-Казарян. Сердце не выдержало... Горько и невозможно смириться с этой утратой.

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ РА, профессор Ереванской консерватории Аракс Сарьян играла не только очень заметную, но и по ряду признаков важную роль в жизни Союза композиторов: она возглавляла секцию музыковедов. Автор десятка книг, она всю свою энергию отдавала творчеству, музыкально-общественной деятельности, семье, настоящей дружбе и помощи множеству людей, которые в том нуждались. Она состояла членом множества советов и комиссий, участвовала в творческих дискуссиях, теоретических конференциях в стране и за рубежом. Удивительно, как она находила время, чтобы совмещать многообразную музыкально-общественную деятельность с напряженной научной и преподавательской работой (долгие годы она была завкафедрой теории музыки Ереванской консерватории), с выступлениями на радио и телевидении. Конечно, рядом с ней работали и другие, но лишь немногие обладают такой энергией и любовью к делу, что отличали Аракс.

Разве можно забыть атмосферу волшебства, которую ощущал каждый, переступив порог сарьяновского дома. Здесь все казалось особенным и не схожим ни с чем ранее виденным - и круг интересов, и прежде всего ее супруг, композитор Лазарь Сарьян - живое воплощение духа искусства. Волшебством была живопись его великого отца - Мартироса Сергеевича, которая пронизывала весь строй его мыслей и уклад его жизни, одухотворяя действительность и открывая перед внутренним взором композитора то, чего другие увидеть не могли.

Сейчас первый этаж Дома-музея опустел: в этом доме нет ни композитора, ни его великого отца, ни Аракс Сарьян, которая долгие годы после их ухода из жизни поддерживала и сохраняла атмосферу этого волшебного уголка, подвижнически служила памяти своего мужа и бережно сохраняла дух художественных посиделок, споров, обсуждений, проявлений дружеских чувств.

Аракс представляла собой уникальный тип женщины. Несмотря на перенесенные утраты, она никогда не требовала к себе особого внимания. Мысль о том, что другой может сделать что-то за нее, ей не приходила в голову. Ни от кого не требовала, чтобы щадили ее время, силы, которые подчас расходуются на утомительные мелочи. За любое дело, где бы то ни было, бралась первой. Свои реальные силы расходовала просто. По-другому она не могла.

Природа одарила ее необыкновенным живым темпераментом, верным и тонким вкусом, силой убеждения и, наконец, непобедимым личным обаянием. Ее обаяние заключалось в доброжелательном внимании к людям, в живом интересе к ним и вместе с тем в ее естественности и изысканной простоте. Она была самым надежным человеком изо всех, кого я знала. Никогда ничего не забывала, звонила первой и в минуты радости, и в дни беды. И, если нужно, шла куда надо, и сразу вокруг нее в любом учреждении складывалась добрая человеческая атмосфера, и все благополучно разрешалось.

Особенно тепло Аракс относилась к своим молодым коллегам и студентам. Она являлась для них взыскательным и требовательным критиком. Правда, не скупилась на похвалы там, где считала их необходимыми из педагогических соображений, подчас увлекалась и, может быть, преувеличивала ценность того, что делали ее молодые друзья. Но она могла быть и суровой, непреклонной. Аракс умела простить ошибку, но не прощала компромиссов. Своим студентам она давала не только основы профессиональной культуры, но и помогала их становлению в искусстве.

Корни всего этого надо искать в ее детстве. Родилась Аракс в Ленинакане в интеллигентной семье. Ее отец Арцрун Арутюнян - один из прославленных актеров Драматического театра имени Мравяна, брат известного архитектора, академика Вараздата Арутюняна - принадлежал к тому поколению армян, кто чудом спасся от турецкого ятагана в начале XX века и чье становление начиналось с горькой памяти о резне и беженстве. Театральное искусство, музыка в жизни ее семьи занимали особое место. Увлеченная поэзией, театром, музыкой, Аракс жадно впитывала тот дух искусства, который затем скажется во всей ее дальнейшей жизни.

Первая книга (она же и диссертация) была посвящена армянскому городскому песенному творчеству. Потом были другие научные работы (сборник городских песен "Майр аперов"), выбор которых отражает назревшие запросы времени.

Очевидно, переплетение разнообразных линий определило индивидуальные особенности почерка Аракс. В ее работах неизменно присутствуют некий оттенок публицистики, гражданская позиция автора, умение точно выразить суть художественного явления. Но дело не только в этом. Аракс была свободна от субъективных и вкусовых пристрастий, от конъюнктурных оттенков и наслоений. Терминологических сложностей она избегала, умея сформировать мысль средствами хорошей, простой и внятной речи, свободной от неологизмов. Одним из замечательных свойств ее работ является также их немногословие. Она ценила слово как мастер и дорожила им, зная, что нельзя бросать его на ветер. Может быть, этой хорошей скупости научили ее камни родной земли, создатели тех армянских храмов, где нет ничего лишнего.

ШИРОТА НАУЧНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ АВТОРА определила редкое для любого пишущего многообразие жанров. Научное исследование, монография, аналитический очерк, портрет музыканта, газетная статья или рецензия на концерт - все эти жанры музыкальной литературы в равной мере были подвластны Аракс. Во всем, что она делала, мы ощущаем личность самой Аракс, ее живой интерес к тем, о ком писала.

В монографиях А.Сарьян "Татул Алтунян", "Самсон Гаспарян", "Левон Мамиконян" (2009г.), "Медея Абрамян" (написана в соавторстве с Анной Барсамян), "Сирвард Гараманукян" (Турция) мы знакомимся с автором - тонким аналитиком, и перед нами оживает творчество и человеческая сущность этих артистов, крупных деятелей нашей культуры.

Монография о народной артистке РА, непревзойденной виолончелистке Медее Абрамян не просто музыковедческое исследование, это психологический портрет человека необыкновенного, с невиданной целеустремленностью осуществляющего свое жизненное предназначение. Книга рождена изумлением, вызванным неповторимой личностью артистки и человека, желанием постичь до конца своеобразие характера и таланта, стремлением установить закономерность и необходимость ее появления на сцене. Всесторонним и глубоким является и анализ личности и творчества замечательного скрипача, ансамблиста и яркого педагога Левона Мамиконяна. Эта книга ценна не только собранным в ней материалом, но и силой личности, которую мы ощущаем сквозь строки. О Левоне Мамиконяне Аракс судит не со стороны, а проникая в тайну его искусства, постигая присущую ему удивительную гармонию человека и художника.

С интересом читаются и книги "Лазарь Сарьян и его время", "Лазарь Сарьян - письма с фронта" (книга посвящена памяти родителей Лазаря Сарьяна - Мартиросу и Лусик Сарьянам), где Аракс являлась составителем, редактором и автором предисловий. Со страниц этих книг перед нами предстает многогранный и яркий образ большого художника-гражданина, мужественного, принципиального, пользующегося неизменной популярностью не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

И в завершение невозможно не отметить еще одно ценное качество Аракс: ее умение выступить перед любой публикой, способность импровизировать и находить общий язык с аудиторией. Дело в том, что у нас очень любят читать по бумажке и слишком не любят говорить в свободной манере, импровизируя перед публикой. А Аракс, выступая со сцены, являлась образцом убеждающего и красноречивого слова.

Аракс ушла, но отсвет ее присутствия долго будет жить в стенах Ереванской консерватории, наших концертных залов, в наших душах.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОН ДВИГАЛСЯ К ГЛУБИНАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
      2018-07-27 17:14
      11412

      Первая круглая дата - 80-летие со дня рождения Перча Зейтунцяна - без него. Пять и десять лет назад в эти дни газета поздравляла юбиляра. Теперь остается вспоминать. Вспоминать о драматурге, прозаике, публицисте, переводчике, который внес  неоспоримый вклад в армянскую литературу и театр, а в общественную жизнь - дух дискуссионности, разномыслия, критичности и остроты. Вспоминать о прекрасном человеке, который по-своему украшал нашу жизнь. Годы без него еще полнее высветили истинную суть всего, что создано им, доказали, что он не изменял себе. Его книги, пьесы, овеянные всеми ветрами XX века и полные философского раздумья, острая социальная публицистика составили одну из ярких страниц армянской культуры.

    • ВЕЛИКИЙ ПОЭТ ДВИЖЕНИЯ
      2018-07-23 15:45
      4466

      26 июля 1972 года ушел из жизни Леонид Енгибаров Бывает, уходит человек - остается легенда. Леонид Енгибаров ушел от нас в возрасте, когда уходят гении, - в 37. Сорок шесть лет прошло с тех пор, как его нет с нами, а легенды о нем, складывавшиеся еще при жизни, все еще передаются из уст в уста. Он являл собой тот оптимистический парадокс актерского искусства, который может быть выражен формулой: настоящее не стареет. Во все, что он делал на сцене, он вкладывал свое сердце, благородство, вдохнув добрые чувства и надежду в тех, кто был непосредственным свидетелем его игры.

    • СОЛНЦЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      8579

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • ПЕТЬ - ЗНАЧИТ ЖИТЬ!
      2018-07-09 16:40
      4288

      Эта песня наиболее полно отвечала жизненному кредо Надежды Саркисян, ее отношению к своей профессии. На прошлой неделе ереванцы простились с этой замечательной джазовой певицей. Твердый характер и умение отражать удары судьбы оказались бессильны перед роковой болезнью, которая унесла ее в 64 года.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТРИ СЕКУНДЫ ЖИЗНИ В ДВИЖЕНИИ ВВЕРХ
      2018-07-25 15:05
      4734

      На днях по одному из кабельных каналов в очередной раз показали российскую картину "Движение вверх", про легендарную сборную СССР по баскетболу, выигравшую знаменитый финал Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году. Тогда судьбу чемпионата решили последние спорные три секунды и окончательное решение судьи. В фильме много героев, различных коллизий, деталей тех событий (иногда не соответствующих реальности), и смотрится он с интересом. Посмотрел его в очередной раз и я, и возник вопрос: а почему нет ни слова о судье, принявшем историческое решение? И вообще как-то несправедливо - об игроках, тренерах все знают, а вот о судьях до сих пор практически ничего никогда не говорят и не пишут.

    • ВЕЛИКИЙ ПОЭТ ДВИЖЕНИЯ
      2018-07-23 15:45
      4466

      26 июля 1972 года ушел из жизни Леонид Енгибаров Бывает, уходит человек - остается легенда. Леонид Енгибаров ушел от нас в возрасте, когда уходят гении, - в 37. Сорок шесть лет прошло с тех пор, как его нет с нами, а легенды о нем, складывавшиеся еще при жизни, все еще передаются из уст в уста. Он являл собой тот оптимистический парадокс актерского искусства, который может быть выражен формулой: настоящее не стареет. Во все, что он делал на сцене, он вкладывал свое сердце, благородство, вдохнув добрые чувства и надежду в тех, кто был непосредственным свидетелем его игры.

    • НАСА объявило о присуждении награды астроному Ерванду Терзяну
      2018-07-21 13:13
      425

                 НАСА объявило о присуждении своей высшей награды астроному Ерванду Терзяну за выдающуюся государственную службу, сообщает NEWS.am. Награда будет вручена в Космическом центре NASA Johnson Space в Хьюстоне 2 августа.

    • СОЛНЦЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      8579

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.