Последние новости

ВСЕ ДОЛЖНО РОЖДАТЬСЯ ИЗ СЕРДЦА

В насыщенный юбилеями великих музыкантов год, когда Вагнеру, Даргомыжскому, Верди громко отметили 200-летие, "скромная" дата в 110 лет все же не затерялась. Сын композитора, оставившего истории музыки 24 тома своих сочинений, Карэн Хачатурян сейчас пребывает в водовороте торжеств, когда есть планы и есть неожиданности...

- В интервью "ЛГ" в марте этого года композитор Г.Алфеев, сожалея о том, что нет памятника Шостаковичу, заметил, что Хачатуряну-то памятник стоит...

- Да, это был дар от города Еревана городу Москве в год 100-летия Арама Ильича, преподнесенный на высоком официальном уровне. Мне об этом стало известно из выпуска "Новостей". Я также считаю, что в принципе памятник Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу должен быть не только в Москве, но и в Петербурге. Но мне непонятно, почему в этом интервью идет сравнение в каком-то негативном клубке Хачатуряна с Шостаковичем, будто их специально сталкивают. Они дружили с 1930-х годов, были на "ты", показывали друг другу свои сочинения, жили в одном доме, я с детства помню, как он бывал в нашем доме. Понимаете, я человек не конфликтный и полагаю, что митрополит Илларион (Алфеев), член Святейшего синода, член Союза московских композиторов, имеет право на собственное мнение. Но я почувствовал в этом высказывании настроение некоторых представителей музыкального сообщества. Мне как сыну было неприятно и, думаю, неприятно деятелям культуры Армении. Да еще в год 110-летия, "первая ласточка" юбилея... Не принято в том, что касается культуры и искусства, расставлять творцов по местам, как спортсменов. Это некорректно. И удивил меня Большой театр - там искали и нашли причины, чтобы уклониться даже от упоминания о юбилее, хотя только в одном октябре было четыре спектакля "Спартак"...

- Но музыка Хачатуряна звучит, а к празднованию каких-либо круглых дат обычно подготовку начинают года за два...

- День рождения - 6 июня, но 2013-й - год 110-летия Арама Хачатуряна. Немного все переносится и в 2014-й - 1 февраля будет исполнена 1-я симфония. И, конечно, я заранее, с 2009 года, начал проявлять инициативу, поскольку это просто мой долг. Велись переговоры с Российским национальным оркестром, с Михаилом Васильевичем Плетневым, были планы масштабные - фестиваль музыки Хачатуряна, но не получилось. Замечу, что сам Арам Ильич свои дни рождения никогда не выносил за рамки домашнего празднования. А юбилей праздновал осенью. Июнь - немножко не сезон. Но 100-летие отмечалось концертом уже в апреле, мае... А в этом году в апреле филармонический оркестр под руководством Юрия Симонова в зале им. Чайковского исполнил сюиту из "Спартака", 16 июня в Малом зале консерватории состоялся вечер "Хачатурян и его ученики" - он преподавал в Московской консерватории, и ученики были со всего мира, не только со всего Советского Союза! Прозвучали произведения моего отца, сочинения его учеников и музыкальные приношения - сочинения, написанные на основе его мелодий. Была прекрасная атмосфера, переполненный, несмотря на жару, зал, говорились добрые слова - очень хороший вечер... В сентябре РНО включил в программу своего фестиваля два концерта - музыка из "Гаянэ", "Спартака", "Маскарада" в очень хорошем сочетании с музыкой Чайковского и Равеля. В Петербурге в октябре был вечер Таврической капеллы, где исполнялись произведения А. Хачатуряна. В БЗК 24 ноября будет концерт Государственного молодежного оркестра Армении. А дальше - декабрь: Владимир Федосеев в зале им. Чайковского со своим оркестром будет играть только Хачатуряна - 2-я симфония, концерт-рапсодия для виолончели с оркестром и "Маскарад". А 26 декабря для меня особенно важный день: прозвучит 3-я симфония Хачатуряна - симфония-поэма до мажор...

- Для оркестра, органа и 15 труб - потрясающий состав!

- Да, и у этой симфонии драматичная судьба. В декабре 1947 года она была исполнена в Ленинграде и Москве, дирижировал Евгений Мравинский. А в 1948-м она была упомянута в известном постановлении ЦК КПСС по поводу оперы "Великая дружба". Раскритиковали, обвинили в формализме Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Мясковского, который через два года умер. Прокофьев умер через пять лет. Мой отец серьезно думал о смене профессии, поскольку это постановление и то, что последовало за этим, подействовало на него ужасающе. Он был в невероятно подавленном состоянии. Ему тогда было 45 лет... В 1950 году он начал писать "Спартак" - и творчество его спасло.

- Какие же могли быть в 45 лет у композитора с мировым именем варианты выбора новой профессии?

- Он всегда говорил: "Если б я не был музыкантом, то стал бы или актером, или режиссером!" Его старший брат, который привез моего отца в Москву, был режиссером 2-го МХАТа, рано умер - Сурен Хачатуров. Он отец композитора Карэна Хачатуряна, который написал балет "Чиполлино", моего двоюродного брата.

- А Симфония N 3 оказалась на полке?

- В хрущевскую "оттепель", примерно в 1963-м, была сделана запись концерта, которым дирижировал К. Кондрашин. Потом только на 90-летие, в 1993 году, в зале им. Чайковского 3-я симфония снова была исполнена. То есть она звучала всего четыре раза! В одном американском документальном фильме Мстислав Ростропович рассказал, как однажды Хачатурян его спросил: "Слава, а вы представляете, как бы я мог дальше развиваться, если бы меня не ударили по рукам в 1948 году?"... При всех его творческих поисках у него всегда было основное творческое кредо.

- Вы можете сейчас его сформулировать, Карэн Арамович?

- Знаете, он же ученик Мясковского, и поэтому в нем заложена основа русской классической музыки, которая очень твердо в нем сидела. Часто музыковеды характеризовали его творчество, ссылаясь на национальные мотивы, - так было принято в советское время, и сейчас некоторые на этом акцентируют большое внимание. Но его всегда коробило, он говорил, показывая на свои вены: "Понимаете, здесь течет армянская кровь, я с детства слышал народные песни - это во мне!" Он считал, что специально не надо подчеркивать национальную основу, но она нормальна: если идет естественно, то должна воплощаться. Ученикам советовал: не отказывайтесь от своего внутреннего звучания, не заглушайте его и экспериментируйте - будьте смелее. Все должно рождаться из сердца. У него были широкие взгляды. Его интересовала музыка не только Шостаковича, Прокофьева, но и западных композиторов - Стравинского, Онеггера, Мессиана, Вила-Лобоса...

- Замечательно: с одной стороны, музыка трагичная до гротеска, с другой - импрессионистская, с третьей - страстная, полемичная, смесь классики и джаза...

- Вила-Лобос его очень привлекал какими-то национальными мотивами, а некоторые исследователи находят в музыке Хачатуряна влияние Равеля и даже Дебюсси. При этом в двух юбилейных концертах сочетаются его произведения с сочинениями Равеля. Но, знаете, лично я прямого влияния не слышу. Когда он только приехал в Москву и еще не поступил в консерваторию, впервые услышал 1-й концерт Рахманинова, и сильнейшее впечатление осталось у него на всю жизнь. Он решил, что должен писать такую музыку...

"Литературная газета", N44, 6-12 ноября 2013г.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • УРОКИ АРМЕНИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
      2024-04-25 10:44

      "Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь.  В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.  

    • ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В СТРОЮ С МОЛОДЕЖЬЮ
      2024-04-19 10:43

      Каждое время выдвигает своих героев – подлинных и мнимых. Современники не всегда  умеют их различить, и это оборачивается чувствительными потерями. Тем более что подлинные герои очень часто не любят, не умеют расписывать свои заслуги. Об этом скупо говорит их биография. К числу таких принадлежит подполковник Мартин Багдасарян, недавно отметивший 80-летие.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
      2024-03-04 10:34

      Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.