Последние новости

Давид Ананян: МЫ ДОЛЖНЫ ЗАСТАВИТЬ ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ВЗЯТЬ НА СЕБЯ РОЛЬ ЛИДЕРА

Интервью экс-главы Комитета государственных доходов «ГА»

- Г-н Ананян, на днях был опубликован показатель роста ВВП Армении за 2023 в размере 8,7%, что оказалось выше изначальных ожиданий как международных организаций, так и финансовых властей страны. Но, анализируя достигнутый показатель, становится ясно, что росту местной экономики в основном способствовали три сферы – торговля и услуги, ИТ-сфера и строительство. Поэтому хотелось бы услышать ваше мнение о процессах, протекающих в армянской экономике, чтобы понять: свидетельствует ли столь высокий показатель роста о развитии нашей экономики или в нем скрываются риски, которые проявят себя в ближайшей перспективе?

- Действительно, по итогам прошлого года в Армении был достигнут довольно впечатляющий рост экономики в размере 8,7%. В сравнении с предыдущим годом, когда рост экономики составил 12,6%, прошлогодний показатель оказался ниже, что было в основном обусловлено эффектом высокой базы. В любом случае, рост нашей экономики как в 2022 году, так и в 2023 году был напрямую связан с российско-украинским конфликтом, о чем неоднократно говорили многие экономисты, указывая на то, что экономический бум, который мы сейчас переживаем, по сути, обеспечен за счет положительного воздействия внешних факторов. 

Как мы знаем, из-за западных санкций многие российские хозсубъекты начали переводить свои бизнесы в страны нашего региона – Турция, Азербайджан, Грузия, Армения, плюс еще одним важным направлением стали Арабские Эмираты. Но, если взять конкретно Армению, то на ее долю больше пришлась ИТ-сфера. Столь активный приток российских ИТ-компаний и специалистов именно в эту отрасль объясняется прежде всего тем, что сфера информационных технологий в Армении еще лет 10 назад была объявлена государством приоритетной. Соответственно весь дизайн в законодательстве создавался таким образом, чтобы отрасль была привлекательной для стартапов и действующих компаний.   

Помимо отраслевой миграции, из России также приехало немало людей, которые решили остаться здесь на неопределенное время и попытались трудоустроиться. Это также оказало свое воздействие на экономическую активность в стране. Наряду с этим имел место приток российского капитала в Армению. В некотором смысле РФ начала рассматривать нашу страну в качестве реэкспортного хаба по обходу ограничений, и мы сами тоже взяли на себя такую роль, что в итоге привело к большому объему реэкспорта из Армении (ювелирные изделия, бриллианты, автомобили и др.). Следствием подобного расклада стала довольно серьезная активизация нашего внешнеторгового баланса. Как импорт, так и экспорт практически в равнозначных объемах резко нарастили свои объемы, привнеся, естественно, активность в нашу экономику. Хотя отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Армении сохраняется и импорт по-прежнему значительно превышает экспорт.

Теперь, что касается рисков. Несмотря на высокий экономический рост в 8,7%, армянскую экономику можно охарактеризовать как некачественную. Но для начала давайте поймем, что такое качественная экономика? Так вот, когда твоя промышленность развита, когда твоя экономика больше ориентирована на экспорт, а не развитие неэкспортных направлений, то тогда мы имеем дело с развитой экономикой.

Рост же армянской экономики был в основном обеспечен за счет сферы торговли и услуг, а также строительства. А это как раз и есть неэкспортные направления, потому что они ограничены валовым внутренним потреблением. Ведь население Армении в лучшем случае составляет около 3 млн человек, плюс еще 200-300 тыс. приезжих. Как бы ты ни развивал торговлю и услуги, как бы ты ни стимулировал строительство, объемы потребления этих сфер ограничены валовым внутренним потреблением этих 3 млн 300 тыс. людей. А когда твоя экономика производит качественную продукцию, услуги и экспортирует, то рынок потребления неограничен. Сейчас у нас реальный (экспортный) сектор экономики «уступил» свои позиции неэкспортным отраслям, переживающим временный бум под влиянием внешних факторов. 

- Рано или поздно положительное воздействие внешних факторов на экономику Армении завершится. Как вы думаете, удалось ли правительству, используя благоприятный момент, направить приток финансовых ресурсов в Армению на проекты и мероприятия, повышающие производительность экономики, с тем, чтобы суметь в дальнейшем сохранить высокие темпы роста экономики?

- Ваш вопрос является логическим продолжением предыдущего. Ведь, когда мы говорим о том, что у нас некачественная экономика, то имеем в виду, что нынешний экономический бум, основанный по сути на торговле, услугах и строительстве в условиях ограниченного потребления, не будет иметь продолжения в долгосрочной перспективе. Тем более, что рост экономики в 8,7% почти в три раза превышает экономический потенциал Армении, оценивавшийся в 3,5-4%.

Получается, что за счет неправильной структуры экономики и за счет внешних факторов имеем экономический бум, который значительно превышает наш потенциал, но при этом не принимаем верных решений. То есть средства, возникшие за счет этого бума, не инвестируем в создание капитала, не строим подсистемы.

Возможно, наши оппоненты возразят, мол, в Армении был выполнен большой объем дорожного строительства. Нет, асфальтирование - не есть дорожное строительство. Говоря об инвестициях в создание капитала, имею в виду подсистемы, к примеру, завершение проекта автомагистрали Север-Юг. Или же не просто примыкание к соответствующим коммуникационным и логистическим путям в регионе, а строительство сложнейших инженерных структур в пограничных и приграничных зонах (бункеры, катакомбы и др.).

Иными словами, если бы инженерные работы в сфере военной обороны выполнялись в объеме, скажем, 1,5-2% ВВП, то можно было бы превратить страну в крепость в плане внешней безопасности. Это должно было быть сделано после ноября 2020 года с внесением коренных изменений в госбюджет на 2021 год. Но, когда мы сравниваем бюджет 2020 года с бюджетами послевоенных лет, то никаких особых структурных изменений там не видим. Это значит, что последствия войны и появившиеся новые внешние вызовы в контексте безопасности власти не проанализировали и соответствующих решений не приняли.

В контексте вашего вопроса отвечу так: когда у тебя экономический бум, имеющий строго краткосрочный характер, основанный за счет неэкспортных отраслей и под влиянием внешних факторов, то ты обязан результаты этого экономического бума направить на капитальное строительство, на формирование капитала. А сейчас во всех тех сферах, в которых Армения может обеспечить скачкообразный рост и иметь уже качественную экономику, то есть формировать капитал, никаких шагов не делается или, скорее, делаются шаги имитационного характера.

Не говорю уже об иностранных инвестициях. В любой стране инвестиционный портфель считается хорошим, если в нем превалируют иностранные инвестиции. В Армении же прямых иностранных инвестиций, по сути, нет. В условиях, когда де-факто мы не решили вопросы безопасности, к тому же проводимая правительством налогово-бюджетная политика крайне непредсказуема, ни один иностранный инвестор в Армению не придет.

- Судя по всему, непредсказуемостью сегодня отличается не только налогово-бюджетная политика, но и в целом проводимая у нас налоговая политика. Недавно была опубликована экспертная оценка о том, что за последние несколько лет в Налоговый кодекс было внесено свыше 100 изменений и дополнений. Вообще, нормально ли такое частое изменение, тем более что многие из них нацелены на ужесточение налоговой политики и усиление контроля?

- На самом деле, большое количество изменений – не есть хорошо, поскольку возникает уже проблема с налоговым администрированием. Я только что говорил о том, что непредсказуемость налогово-бюджетной политики снижает нашу инвестиционную привлекательность. То же самое касается и неопределенности в проводимой налоговой политике. Ведь те же иностранные инвесторы изучают наше налоговое поле, анализируют имеющиеся регулирования и решают прийти. А потом вдруг эти регулирования начинают быстро меняться, что создает для них риски.

Но здесь надо сказать, что многие из налоговых изменений осуществляются по объективным причинам. Во всех развивавшихся странах (будем считать, что Армения также принадлежит к таковым) налоговое законодательство должно претерпевать изменения во времени, чтобы успевать за процессами в развивающейся экономике.

Другое дело, что любая реформа, осуществляемая в условиях недоверия к власти, будет всегда воспринята народом и бизнесом в штыки. Даже, если эта реформа действительно способна преобразовать ту или иную сферы и привести к улучшению. Касается это абсолютно всех направлений.

Взять, к примеру, сложившуюся сегодня ситуацию с трудовыми мигрантами. С 1998 года у нас действует норма, согласно которой, если человек получил доход, который не облагался налогом со стороны налогового агента, то он обязан представить декларацию и заплатить налоги. Ничего не изменилось. Изменилось лишь то, что налоговый орган теперь получают информацию из других стран насчет своих налогоплательщиков, поэтому и начал высылать уведомления трудовым мигрантам. 

И тут начались протесты со стороны мигрантов, мол, почему я должен этому государству платить налоги. Я лично крайне осуждаю подобный подход. Не говоря уже о том, что для меня очень странно выглядит то обстоятельство, что никто из них дороги не закрывал, когда в сентябре прошлого года более 100 тыс. наших соотечественников были вынужденно переселены из Арцаха под угрозой истребления. А теперь что случилось? Коснулись вашего кармана, и вы шантажируете, мол, уедем из Армении? Ну и уезжайте! Никто не должен говорить языком шантажа с государством, даже с такой властью, как нынешняя.

Понятно, что все эти протесты, эти глаза, полные ненависти, направлены на действующую власть. Тут есть процессы, которые просто перемешались один с другим. То есть сегодняшняя власть пользуется всеобщей ненавистью и потому любой шаг, осуществляемый госорганами в рамках их полномочий, воспринимается людьми как очередная провокация со стороны предателей-властей.

- Не говоря уже о том, что те же люди видят, что действующая власть ничего толком не делает ни для решения вопросов безопасности страны, ни для обеспечения долгосрочного роста экономики – все то, о чем вы сами говорили в первой части нашей беседы. Поэтому у тех же мигрантов возникает вопрос: а зачем платить налоги, если неизвестно на что они вообще идут? То есть та же дилемма с доверием к власти.  

- Мы все должны понимать, что все проблемы, будь то в налоговом администрировании или в другой сфере имеют глубинные причины и вытекают из сегодняшней политической ситуации. Следовательно, народ должен подняться на ноги и изменить эту политическую среду. Потому что все наши проблемы ведут к вершине айсберга. А что мы делаем? С одной стороны, мы позволяем этим неучам-предателям нами управлять, а с другой – требуем от них справедливости в тех же экономических вопросах. Одно с другим никак не увязывается.

Решающий момент настал. Власти, не пользующиеся доверием народа, должны уйти. А на их место должны прийти люди, которые своей эффективной работой сумеют вернуть это доверие, а затем на основе этого - проводить реформы и управлять страной.

Но для этого нужно иметь соответствующую повестку. А эту повестку сегодня, к сожалению, имеет только действующая власть. Да, антинациональную, да, предательскую, но повестку. Власти нам конкретно говорят: мы идем по этому пути, отказываемся от всех своих национальных ценностей, отказываемся от Арарата в пользу Арагаца, меняем герб, Конституцию…

То есть совершенно очевидно, что сегодня у власти стоят люди, которые сформировали антинациональную повестку, продиктованную извне, и идут с этим вперед. Но они единственные, кто имеет повестку. В этом смысле наша основная проблема – с оппозицией, обладающей политическими институциональными возможностями, в том числе сформированными в период, когда они находились у власти и управляли госсистемой.

Ведь, если мы с вами решим взять на себя роль лидера, то у нас сейчас нет времени формировать эти институциональные возможности. Поэтому наша задача в том, чтобы заставить тех людей, у кого эти возможности есть, взять на себя ведущую роль. Как они нас объединят – их дело. Мы же в свою очередь не должны говорить, что они бывшие, либо бывшие бывших, либо плохие или хорошие.

Всего лишь нужна искра, чтобы всех нас объединять. В то же время мыслящие и анализирующие люди должны тщательно изучать процессы, протекающие внутри действующей политической власти, с тем, чтобы выявить внутренние трещины в пирамиде власти и способствовать их углублению. Это похоже на теорию революции изнутри, где системные политические изменения происходят не только из-за внешнего давления, но также из-за внутренних противоречий, разногласий и борьбы, которые становятся слишком большими, чтобы их игнорировать.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КАК ПОТЕРЯЛИ ГРУЗИНСКИЙ ЭНЕРГОРЫНОК, ТАК СКОРО ПОТЕРЯЕМ И ИРАНСКИЙ
      2024-04-20 11:37

      Правительство Армении, судя по всему, решило полностью свести на нет все проекты в сфере энергетики, реализуемые совместно с иранской стороной. Ровно месяц назад стало известно о том, что в очередной раз сорвался конкурс на строительство высоковольтной линии электропередачи (ЛЭП) Армения-Грузия. На заседании комиссии Национального Собрания РА по региональной и евразийской интеграции, состоявшемся 11 марта 2024 года, заместитель министра территориального управления и инфраструктур Акоп Варданян заявил, что конкурс на строительство ЛЭП Армения-Грузия не состоялся по причине отсутствия заявок на строительство электрической подстанции возле населенного пункта Ддмашен. 

    • ИЛЛЮЗИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
      2024-04-13 09:54

      Если взглянуть на цифры, то обрабатывающая промышленность Армении растет. И растет довольно-таки хорошо и уверенно. Армянский центр социально-экономических исследований ACSES на основе свежих статпоказателей подсчитал, что в январе-феврале 2024 года объем производства обрабатывающей промышленности вырос на 47% в сравнении с тем же показателем 2023 года. Проблема в том, что это всего лишь иллюзия роста, а не реальные достижения.  

    • ХОТЬ ОНЛАЙН, ХОТЬ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ: АРМЯНСКИЕ НОРМЫ ГОРАЗДО ЖЕСТЧЕ
      2024-04-09 09:32

      Сразу после того, как было объявлено об изменении порога беспошлинного ввоза товаров в Армению путем онлайн торговли, который с 1-го апреля 2024 года снизился до 200 евро с ранее действующих 200 тыс. драмов, Комитет по госдоходам (КГД) выступил с новой инициативой. А именно - ужесточении нормы беспошлинного ввоза в страну товаров для личного пользования, но уже в пешем порядке.

    • УПЛАТА НАЛОГОВ, РЕКОРДНЫЕ ОБЪЕМЫ ЭКСПОРТА И ВЫКУП ДОЛГОВ АРЦАХА ИЛИ…
      2024-03-30 11:10

      Что стоит за колебаниями курса доллара? Снижение курса доллара, наблюдаемое в последние дни на валютном рынке Армении, не столь существенное для того, чтобы в ситуацию вмешался финансовый регулятор, считает исполнительный директор инвестиционной компании Apricot Capital Вачик ГЕВОРГЯН. В беседе с нами он пояснил, что, если с конца прошлого года курс доллара стабилизировался в диапазоне 400-405 драмов, то с начала марта этого года он начал постепенно падать, а за последние дни темпы снижения ускорились, достигнув отметки в 392-393 драмов за один доллар.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ