Последние новости

СВАДЬБА КАК КОНЦЕРТ

В Ереване огромное количество музыкантов. Хороших. Уровня как минимум выше республиканского. Но чем они занимаются, как живут?

У нас два больших эстрадно-джазовых оркестра, несколько классических и с десяток камерных ансамблей, рок- и джаз-групп. А массу самодеятельных образований, мечтающих попасть на большую сцену, не счесть. Но вот вопрос - зачем им попадать на большую сцену? Что она, кроме большого морального удовлетворения, может дать музыкантам? Возможность заработать деньги, которых хватит на жизнь и содержание семьи? Нет, конечно! Официальные зарплаты – как у всех, и хватает их максимум на покрытие коммунальных платежей... Редкие зарубежные гастроли помогают лишь закрыть какие-нибудь бреши в семейном бюджете. Вот и устраиваются, кто как может.

НЕ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЯХ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ: это особая и весьма щекотливая тема, хотя то, что многих из музыкантов серьезных коллективов можно видеть играющими, например, на панихидах или презентациях дорогих магазинов, известный и красноречивый факт. Что касается исполнителей джаза, то здесь все ясно, так как они постоянно на виду. Сольных выступлений на сценах больших концертных залов даже наши самые лучшие группы не проводят: нерентабельно. Играют в основном по клубам. А учитывая, что хороших больших клубов у нас раз-два и обчелся (кстати, и там играть постоянно они не могут), играть им приходится и в пивных пабах и барах, которых развелось сейчас видимо-невидимо. Правда, пабы наши чаще всего - это переделанные подвальные помещения размером с однокомнатную квартиру, где помещается от силы человек 20-30 слушателей... И зарабатывают музыканты там соответственно.

Вот и получается, что для того чтобы иметь в конце месяца сумму, достаточную для содержания семьи, им нужно играть практически каждый день. Здесь уже не до морального удовлетворения, поддержания художественного уровня или тем более творческого роста. Тут, как говорится, быть бы живу. Вот и соглашаются наши лучшие музыканты играть на свадьбах, аккомпанировать поп- и рабис-певцам, чтобы заработать немного денег. И соответственно времени на репетиции, на создание собственных программ или таких совсем уж эфемерных понятий, как разработка собственного саунда группы, подготовка каких-то интересных и оригинальных концертных проектов, говорить не приходится.

Да и полноценных групп у нас почти не осталось – музыканты постоянно в бегах по различным питейным заведениям в поисках разовой работы, и им не до репетиций. Более того – коллективы собираются и создаются буквально на один вечер в зависимости от метража заведения, имеющегося там оборудования и размера ожидаемого гонорара. Если паб уж очень маленький, значит, секстет может уменьшиться до трио. Гитарист уехал в Краснодар играть на свадьбе у тамошнего нувориша? Не беда – тут же найдем кого-нибудь другого или вообще выступим без гитариста. И это происходит постоянно. А о творческом росте говорить уже не приходится.

ПОП-ИСПОЛНИТЕЛЯМ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ЛЕГЧЕ, С ДРУГОЙ - ГОРАЗДО ТРУДНЕЕ. Если джазмены неприхотливы, то попсовики - люди с амбициями. Им подавай светоэффекты, сценические костюмы, массовку, которой можно кричать: "Не вижу ваших рук!" - и раз за разом задавать вопрос: "Как ваше настроение?" В пабе ничего этого нет. Зато они (не все, конечно) отыгрываются на всякого рода корпоративных вечеринках, свадьбах, днях рождения детей олигархов, презентациях. Тут уже они не скромничают: как уверяют знающие люди, за исполнение парочки песен под фонограмму (!) такой певец может потребовать пару тысяч зеленых. Наиболее популярные из них не те, кто лучше поет, а тот, кто светится на обложках модных журналов, выступает по телевизору в различных шоу, сидит в первых рядах на юмористических передачах и смеется громче всех. Тут логика простая – чем громче смеешься, чем ярче себя проявишь перед камерой, тем популярнее станешь... Потом на эти деньги нанимаются уже упоминавшиеся джазовые музыканты, записываются диски, реализовать которые удается лишь процентов на 20-30.....

Но хуже всего дело обстоит с рокерами. Сольных концертов они вообще не дают (один за два года в счет приниматься не может), на больших сценах и в солидных клубах их не привечают, а в маленьких им попросту негде развернуться. Вот и приходится ждать каких-нибудь доморощенных фестивалей, которые тоже случаются раз в 2-3 года, организуются в основном каким-нибудь НПО, посвящаются борьбе против СПИДа или курения и собирают 100 человек поклонников... Жить на это невозможно, так что каждый выживает как может. Да и о настоящем роке у нас говорить не приходится. Как сказал один из наших ветеранов рок-движения, композитор и певец, "даже на Западе признают, что настоящий рок умер где-то в 70-80-х, все созданное после этого – сплошная попса и коммерция".

Так что же им всем делать? Музыкантов самых разных жанров много, хороших и талантливых тоже хватает. А где им всем играть? На академические сцены их почти не пускают, специализированных маловато для такого количества музыкальных коллективов. И какой же выход они находят? Единственно возможный в такой ситуации вариант - это отъезд из страны. А сколько гастролей таких "зарубежных" музыкантов проходит в Ереване в течение года? Ведь они все могли бы быть у нас, у себя на родине, если бы условия были хотя бы сносными. А то ведь получается, что кто смог устроиться (а это, понятное дело, лучшие, ибо плохих в швейцарский или австрийский оркестр не возьмут), уехал, а остались те, кого не взяли или кто сам не захотел променять страну на хорошую зарплату. То же и с джазменами. За последние годы уехали многие очень хорошие молодые музыканты. В результате многие коллективы распались.

ГДЕ РЕБЯТА, СТАВШИЕ ПОБЕДИТЕЛЯМИ КОНКУРСА 2008 ГОДА И В КАЧЕСТВЕ приза получившие возможность учиться в американском Музыкальном колледже Беркли? Один живет в США и играет с американскими музыкантами, другой играет в ресторане, казино в Дубае. А где музыкант, занявший третье место на Международном джазовом конкурсе пианистов? Там же, в Дубае. А руководитель прекрасного коллектива и пианист? В Москве собрал группу, пытается играть армянский этно-джаз и даже выступает на крупнейшем российском джазовом конкурсе. Многие талантливейшие музыканты расползлись по коллективам, подыгрывающим поп-певцам, и уже не хотят возвращаться в изначально свое поле деятельности. Денег на жизнь здесь не заработаешь, а годы идут. Это молодые, начинающие, полные сил, задора и юношеских мечтаний о большой сцене, собственном коллективе, планах поразить мир новым взглядом на творчество, готовые пока играть за просто так. А музыканты, почувствовавшие собственные силы, узнав, что, оказывается, можно существовать и гораздо сытнее, чем играя даже любимые мелодии и ритмы, больше не хотят возвращаться к старой голодной жизни. Не хотят, ибо за часы изнурительных репетиций, творческих поисков, прекрасное исполнение платят копейки, да еще в клубе официант может передать желание какого-нибудь "любителя музыки" с толстой мошной играть так, а не эдак. И вот они начинают менять свое отношение к творчеству и заниматься более прибыльным видом музыкального бизнеса.

Кто теряет от всего этого больше всех? Мы, слушатели, любители музыки. И ситуация эта не изменится до тех пор, пока на самом высоком уровне не озаботятся таким положением вещей в музыкальной жизни. И ругать наших музыкантов за то, что они уезжают за пределы страны, язык не поворачивается.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23
      279

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24
      952

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44
      1329

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.

    • ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ В СВОЕМ АРТИСТИЗМЕ
      2019-01-16 11:20
      1454

      Несколько лет назад "ГА" писал об Андрэ Экияне, пионере французского джаза, игравшем вместе со звездами тогдашней парижской джазовой сцены. Было это в 30-е годы. Но, как выяснилось, раньше на этой же условной сцене Франции властвовал еще один музыкант с армянской фамилией - знаменитый руководитель оркестра Gregor et ses Grogoriens Крикор КЕЛЕКЯН.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23
      279

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • НАПЕРЕКОР ВРЕМЕНИ
      2018-12-24 17:58
      14176

      Художественные вершины уходящего года Никаких сожалений по поводу исчерпавшего себя года не испытываешь. Бурные политические события в республике вытеснили на обочину художественную жизнь, которая и без того никогда особенно не была в центре внимания властей. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что никакие времена не были расположены к художникам. Еще классик в XIX веке горевал по поводу того, что печальна участь поэтов всех времен. И особенно к ним неласкова власть нынешняя, добавим мы. Серенький, ничем не примечательный в художественно-музыкальном плане год с бедной фантазией и, видимо, такими же возможностями менеджеров и, как водится, с одними и теми же программами.

    • 40 ЛЕТ В СОЮЗЕ С МУЗОЙ
      2018-12-21 16:25
      5052

      Творчески активная осень композитора Нарине Зарифян, связанная с 40-летием ее деятельности, увенчалась авторским концертом, прошедшим на днях в Большом концертном зале им. "Арама Хачатуряна".

    • ДЕТСКИЙ ДЖАЗ-ОРКЕСТР В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
      2018-12-17 15:54
      1706

      Весьма показательными в последнее время стали выступления настоящего джазового оркестра Специальной музыкальной школы им. А.Спендиарова. Дети разных лет, учащиеся школы, в последние годы открывают все крупные джазовые мероприятия города. Как, кто, когда и зачем создал этот прекрасный коллектив - за ответами на эти вопросы отправился к директору школы Марине Викторовне Варданян.