Последние новости

ГОРИТ ЕГО ЗВЕЗДА

Несмотря на всю насыщенность осеннего музыкального сезона гастролями именитых солистов, особое внимание ереванцев привлекли афиши, извещающие о двух концертах Национального филармонического оркестра России - в Ереване и Гюмри. Причин тому несколько: и неординарная программа, и имена выдающихся солистов, и, конечно, предвкушение встречи с руководителем коллектива Владимиром Спиваковым - встречи всегда желанной и радостной. Мы помним, каким метеором сверкнул Спиваков - тогда еще молодой, хотя уже и широко известный артист - на музыкальном горизонте Еревана в начале 80-х годов, с каким триумфом прошли гастроли руководимого им оркестра "Виртуозы Москвы". В одном из первых концертов участвовал совсем еще юный, помеченный Богом пианист Евгений Кисин. Сыграв с "Виртуозами" концерт Моцарта, он произвел ошеломляющее впечатление, снискал восторженные овации.

ТАКИХ ОТКРЫТИЙ БЛАГОДАРЯ СПИВАКОВУ У НАС БЫЛО НЕМАЛО. Сколько раз он выходил на эту сцену, даря нам мгновения чистой радости. В этом зале мы испытывали величайшую радость от согласного звучания его оркестра, от каждого аккорда, от каждого инструмента в нем. Так было с первых его гастролей более тридцати лет назад, так происходит и сегодня. Все эти годы он безостановочно идет вперед, завоевывая все новые пространства, прокладывая себе путь нескончаемым, нечеловеческим трудом. Один из самых ярких музыкантов, Спиваков напоминает средневекового рыцаря, который всегда там, где люди больше всего нуждаются в нем. Поражают, с одной стороны, высочайшая культура, глубокая образованность, интеллект, горячий сильный темперамент, тонкий вкус, а с другой - всепоглощающая любовь к своему делу, феноменальная одержимость творчеством.

Вряд ли надо объяснять, почему в качестве связующего звена между Россией и Арменией избран именно он. Это артист, аккумулировавший в своем творчестве сложнейшие поиски современного исполнительского искусства. Но не только поэтому: в нем мы видим личность, способную связать частную судьбу со всем мирозданием, дать новые силы, уверенность, сделать каждого сопричастного его искусству одухотвореннее, чище. Мы его любим за то, что откровения, добытые его талантом, он делает и нашим достоянием, за то, что лишенный каких-либо атрибутов власти, он безраздельно властвует над нами, как мало кто иной. И еще - что само по себе немаловажно - мы любим его за беспрецедентное внимание к Армении.

Можно ли вычеркнуть из памяти гюмрийцев выступление Спивакова и его единомышленников в разрушенном землетрясением городе в самые горькие дни их жизни! А сколько благотворительных концертов дали Владимир Спиваков и его "Виртуозы" после нашей трагедии! В 90-е годы в дни фестиваля в Кольмаре были собраны средства для помощи детям, пострадавшим во время декабрьской трагедии, а в самом Кольмаре открыт счет, на который музыканты переводили деньги, предназначенные для благотворительных целей. Поэтому неудивительно, что в эти дни, когда страна отмечает две юбилейные даты - 110-летие со дня рождения Арама Хачатуряна и 80-летие выдающегося скрипача, создателя Государственного камерного оркестра Армении Зарэ Саакянца, с которым В.Спивакова долгие годы связывала подлинно творческая и человеческая дружба, - он снова с нами. Мне приятно отметить, что билеты на первые концерты "Виртуозов" я получала из рук замечательного музыканта и яркой личности - З.Саакянца. О нем и пойдет речь.

Зарэ Саакянц"Я ДУМАЮ, ЧТО ТАКИЕ ЛЮДИ, как Зарэ Саакянц, Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Минас, Левон Мкртчян, Паруйр Севак, несмотря на то что физически из жизни уходят, остаются с нами навсегда. Нам передается не только генетическое, но и великое духовное наследство. Зарэ озаряет жизнь последующих поколений. Я был студентом Московской консерватории, когда впервые увидел Зарэ Саакянца, молодого, красивого, высокого человека. Нас познакомил мой педагог Юрий Янкелевич. Меня поразило его удивительное благородство - и внешнее, и внутреннее, его духовность. Я еще не знал, что он войдет в мою жизнь как друг, как отец моей жены, дедушка моих детей. Как человек, который навсегда сблизил меня с вашей страной, ее людьми. Я думаю, многие армянские композиторы благодарны ему за пропаганду музыки XX века..."

Эти слова, сказанные блистательным Владимиром Спиваковым, я записала в начале концерта, посвященного памяти Саакянца, лет десять назад. Зарэ Гайковича нет с нами уже 28 лет. Но память об этой уникальной личности удивительно стойка. Замечательный музыкант - скрипач, альтист, дирижер, основатель коллектива выдающегося художественного значения - Государственного камерного ансамбля Армении, он оставил немеркнущий след в нашем исполнительском искусстве.

Зарэ был удивительно талантлив. Талант в обескураживающем завистников и восхищавшем друзей редчайшем сценическом обаянии. В удивительном умении держать форму. В исключительном знании ремесла. В неослабевающей потребности слушательского внимания. Саакянц владел колдовской тайной настройки, включения внимания, эмоций публики. Но у Зарэ был и другой дар. Дар быть Человеком. Этот дар выше любого профессионального таланта. В искусстве исполнитель, наделенный этим даром, становится для своего поколения не просто знаменитым артистом, но и властителем дум.

Вокруг Зарэ существовала особая жизнь, украшенная его поэтическим воображением. Поэтому и общаться с ним было интересно. Многие, кому посчастливилось с ним работать, отмечают, что играть с этим талантливым музыкантом было счастьем. Зарэ Гайкович любил повторять, что талант, кроме всего прочего, - это великая любовь одного ко всем. Сам он испытывал чувство восторженной почтительности к людям, умевшим делать то, чего не умел он сам.

ВО ВСЕМ, ЧТО ДЕЛАЛ СААКЯНЦ, поражали полное отсутствие утилитарных целей, неудержимость в работе. Словно его заставляла действовать неутомимая жажда высказать то, что он слышал внутри себя. Все эти огромные миры, которые он носил в себе, требовали выхода, воплощения. Можно себе представить, как тщательно он подбирал музыкантов из числа лучших выпускников и аспирантов Ереванской консерватории для своего ансамбля. Коллектив отличала особая сыгранность, а артисты стали со временем как бы продолжением самого Зарэ. О постоянном развитии камерного ансамбля говорила его ориентация на премьеры, частое пополнение и без того нетривиального репертуара.

Зарэ Гайкович умел зажечь оркестрантов своими идеями. Вместе они создавали удивительный мир, который представал перед публикой при каждой встрече. Если бы было можно собрать все те вечера, которыми оркестр обласкал души людей, из них можно было выстроить целую музыкальную эпоху.

Саакянц никогда не шел на поводу у публики, включая в программы только популярные вещи. Он мог вставить в программу только что законченное произведение современного композитора. В сочинениях авторов, часто неизвестных, он всегда искал и чаще всего находил хорошее, был жаден до всего удачного, поддерживал индивидуальности. А самому ему индивидуальности было не занимать. Речь не только о его таланте, но и человеческих достоинствах: он обладал врожденной чистотой, и сам в людях ценил искренность, качество, редкое как тогда, так еще более - сегодня.

Болгарская газета "Отечественный глас" отмечала после гастролей коллектива З.Саакянца: "Зарэ Саакянц не дирижирует так, как это принято в обыкновенном оркестре, сам превосходный скрипач исполняет партию первой скрипки, ведет за собой оркестр, увлекая своих коллег и покоряя слушателей. Изменения темпа и нюансировку он определяет едва заметными движениями. Вероятно, эта манера исполнения (намного более эффективная, чем исполнение с дирижером) связана с многочисленными и трудными репетициями. Но блестящему результату способствовало и нечто другое, основное, отличающее искусство этого коллектива: умение участников слушать друг друга, откликаться одновременно на самые тонкие нюансы, что создает чувство гармонического единства, присущее исполнительскому стилю коллектива. Все не только осмыслено, но и глубоко прочувствовано".

Мне приходилось порой бывать на репетициях Зарэ. Поражала неслыханная работоспособность. Он мог часами репетировать, требуя идеального исполнения, божественного огня.

ПРИРОДА ОДАРИЛА СААКЯНЦА НЕОБЫКНОВЕННО ЖИВЫМ ТЕМПЕРАМЕНТОМ и ораторским талантом, способностью к метким суждениям, силой убеждения и, наконец, непобедимым личным обаянием. Работая в газете, мне не раз приходилось обращаться к нему, потому что в редакции высоко ценили его мнение, свойственную ему тонкость, точность, умение дать верный совет. Помнится, нашей газете понадобилась статья о каких-то музыкальных проблемах, и, естественно, мы остановились на кандидатуре Зарэ Гайковича. Сроки поджимали, и пришлось побеспокоить его после изнурительной репетиции. Несмотря на усталость, он увлекся темой так, что не понадобились заранее составленные вопросы. В его высказываниях все было важно, он заставлял думать не только над сказанным, но и над недосказанным.

Вся прожитая им жизнь - это мощнейшая борьба духа, святая преданность музыке, отечественной культуре. Это жесткое и совершенно бескомпромиссное понимание основ жизни, которое мы называем простым словом: порядочность. Поэтому такие личности остаются путеводной звездой, уроком нравственного отношения к профессии. И концерт Национального филармонического оркестра России под управлением всемирно известного Спивакова с участием выдающихся артистов - пианиста Александра Романовского (Италия), баритона Василия Ладюка, певиц Джульетты Галстян, Асмик Папян, - посвященный памяти его друга и единомышленника, вернул нам истинного Зарэ Саакянца с его человеческими страстями, переживаниями, радостями и горестями - словом, всем тем, что способствует рождению Музыки. Концерты Национального филармонического оркестра России в Армении - в Ереване и Гюмри - прошли при содействии Министерства культуры РА, Министерства культуры России и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ. Организатор международного фестиваля им. А.Хачатуряна - Государственный молодежный оркестр Армении.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АВТОПОРТРЕТ ДУХА
      2018-06-22 15:39
      145

      Так можно охарактеризовать выставку замечательного живописца Вагана Ананяна, прошедшая недавно в Доме художника Армении. Для многих зрителей, которые едва помнили его работы по экспозициям 70-80-х годов, выставка эта прозвучала как откровение. Она представила художника неординарного, ищущего, чье живописное и графическое наследие не без основания рассматривается как своего рода прелюдия к тому многообразному и неоднозначному феномену, которое именуется современным искусством.

    • ХАЧАТУРЯНОВСКАЯ ТРИАДА
      2018-06-11 17:06
      4329

      В Национальном академическом театре оперы и балета им. А. Спендиарова проходит фестиваль балетных спектаклей А. Хачатуряна, посвященный 115-летию со дня рождения композитора.

    • "ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ" НА ФОНЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА
      2018-06-06 15:44
      4845

      Маэстро Константин ОРБЕЛЯН не перестает удивлять нас сюрпризами: он имеет устойчивую привычку устраивать нечто особенное, неординарное. В наше непростое в финансовом отношении время ему удается заполучить не просто именитых зарубежных солистов, но и целые коллективы.

    • ОДУХОТВОРЕННОЕ МАСТЕРСТВО
      2018-05-25 15:46
      5432

      В мастерской Фараона МИРЗОЯНА появилось панно, посвященное 100-летию Сардарапатской битвы Если бы существовал на свете прибор, определяющий, к чему человек наиболее способен, уверена, приставь этот чудесный аппарат к сердцу Фараона Мирзояна, на шкале, где обозначены все профессии, стрелка остановилась бы напротив слова "художник".          Поражает его одержимость искусством. Он живет им. Увлеченность и преданность профессии - абсолютны. Вне искусства его жизнь непредставима, хотя он не лишен той общественной жизни, которой нередко увлечен. Но вместе с тем он до такой степени готов к творчеству, что малейшего повода достаточно, чтобы возникло состояние, когда "...душа стесняется лирическим волненьем, трепещет и звучит, ищет как во сне излиться, наконец, свободным проявлением".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МУЗЫКА ДИАНЫ ГУЛКАСЯН
      2018-06-22 15:32
      167

      Недавно пришлось побывать на концерте, в программе которого прозвучали произведения композитора Дианы Гулкасян из Бостона (США), имя которой достаточно широко известно в западном мире и, к великому сожалению, практически неизвестно на исторической родине - в Армении. Концерт состоялся в зале Музея Комитаса.

    • ГАСТРОЛИ АРАМЭ В ТБИЛИСИ
      2018-06-20 15:35
      2264

      Недавно российская компания Aram Production преподнесла тбилисцам незабываемый подарок. Грузию впервые посетил известный армянский поп-певец Арамэ. В огромном зале Конгресс-холла на Агмашенебели два дня подряд был аншлаг. Впрочем, после первых же песен певца ростом с великана места моментально пустели и в пляс пускались и стар и млад. А когда он спел свой знаменитый хит "Майрик", поклонники его таланта согрели зал теплом своих сердец и экранами мобильных телефонов.

    • ЮБИЛЕЙ "КОРОЛЯ" ИНСТРУМЕНТОВ
      2018-06-20 15:26
      301

      В этом году знаменитый бренд Steinway & Sons отмечает юбилей - 165 лет со дня основания компании.

    • Шарль Азнавур возобновит мировое турне в сентябре: AFP
      2018-06-19 11:17
      444

                 Французский шансонье Шарль Азнавур, получивший в мае перелом руки, возобновит мировое концертное турне в сентябре. Об этом в понедельник сообщило AgenceFrance-Presse со ссылкой на представителей певца.