Последние новости

КАКАЯ МУЗЫКА ИГРАЛА!

"Плодотворно только чрезмерное, умеренное же - никогда!" - эти слова, сказанные Стефаном Цвейгом по поводу художественного максимализма знаменитого дирижера Артура Тосканини, могут в какой-то степени характеризовать и мастерство лучших артистических сил завершившегося VII Международного ереванского фестиваля классической музыки, посвященного 110-летнему юбилею одного из ярчайших композиторов XX века, Арама Ильича Хачатуряна.

ПЕРЕЛИВАЯСЬ ЗА ГРАНЬ ПРИВЫЧНЫХ КАНОНОВ, фестиваль стал не только самым серьезным явлением музыкальной осени, но совершенно неожиданно - и для исполнителей, и для публики - он дал почувствовать, что именно сейчас с музыкой Арама Ильича происходит нечто важное. Ее восприятие меняется, еще более углубляется, и это переживание знаменательно. Сегодня мы по-новому постигаем созвучность Хачатуряна нашему новому веку. Вновь звучат на мировой сцене его симфонии, инструментальные сочинения, ставятся балеты. Как и в былое время, его музыка являет собой пробный камень для испытания мастерства не только исполнителей, но и остроты мысли критика, его умения не просто анализировать и подытоживать наблюдения, но думать и сопереживать, и не с позиции стороннего наблюдателя, но в ближайшей сопричастности судьбам нашей современной культуры. Прозвучавшие в рамках фестиваля Вторая симфония А.Хачатуряна в исполнении филармонического оркестра под управлением Эд.Топчяна, Скрипичный концерт, в котором солировал известный скрипач из Великобритании Борис Бровцын, Концерт-рапсодия для виолончели и оркестра, блестяще исполненный Нареком Ахназаряном и оркестром под управлением Э.Топчяна, задали всему фестивальному марафону особую тональность, определив ее высочайшую планку.

Число представленных на этом своеобразном музыкальном вернисаже авторов, исчерпывающе широкий охват произведений крупных форм, преобладание исполнителей экстракласса - все это делает этот форум важнейшим событием, не знающим аналогов в богатой музыкальной жизни республики. То, что сделал этот фестиваль, огромно по количеству, по значению, по накалу энергии и мастерству. На этот раз результат именно в музыкальной своей части превзошел все ожидания. Конечно, в этом заслуга организаторов - художественного руководителя и главного дирижера филармонического оркестра Эдуарда Топчяна и ярчайшего виолончелиста, нашего соотечественника Александра Чаушяна, живущего ныне в Великобритании, в их умении организовать работу, привлечь именно тех артистов, которые способны совершить художественный прорыв в неведомое, придать любому фестивалю особый шарм и значимость. Инициаторы фестиваля сделали так, чтобы все, даже те, кто волею случая попал в филармонию, имели возможность восхищаться, осознавая свою пусть и призрачную, но сопричастность тому чуду, что принято называть миром музыки. И, конечно, самое удивительное - работа в нем наших артистов, каждый из которых не только использовал максимум своих возможностей, но как бы "перескочил через себя".

И ЧТО ИНТЕРЕСНО? Был огромный успех концертов, но фурора не было, не было особого ажиотажа вокруг филармонии, как это обычно происходит на концертах "Армянские перспективы: XXI век". А ведь концерты нынешнего фестиваля, как, впрочем, и предыдущих шести, ничуть не уступают тем, что проводит руководство "Армянских перспектив". Из года в год они становятся все недоступнее для простых смертных, и в том числе и для автора этих строк. Самое большее, что они могут предложить, - это входной билет без места. Интересно, на кого рассчитаны эти концерты? Цены на билеты баснословные. И, естественно, престижа ради на эти концерты ходят в основном жены крупных бизнесменов, депутаты Национального Собрания. Это понятно: ведь именно они - "истинные ценители" прекрасного. Не важно, что некоторые из них просто засыпают на этих концертах, отдыхая от непосильного труда на благо народа. Во всем мире обозреватели ведущих газет, критики имеют свои постоянные места, но только не у нас. За две недели до концерта Хворостовского моя дочь решила приобрести билеты. Но каково же было ее удивление, когда кассир заявила, что остались билеты только по 50 тысяч. Кстати, хочу напомнить, что зарплата оркестрантов Оперного театра ровно столько. Комментарии, как говорится, излишни.

Возвращаясь к основной теме, напомню, что за полтора месяца состоялось 11 концертов, в которых выступили всемирно известные скрипачи Изабелл Фауст, Дайшин Кашимото, Борис Бровцын, Ануш Никогосян, Коля Блахер, виолончелисты Александр Чаушян, Нарек Ахназарян, Марио Брунелло, пианисты Кирилл Герштейн, Матан Порат, Анаит Чаушян, Марианна Ширинян, Константин Лифшиц, А.Мельников, альтисты Демут Поппен, Яна Дарян, дирижеры Исраел Юнон, Ваан Мартиросян.

Завершающий концерт фестиваля прозвучал на самой высокой ноте. Если блестящую игру пианиста Константина Лифшица слушатели восприняли как должное (он давно обогрет армянским солнцем, трижды участвовал в фестивале), то фантастическое выступление скрипача Коли Блахера буквально потрясло всех. Он настоящий поэт скрипки. Кстати, играл он на инструменте Страдивари. Ощущение - будто его струны ведут в царствие небесное, к вечной красоте. Исполнял он Скрипичный концерт Брамса. Поражало соединение поэзии и высшего артистизма, романтичного порыва и необыкновенного драматизма, яркости красок и предельной простоты. Контакт с залом установился с поразительной быстротой. И так прочен этот контакт между оркестром, солистом и нами, слушателями, что открываются какие-то новые, прежде не известные условия восприятия музыки. Она раскрывается как-то по-особому - благородная, исполненная глубокой мысли, драматизма, ясности, чистоты. Вот уж воистину "мне Брамса сыграют - я вздрогну, я сдамся". Солист и оркестр играли на таком подъеме, что просто дух захватывало. На фантастическом перепаде шел этот дуэт - неожиданный, непредсказуемый, но поразительно точный по душевному настрою, по найденной интонации, когда кажется, что только для тебя играют артисты, беря в плен своим неукротимым темпераментом. И уже не ослабевает ни на секунду напряженное внимание к нарастающему крещендо, бурному и стремительному его течению. Течению, где есть нежнейшая лирика и драматическая мощь, тревожный пафос и неожиданный покой, - все эмоции, все душевные состояния.

Надолго запомнится и Второй фортепианный концерт Рахманинова, в котором солировал пианист К.Лифшиц. Свою ведущую роль он выполнил убедительно и ярко. Мощный, завораживающий пианизм, но все при этом мотивированно, продуманно, логично. Эмоционально, но не сентиментально. Изумительны были в его игре тон и динамика. И уж, конечно, не могли не покорить полная сосредоточенность артиста, продуманность, подкупающая рельефность каждого момента звучания. Замечательным партнером солисту выступил и наш оркестр под управлением Эдуарда Топчяна, продемонстрировавший достойный уровень исполнения. За редким исключением, почти всеми концертами фестиваля дирижировал Топчян, главной целью которого было не только представление лучших солистов мира, что само по себе очень важно, но и смотр достижений оркестра, представление коллектива во всем его разнообразии. Отшлифованное исполнение, удивительное творческое единство солистов и оркестра - результат высокой требовательности дирижера.

Итак, еще один фестиваль стал историей. Нас ждут новые встречи в следующем году. Какими они будут, покажет время.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ОСЕНИ
      2018-09-12 16:44
      2847

      В Ереване стартовал XII Международный фестиваль классической музыки Это прекрасный подарок слушателям в начале нового сезона. Как всегда, разнообразная программа, избранные солисты, приглашенные украсить фестивальные концерты. Такие насыщенные марафоны и яркие артистические имена нам необходимы: это одна из эффективных форм концертной жизни, привлекательная и для публики, и для государства, частично финансирующего и тем самым осуществляющего свои функции по культуре. Выгодными они оказались и для спонсоров. Собирая музыкантов из разных стран, в числе которых и проживающие там наши соотечественники, фестивали способствуют новым контактам и впечатлениям, открывают новые имена, поднимают уровень музыкальной культуры.

    • ДВЕ ОПЕРЫ НА ФИЛАРМОНИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ
      2018-09-05 16:03
      3786

      В этот вечер, за две недели до открытия концертного сезона, Большой зал филармонии напоминал в буквальном смысле бастион. Афиша предвещала встречу с двумя операми итальянских классиков:  Леонкавалло и Пуччини. И публика, уставшая от бесконечных политических шоу, устремилась в филармонию, несмотря на летнюю жару, демонстрируя неутолимую потребность в изысканности, красоте, одухотворенности, которыми она так обеднена в своей будничной жизни.

    • ИСПОВЕДЬ АСМИК ПАПЯН
      2018-09-03 17:38
      3307

      Выдающаяся певица дала сольный концерт в родном Ереване Дом камерной музыки давно не видел такого наплыва публики. Предстоял сольный концерт любимой певицы - Асмик Папян, встреча с которой всегда выливается в праздник искусства. В афишах давно не пишут "народная артистка"... и прочее - слушателей привлекают не звания и награды, а подлинный талант этой исключительной во всем певицы. Во временном свитке истории армянского вокального искусства, на фоне светящегося ряда фамилий - лишь несколько имен сияют в своей исключительной отдельности. И Асмик Папян - среди них. Она сделала большую карьеру благодаря своему таланту и преданности высокому искусству. Пела почти во всех крупных театрах мира, на оперных сценах всех континентов, где ее встречал восторженный прием.

    • ЧЕЛОВЕК РАДОСТНОГО ТАЛАНТА
      2018-08-24 15:56
      5203

      28 июля Константину Орбеляну исполнилось бы 90 лет Дата его рождения пришлась на время летних отпусков, на самый пик жары. Едва ли можно было надеяться, что дата эта будет замечена и отмечена официальными ведомствами и лицами: судя по тому, как формально реагировали они в минувшие годы на многие важные вехи истории отечественной культуры, многого от них ждать не приходится. К тому же и концертная жизнь к моменту юбилея маэстро из-за отпусков замерла.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ФЕСТИВАЛЬ ДУДУКА В МОСКОВСКОМ ПЛАНЕТАРИИ
      2018-09-19 15:38
      1225

      Пятый, юбилейный международный фестиваль дудука состоится в Большом зале Московского планетария 6 и 7 октября 2018 года.

    • ПЛОДЫ АБРИКОСОВОГО ДЕРЕВА
      2018-09-17 15:19
      899

      Создана еще одна площадка для профессионального общения, диалога, творческого взаимодействия и совместной работы для кинематографистов из разных стран, которая будет способствовать выходу армянских фильмов на международный экран

    • Армянская народная песня зажгла участников "Burning Man"
      2018-09-13 21:05
      201

      Один из самых популярных фестивалей в мире — американский "Burning Man" в пустыне Блэк-Рок проходит каждый год. В штате Невада, где расположен и Лас-Вегас — город казино и других всевозможных грехов, вполне органично проходит необычный восьмидневный марафон безумия и радости.

    • МОДНОЕ ШОУ НА ТЕАТРАЛЬНОЙ
      2018-09-10 17:27
      1112

      Несколько дней назад на Театральной площади Еревана состоялось модное дефиле с участием армянских и грузинских дизайнеров и выступлением певцов двух стран под лозунгом "Побеждает дружба". Армянскую сторону представляли бренды URBANISTA, JUST BLACK, NARRE, а грузинскую - AVTANDIL ARMENIA, MATTERIEL ARMENIA, MEGI GABUNIA и LASHA JOKHADZE.