2013-10-17 00:00

МИР ПОМНИТ БЕНИАМИНА МАРКАРЯНА

Завершился проходивший в Армении очередной симпозиум Международного астрономического союза (МАС), посвященный 100-летию со дня рождения выдающегося ученого, академика Бениамина Маркаряна. В одном из наиболее представительных научных мероприятий, проходивших в Армении за последнее время, приняли участие более 150 ученых из более чем 30 стран. Научные сессии продолжились до 11 октября. Для участников симпозиума организована и достаточно обширная культурная программа, знакомящая гостей Армении с историей и достопримечательностями нашей страны.

ТЕМОЙ СИМПОЗИУМА СТАЛИ МНОГОВОЛНОВЫЕ ОБЗОРЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ АКТИВНЫХ ГАЛАКТИЧЕСКИХ ЯДЕР. Пять из симпозиумов МАС, посвященных этим проблемам, были проведены в Армении. Причем первый из них был организован почти полвека назад, в 1966 году, и посвящен нестационарным явлениям в галактиках. Космогоническая роль нестационарных или активных явлений в галактиках впервые была изучена академиком Виктором Амбарцумяном в 50-е годы прошлого века. Именно его пионерские исследования вызвали огромный интерес к этому явлению, хотя сначала астрономическое сообщество скептически восприняло идею активных ядер. Наиболее важные исследования, связанные с наблюдательным выявлением большого числа галактик с активными ядрами, по предложению Амбарцумяна осуществил Бениамин Маркарян. В течение пятнадцати лет - с 1965 по1980 годы - он со своими учениками получал спектральное изображение северного неба на более чем 2000 фотографических пластинках.

Основные труды академика Б. Маркаряна связаны со звездной и галактической астрономией. Совместно с В. Амбарцумяном он установил существование в Галактике молодых неустойчивых звездных систем - ассоциаций. Это свидетельствует о продолжающемся и сегодня процессе звездообразования и рождении звезд группами. Маркарян классифицировал рассеянные звездные скопления, изучил особенности их распределения и выявил существование среди ярких галактик особой категории объектов, обладающих аномальными цветовыми и спектральными характеристиками.

Для объяснения обнаруженного явления Б. Маркарян первым выдвинул идею о наличии у ядер галактик ультрафиолетового излучения нетепловой природы. Он разработал специальную методику и провел первый спектральный обзор неба с бюраканским метровым телескопом Шмидта в комбинации с набором объективных призм. На снимках обзора были обнаружены слабые галактики - 13-17-й звездной величины, обладающие интенсивным ультрафиолетовым излучением. Дальнейшие исследования в различных обсерваториях показали, что эти объекты составляют обширный класс активных образований в Метагалактике. Результаты этих наблюдений известны мировому научному сообществу под названием "Первый бюраканский спектральный обзор неба".

ОБЗОР ОКАЗАЛСЯ ОЧЕНЬ ЦЕННЫМ. ОБЪЕКТЫ, ОТКРЫТЫЕ МАРКАРЯНОМ И ЕГО УЧЕНИКАМИ, стали предметом детальных исследований во всем мире. Сегодня они известны как галактики с ультрафиолетовым избытком, или галактики Маркаряна - то есть множество уникальных по своей активности, энергетике излучения объектов. Эти объекты, которые, по сути дела, были обнаружены с помощью оптических наблюдений, давно уже изучаются во всех диапазонах излучения электромагнитных волн, начиная с наиболее энергетических гамма-квантов и рентгеновского излучения и кончая низкоэнергетическими инфракрасными лучами и радиоволнами. Таким образом обзор постепенно стал многоволновым.

В 2011 году Первый бюраканский обзор вошел в международный регистр ЮНЕСКО "Память мира", став вторым после Матенадарана материальным достоянием нашей республики в этом каталоге.