Последние новости

ЧЕЛОВЕК, СТРЕМИВШИЙСЯ ЛЮБОЕ ВРЕМЯ СДЕЛАТЬ СВОИМ

Последние аплодисменты, последняя овация - она всколыхнула Оперную площадь, перелилась на улицу Туманяна, загремела бурным крещендо на проспекте, народ все прибывал, к траурному шествию все присоединялись и присоединялись люди, аплодисменты не смолкали, а звучали все громче, достигая небес, к которым вознеслась душа Артиста, Кумира, Настоящего Интеллигента - Соса Арташесовича САРКИСЯНА.

"Отпустите меня - я уйду" - сагияновский рефрен и неповторимый голос Соса Саркисяна накрыли сердце города. Он ушел. Ушел патриарх, могиканин, последний герой - эти слова не раз звучали в траурных речах. Ушел представитель эпохи, в которой большими были не только деревья, но и артисты. Эпохи, в которой актер в Армении был больше чем актер.

ОНИ ПРИШЛИ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМ. СУНДУКЯНА ПЛЕЯДНО, чтобы продлить его золотой век - Хорен Абрамян, Мгер Мкртчян, Метаксия Симонян, Сос Саркисян... Король Джон, Яго, знаменитый "Ацаван" - доминионы его театральной державы. Кинематограф принес ему всенародную любовь и славу, перекинувшуюся далеко за пределы страны. "Всегда, в любой роли он играл судьбу армянина, понимая, что иные краски, иные одежды ему чужды", - сказал о Сосе Саркисяне один из коллег. Десятки киноролей. В последней своей значительной киноработе он играл Феофана Протоповича в ленте "Михайло Ломоносов" - в России тоже не забыли народного артиста СССР. Как обжигал его взгляд! Он был проникновенен и величественен, грозен и мудр, этот епископ, этот духовный пастырь. А за ним стояли "Мы и наши горы", "Яблоневый сад", "Дзори Миро", "Наапет"... Роли, ставшие не просто триумфом, но судьбой. Или он сам выбрал такую судьбу - в смутную эпоху крушения нравственных основ стать пастырем, проповедующим имманентные и фундаментальные ценности бытия.

В наше размазанное по денежной купюре время, когда стало нормой фабриковать искусство без смысла, работать без желания и результата, а только ради денег, заниматься политикой не ради страны, а ради себя, Сос Саркисян не боялся быть консервативным, несовременным и непродвинутым. И оказался мудрее и "правее" всех теоретиков небытия - интеллектуальных спекулянтов, деконструкторов, популяризаторов новой европейской философии. Он оказался умнее методологов, пиарщиков, политологов, манипуляторов общественным сознанием, борцов, позиционеров и оппозиционеров. Те, кто поживет еще лет сто, убедятся в этом сами.

ЕСТЬ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ СУТЬ НАШИХ ИЗНАЧАЛЬНЫХ КОНВЕНЦИЙ С МИРОМ, и нарушение этих изначальных конвенций ни к чему хорошему не ведет - это ощущение у Соса Арташесовича было глубинное, корневое, чувство артиста и труженика. "Придумали - демократия! Как сто дураков могут выбрать одного умного?! У всего должен быть хозяин - у земли, у дерева, у театра, у страны", - говорил он. И здравый смысл у него был не приобретенный, а самый что ни на есть врожденный. Он всей душой протестовал против интеллектуальных спекулянтов, посягавших на здоровые основы бытия - на право родителей передавать детям веками сложившиеся традиции, на право людей не быть гомосексуалистами и не желать своей родине поражения в войне. Эти простые ценности никак нельзя обосновать, они постулируются, но не доказуются. Вроде бытия Божия. "Все строится на песке, но строй так, как если бы ты строил на камне" - он жил с таким убеждением и призывал жить других.

"Наше общество пока не состоялось. Мы пока не успели или не то делаем. Наше общество не организовано, не знает, чего хочет. Мы так и не договорились, как будем общаться друг с другом. Будем обманывать, водить за нос или будем честными друг с другом, будем друг другу верить? Будем любить нашу родину или любить не будем? Пока от ответов на эти вопросы мы очень далеки и любим только деньги. Хотя когда мне случается попасть в такую среду, где много молодежи... Смотришь - десять, двадцать, сорок человек общаются, спорят, радуются, танцуют - сразу меняется настроение. Думаю, нет, Сос, чего-то ты недопонял. Мы еще вернемся ко всему настоящему" - убеждал себя он.

Эта вера в молодое, незнакомое племя была его путеводной звездой. На посту ректора теперь уже Государственного института театра и кино он сделал столько, сколько одному человеку, кажется, не под силу - новое здание, капитальный ремонт, открытие новых факультетов. Он "злоупотреблял" своим званием народного артиста и абсолютным авторитетом, которым пользовался среди властей предержащих, чтобы употребить их на пользу тем, "кто придет после нас". И созданный им театр "Амазгаин", в 90-х собравший вокруг себя корифеев, ищущих приют от театрального и жизненного безвременья, переродился понемногу в труппу с самой крепкой молодой косточкой. Ведь Сос Арташесович пресекал на сцене всякие фокусы. "Какие новые формы? Разве театр - это не глаза человека, не страдания его, не его размышления? Че-ло-век! Шекспир писал - "Гамлет", "Макбет" "Отелло" - об одном человеке, его жизни! Остальное - пустое. Люди ходят в театр, чтобы увидеть себя, а не какие-то там отвлеченные идеи. Зритель ищет героя, ищет себе подобного, ищет человека, который ему что-то подскажет" - был убежден он и требовал от актеров правды жизни.

Они называли его Дедом, и это была не фамильярность, а пиетет перед главой семьи. Как он болел за них! Как пропагандировал, как требовал внимания к молодым - поощрения, призов, газетных статей! Как, уже и изверившись, продолжал добиваться здания для театра, не имеющего собственной крыши. "Мне уже столько лет обещают выделить место под строительство, и все оказывается пшиком. Пусть только дадут территорию - мы сами построим! Я не посмотрю ни на свой возраст, ни на состояние здоровья - поеду по всему миру, везде, где только есть сильная армянская диаспора, буду просить, надоедать, клянчить! У театра должен быть свой дом!". Как он радовался, когда место, наконец, выделили и даже утвердили проект!

НА ПОСЛЕДНЕЙ, СОСТОЯВШЕЙСЯ ПРОШЛОЙ ГЛУБОКОЙ ОСЕНЬЮ амазгаиновской премьере - чеховском "Дяде Ване" - Сос Саркисян не присутствовал. Он пришел весной, когда потеплело - увидеть своими глазами, что сделал его театр, театр, чьим хозяином себя чувствовал. Зал стоя встретил его овацией. Его бережно усадили в кресло, укутали пледом - еще было свежо. И, несмотря на трепетное внимание, которым окружили артиста, эта фигура в кресле, это отточенной лепки породистое лицо над клетчатым пледом напомнило о... Фирсе. Не заброшенностью - принадлежностью к другому времени, к цветущему вишневому саду, готовому пасть под лихим ударом топора...

"Отпустите меня - я уйду"... Он ушел, человек из времени, когда деревья и артисты были большими. Человек, от своего времени не отрекшийся и стремящийся любое время сделать своим. Но оно неумолимо в своей изменчивости. И уже в который раз приходится убеждаться, что тех всенародных прощаний с Героем, Артистом, гордостью и славой нашей, когда город объединялся в одну скорбящую площадь, уже никогда не будет. Мы стали такими прагматичными, мы спешим - любим, преклоняемся и прощаемся на бегу, и гроб с телом кумира несут уже не вставшие в почетную очередь коллеги, а одинаковые мальчики из соответствующего сервиса. И по театральному миру уже идут разговоры: "Ну все - "Амазгаину" недолго осталось. Соса нет, здания им теперь никто не построит, со сцены института выставят - давно мечтали".

И все-таки хочется верить, что Сос Арташесович был прав, что есть вещи, которые суть наших изначальных конвенций с миром, и нарушение этих изначальных конвенций ни к чему хорошему не ведет, и что они возобладают над прагматизмом и цинизмом нашего времени. Что в Ереване будет построен театр, который будет носить имя армянина, артиста, интеллигента, всю жизнь остававшегося верным истинному искусству и истинным ценностям бытия. Имя Соса Саркисяна.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1311

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      821

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
      2018-11-07 16:50
      914

      К завершению XIII Международного шекспировского фестиваля Международный шекспировский фестиваль прошел в Ереване уже в 13-й раз. Число "13" вовсе не оказалось для фестиваля с серьезной репутацией роковым. Если подходить к ситуации без фатализма, а аналитически, можно зафиксировать: Ереванский шекспировский помнит былую славу и надеется на славу грядущую.

    • "ТОЛЬКО ДИЛЕТАНТ НЕ УВАЖАЕТ МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА"
      2018-10-31 15:31
      2732

      Просвещение культурой задвинулось в долгий ящик Октябрь уж наступил. Более того - он закончился. Системе школьного абонемента на посещение очагов культуры, разработанной совместными усилиями министерств культуры и образования и поданной под громкие фанфары, которую планировалось запустить с 1 октября, так и не дан старт. Вот и хорошо. Только зачем надо было "стулья ломать"?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
      2018-11-14 16:43
      950

      Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1311

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
      2018-11-07 16:50
      914

      К завершению XIII Международного шекспировского фестиваля Международный шекспировский фестиваль прошел в Ереване уже в 13-й раз. Число "13" вовсе не оказалось для фестиваля с серьезной репутацией роковым. Если подходить к ситуации без фатализма, а аналитически, можно зафиксировать: Ереванский шекспировский помнит былую славу и надеется на славу грядущую.

    • "ЖДАТЬ НЕЧЕГО - НАДО РАБОТАТЬ"
      2018-10-31 15:29
      2995

      Ванадзорский Государственный драматический театр им. Ов. Абеляна на днях вернулся из Америки, где молодые артисты успешно показали спектакль "Берегите мужчин". Художественный руководитель театра, народный артист РА Ваге ШАХВЕРДЯН радуется успеху своих питомцев, а вот их будущее, как и будущее армянского театра в целом, мэтру армянской режиссуры оптимизма не внушает.