Последние новости

В ПРОГРАММЕ - ШОСТАКОВИЧ

Из последних концертов Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна вечер 5 мая, безусловно, самый особенный. Несмотря на исполнение не самой популярной программы - Скрипичный концерт N1 ля-минор и Тринадцатая симфония Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко, Большой концертный зал им. А. Хачатуряна был переполнен. Солировал в концерте выдающийся скрипач Сергей Хачатрян, выступления которого всегда сопровождаются повышенным градусом напряжения.

 В ПРОГРАММЕ - ШОСТАКОВИЧПЕРВЫЙ СКРИПИЧНЫЙ КОНЦЕРТ ЛЯ-МИНОР БЫЛ СОЗДАН В САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ И МРАЧНЫЙ ПЕРИОД жизни композитора, когда против него началась вторая травля (1947-1948гг). Только в середине 50-х годов концерт впервые прозвучал в Ленинграде под управлением Евгения Мравинского. Солировал Давид Ойстрах, кому и был посвящен этот концерт.

Как отмечают биографы композитора, по серьезности тона, экспрессии и концентрации Первый скрипичный концерт легко выдерживает сравнение с любой из симфоний Шостаковича. Но в отличие от симфоний, сквозь все четыре части (Ноктюрн, Скерцо, Пассакалья и финал) проходит один и тот же герой, олицетворяемый солирующей скрипкой. Скрипку Шостакович наделил очень мужественным характером, а одна из главных идей концерта, видимо, - преодоление обстоятельств.

Скрипичный концерт Шостаковича таит много сложностей для солиста. Но слушая исполнение Сергея Хачатряна, появляется только одно ощущение - легкости игры. Легкости, потому что его искусство - это торжество естественности, органичности. Естественна его фразировка, словно рождающаяся из дыхания. Естественна техника, все удобно. Исполнительский процесс доставляет наслаждение и исполнителю и слушателям.

Может быть, еще более, чем техника, говорит от этом чисто звуковое богатство игры Сергея, неотразимое обаяние редкостно красивого тембра поющей скрипки. Ее природа обнаруживается в максимально полном виде и предопределяет интерпретацию любого произведения. Потому что Сергею присуща особая отчетливость воплощения исполнительского замысла, внятность фразировки. Он делает все до конца. Эта предельность уже сама по себе активно вовлекает в сопереживание. Мощь звука поражает, особенно благодаря стойкому ощущению, что, по сути, у нее нет пределов. Но и самые деликатные оттенки piano отличаются рассчитанной на большой зал "дальнобойностью".

В его игре импровизационность, ритмическая раскрепощенность сочетались с мастерством владения формой сочинения, ощущением целого. Исполнение Концерта привело зал в исступление не просто ловкостью в преодолении трудностей, но и игрой с ними, тем, что следует называть виртуозностью. Зал не хотел расстаться с артистом. Он уходил, но его снова возвращали. В итоге после столь сложного сочинения он сыграл еще на "бис" - Нарекаци "Авун,Авун" и Комитаса "Крунк".

Блестящим партнером Сергею Хачатряну был Национальный филармонический оркестр под управлением Э. Топчяна, продемонстрировавший безупречную точность в труднейшей фактуре сочинения, тонкое чувство ансамбля, буквально сливаясь с солистом в его импровизационных находках и подчас спонтанных неожиданных нюансах. Порой жесты дирижера скупы, строги, собранны: ничего лишнего и все - в содружестве с музыкой.

 В ПРОГРАММЕ - ШОСТАКОВИЧТРИНАДЦАТАЯ СИМФОНИЯ ШОСТАКОВИЧА РОЖДАЕТ ИНУЮ МАНЕРУ СЦЕНИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ: мануальные движения преображаются, становятся резче, значительнее, их амплитуда возрастает. И оркестр, заряженный энергией дирижера, играет особенно удачно - звучание гармонически сбалансировано. Здесь особенно проявляется воля дирижера, императивность творческого мышления. В исполнении Тринадцатой симфонии помимо Национального филармонического оркестра под управлением Э. Топчяна, принимал участие мужской состав Государственного камерного хора "Овер", руководимый хормейстером редкой музыкальной чуткости Соной Ованнисян. Басовую партию исполнил известный российский солист Евгений Ставинский.

Напомним, что замысел симфонии относится к весне 1962 года. Композитора привлекли стихи Евгения Евтушенко, посвященные трагедии Бабьего яра. По словам Шостаковича, его целиком захватил высокий патриотизм поэта, его горячая любовь к народу, его подлинный интернационализм, и он "воплотил" или, как говорят, "пытался воплотить" все эти чувства в музыкальном сочинении.

Первоначально композитор собирался написать вокально-симфоническую поэму. Потом он расширил рамки произведения до пятичастной симфонии. Первое ее исполнение состоялось в Москве 18 декабря 1962 года. Оркестром Московской филармонии дирижировал Кирилл Кондрашин, партию баса исполнил В. Громадский. Все части симфонии основаны на пяти различных, сюжетно между собой не связанных стихах Евтушенко. И музыка дополняет текст, выявляет внутренний подтекст стиха, полемизирует с ним, отчасти обобщает его, а порой поднимается над текстом.

Безусловно, для Национального филармонического оркестра и его руководителя близок образный и звуковой мир Шостаковича. Свидетельством тому являются его частые обращения к масштабным симфониям автора. Игра оркестра впечатляет своей экспрессивностью и эмоциональной отдачей.

Проникновенна, трагична и скорбна первая часть - "Бабий яр". Печальные удары колокола. Стонут струнные, деревянные инструменты. Эта часть захватывает своей драматической насыщенностью, запечатлевается в памяти. Иной становится музыка во второй части под названием "Юмор" - гротескно заостренной. Лирически экспрессивной выглядит третья часть "В магазине". С какой особой сосредоточенностью и страстью играет оркестр, передавая напряженную и тревожную, мрачную атмосферу четвертой части - "Страха". Музыка говорит о страшной атмосфере сталинщины. Литавры и большой барабан изображают стук иносказательно: стук-донос. Мрачными интонациями пронизано звучание почти всех инструментов оркестра - валторн, труб, струнных, мрачны удары колокола. А в пятой - "Карьера", - лишь изредка омрачаемой ироническими интонациями, царствует свет и торжество конечной правды.

Излишне говорить, какие ассоциации вызывает эта музыка. Музыканты - оркестр и дирижер, хор и солист-бас прекрасно воплощают дух этого величественного творения. Извечная антитеза жизни и смерти, воплощенная в симфонии, передана исполнителями с необычайной ясностью и лаконизмом. Многое из того, чего не выразить словами, досказывает оркестр.

Роль хора в этой симфонии значительна, и мужской состав "Овера" великолепно и достойно справился со своей задачей. Но еще в большей степени доминирует исполнитель басовой партии Евгений Ставинский, чье выступление на фоне сопровождающей музыки полно мощи и напряжения мысли. Певец продемонстрировал высочайший класс, сделав свое соло весьма значимым.

Концерт - событие. Так широко и концептуально поняли свою миссию исполнители - Национальный филармонический оркестр под управлением Э. Топчяна, хор "Овер" и солист.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • БЛАГОРОДСТВО ТАЛАНТА
      2024-05-03 11:07

      K 100-летию со дня рождения Петра АЙКАЗЯНА Армянская культура знает немало замечательных имен, которые вписаны золотыми буквами в ее историю, - имен людей, чьей наибольшей заботой всю жизнь было обогащение духовных сокровищ своего народа. Среди этих славных имен красиво и ярко светится имя Петра Асатуровича Айказяна - выдающегося педагога, "прораба духа", воспитавшего не одно поколение музыкантов-скрипачей.  Его жизнь, внешне очень спокойная, лишенная драматических событий, давала нам примеры огромной нравственной силы, каждодневной борьбы за свое право быть человекам и истинным Педагогом с большой буквы. Даже в старости (это определение никак не вязалось с его именем) самим своим  обликом молодого, стройного, с живыми глазами и жадностью к работе человека, Петр Асатурович утверждал излюбленную  мысль о том, что мудрость – это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.

    • ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ
      2024-04-29 11:37

      Интерес к этому концерту Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна был вызван  не новизной программы: шедевры, прозвучавшие в этот  вечер, исполнялись в Большом зале им. Арама Хачатуряна не раз. Свободных мест в зале не было. Особый ажиотаж был вызван не только участием талантливейшей солистки, скрипачки Дианы Адамян, живущей ныне в Европе, но и посвящением концерта. Этим концертом отмечалась знаменательная дата – 100-летие со дня рождения выдающегося педагога, кавалера медалей "За заслуги перед Отечеством II степени" и "Мовсес Хоренаци" Петра Асатуровича Айказяна.

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ