Последние новости

СЛАБАЯ СВЯЗЬ

Мы свои арменоведческие задачи должны решать на уровне службы нацбезопасности, считает историк и публицист Геворг ЯЗЫЧЯН

- Г-н Язычян, в течение многих лет специалисты твердили о том, что арменоведение нуждается в особом внимании и поддержке со стороны государства. В конце концов эта сфера была объявлена правительством в числе приоритетных, что вселило надежду на реализацию наиболее актуальных задач арменоведения. Что мы имеем сегодня?

- Понятно, что арменоведение - наука, существующая в разных странах. Есть американское арменоведение, арабское, турецкое, российское и т.д., есть действующие в разных странах арменоведческие центры. В Ливане, например, в Университете Айказян имеется кафедра арменоведения, как и в университетах США, Европы. Естественно, что объединяющим центром является Армения, во всяком случае должна являться. Между тем факт тот, что связь между арменоведческими институтами очень слабая - уж точно не такая, какой ее хотелось бы видеть. В век столь мощных информационных технологий, широчайших технических возможностей подобная нерасторопность просто непростительна.

- А в чем причина?

- Одна из проблем - отсутствие серьезного государственного подхода к арменоведческим задачам. Речь, конечно, о Республике Армения. Не хотелось бы приводить именно такой пример, но в Турции, например, интерес к арменоведению возведен на высочайший уровень, особенно на данном этапе - в преддверии 100-летия Геноцида армян. И к работе они относятся куда серьезнее, чем мы. Да, наше правительство включило сферу арменоведения в число приоритетных направлений. Но что конкретно делается? Все законы у нас есть, но когда они не применяются или применяются частично, результаты иной раз бывают хуже, чем если бы законодательного регулирования не было вообще. Правительство ограничилось тем, что выделило на реализацию первоочередных задач арменоведения 150 млн драмов и умыло руки в духе "что хотите, делайте". Так нельзя. Арменоведение - наука, имеющая стратегическое значение, особенно в современном мире. И ее значение будет расти со временем. Давайте сравним с той же Турцией... В этой стране на решение историографических задач, заключающихся преимущественно в фальсификации истории, создании и тиражировании лжеистории, выгодной туркам, не только тратятся огромные средства - сама эта задача возложена ни много ни мало на Службу национальной безопасности, точнее - Управление психологической защиты, функционирующее в системе вышеупомянутой структуры. То есть турки поставленную задачу рассматривают в контексте своей национальной безопасности. Уверен, мы свои арменоведческие задачи, имеющие значение в плане государственной и национальной безопасности, тоже должны решать на уровне Службы нацбезопасности. И, кстати, армянские ученые-арменоведы неоднократно призывали к этому. Но, увы...

- То есть, вы считаете, нет все же осознания стратегического значения арменоведения?

- Видимо, нет... Имея (к сожалению, имея) огромный Спюрк, мы не только не используем его возможностей в полной мере, но и сводим их к минимуму. Приведу пример: в ходе первого международного арменоведческого конгресса 10 лет назад были приняты многочисленные решения. Какие из них оказались реализованы? Раз, два - и обчелся. Кто ответствен за провал? Если были поставлены заведомо нереализуемые задачи, то к чему декларации, громкие заявления? Скажем, тогда приняли решение создать перманентную платформу с целью тесного и, главное, постоянного взаимодействия арменоведов из разных стран, общения, обмена мнениями. Международный арменоведческий форум - почему он так и не состоялся? Почему за 10 лет эта идея так и не была реализована? Что, спрашивается, помешало? Равнодушие, отсутствие финансов, кадров, воли? Между тем подобный форум обеспечил бы связь между арменоведами, многие острые углы, конфликты могли бы сгладиться при наличии постоянно действующего форума. Сейчас один говорит одно, другой его критикует, а платформы для обсуждения "лицом к лицу" нет.

За рубежом выходят арменоведческие журналы - мы здесь их не получаем. Здесь публикуется историческая, историографическая литература, которая не распространяется в мире. Более того, нет постоянной, повседневной связи даже между разными арменоведческими институтами внутри самой Армении. Каждый из них существует как вещь в себе, и только во время научных симпозиумов и конференций ученые, представляющие те или иные центры, встречаются друг с другом, читают доклады, что-то обсуждают. Более того, имеют место действительно экстраординарные явления, на которые руководству НАН РА давно следовало обратить внимание. Руководители двух академических арменоведческих институтов уже публично "дерутся" друг с другом - я имею в виду директора Института истории Ашота Мелконяна и директора Музея-института Геноцида армян Гайка Демояна. Куда это годится?!

Обратите внимание: во время работы второго международного арменоведческого конгресса вопросы Геноцида обсуждались под руководством директора Института востоковедения Рубена Сафрастяна. А Гайк Демоян вообще не принимал участия в работе конгресса. Ну куда это годится?! Оставляя в стороне мои личные противоречия с Демояном, хочу спросить, как спросил бы любой человек со стороны: как это возможно, чтобы на международной конференции по арменоведению отсутствовал директор Института Геноцида армян? Абсурд! При этом на той же конференции выступали люди, вовсе не имеющие, даже отдаленно, отношения к арменоведению, да и вообще к науке. Все равно что на конгресс стоматологов позвать животновода и дать ему слово. Как минимум несерьезно...

- Кстати о выступлениях... Я получила письмо от нашего читателя Владимира Степаняна, в котором он выражает свое удивление по поводу того, что никто из выступавших на арменоведческом конгрессе ни слова не сказал о двухтомнике "Армянский народ с древних времен до наших дней", в котором продвигается турецкая версия истории армянского народа. Опубликованный в США еще в 1997 году "антинаучный, полный искажений антиармянский вузовский учебник, отредактированный Ричардом Ованнисяном", так и не получил адекватной оценки. А фальсификаторы армянской истории, как писал "ГА" ("Отечество: жизнь в веках", 04.06.2009), "продолжали свое гнусное дело, продолжали издавать антиармянские опусы, проводить международные конференции, на которые не удостаивали даже пригласить ученых из Армении, сами же продолжали приезжать в Армению, принимая незаслуженные почести и награды..."

- Что ж, сегодня мало что изменилось. Конечно, будучи в Армении, мы не можем запретить публикацию тех или иных учебников за рубежом. Но давать адекватную оценку, как вы сказали, мы обязаны. А этого не делается, только единицы высказываются, пишут, что происходит. И Ричард Ованнисян, конечно, не один такой. В арменоведческой литературе, тиражируемой за рубежом, скажем, с подачи Роналда Сюни, вообще нет определения "Западная Армения" - только Восточная Анатолия или Анатолия. Это, безусловно, политический термин, тиражируемый по политическому заказу. Повторюсь, для того чтобы мы могли реагировать адекватно, к арменоведению должен быть государственный подход.

Тема Геноцида армян - это особое направление, требующее особого внимания и предполагающее тесное взаимодействие с геноцидоведами по всему миру. Опять же такого взаимодействия либо нет, либо его недостаточно. Например, в Ливане историком Арутюном Искахадяном опубликован уже 5-й том собранных свидетельств о Геноциде - "Вкайаран Айкакан Цехаспанутян". На подходе уже 6-й том, и автор лично передал опубликованные экземпляры во все арменоведческие центры в Армении. Отсюда же ни одна книга не была переслана Искахадяну. Ведь это определенное отношение, не так ли?

Другой автор - Катия Пелтекян, тоже из Ливана, опубликовал несколько лет назад книгу "Материалы о Геноциде армян в канадской и британской прессе". Кто в курсе? Кто должен способствовать тому, чтобы подобные книги оказались в Армении? Авторы готовы дарить десятки экземпляров библиотекам, арменоведческим центрам, научным институтам в Армении. Но им еще и говорят: так привезите и подарите. Где же поддержка государства? Посольства заявляют, что это не их задача. А чья? Сколько можно через туристов, друзей, знакомых пересылать сюда книги? Почему посольства не работают в этом направлении, почему эта задача на них не возложена? Не буду называть имен, но в Ливане есть парень-армянин, которому турки платят большие деньги за то, чтобы он приобретал и пересылал в Турцию всю выходящую в свет и появляющуюся на прилавках книжных магазинов в Ливане арменоведческую литературу. А нам, выходит, она не интересна?! Должны же власти Армении осознать наконец, что объявить арменоведение в числе приоритетов - заявка, требующая конкретной работы, конкретных действий...

Основная тема:
Теги:
  • Карине Налчаджян 13-Дек-2013
    Согласна полностью. Добавлю: уже два-три года, как известный психолог Альберт Налчаджян разработал концепцию этнической виктимологии и психологической теории этноцида. Издана фундаментальная и уникальная работа, о существовании которой тоже умалчивается. Затронут очень важный вопрос. Такое положение вещей непозвалительно и главмое - опасно.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ГЕРОИЧЕСКАЯ ЭПОПЕЯ
    2017-11-08 13:09

    20 октября Ширакский центр арменоведческих исследований НАН РА (ШЦАИ) в торжественной обстановке отметил 20-летие со дня своего основания, на котором присутствовали и выступили глава Ширакской епархии епископ Микаел Ачапагян, марзпет Ширака Артур Хачатрян, академик НАН РА Юрий Суварян, председатель Государственного комитета по науке Министерства образования и науки РА Самвел Арутюнян, заместитель мэра Гюмри Рубен Саноян и другие – арменоведы из Еревана, руководители и представители научных организаций и высших учебных заведений Гюмри. Cотруднии ШЦАИ, отличившиеся в течение истекших 20 лет своей научной деятельностью, удостоились благодарственных и похвальных грамот ширакского марзпета и НАН РА. 

  • АРМЕНИСТИКА БЕЗ ГРАНИЦ
    2017-10-18 12:21

    В Ереване прошла ХI международная конференция по армянскому языкознанию (The XI International Conference on   Armenian Linguistics, ICAL), организованная Институтом языкознания  Российской академии наук, Московским государственным университетом им. М. Ломоносова и Институтом языка им. Г. Ачаряна НАН РА. 

  • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ АРМЯНСКОГО НАСЛЕДИЯ
    2017-07-27 12:53

    К 70-летию известного арменоведа Аргама АЙВАЗЯНА С середины 1970-х годов, когда мы были еще чертовски молодыми парнями с бурлящими нравами и неукротимой энергетикой, я знаком с Аргамом Араратовичем Айвазяном - удивительным человеком, обладающим прочными гуманитарными знаниями, поистине обширными интересами и редкой работоспособностью. Со временем мне стали известны направления его научных интересов в области арменоведения: история, культурология, эпиграфика. К тому же он серьезный филолог, журналист и знающий библиограф. Он многое сделал с целью постижения и сохранения памятников архитектуры, рельефной пластики и орнаментального декора, а также и расшифровки лапидарных надписей.

  • ТРУДЫ И ДНИ МАЙКЛА СТОУНА
    2017-06-27 12:58

    Доктор Майкл СТОУН – ученый, который основал и долгие годы возглавлял Отделение арменоведения Еврейского университета Иерусалима. Он автор 40 книг и свыше 400 статей, большинство из которых на армянскую тематику. В интервью ScholArm ученый рассказал про свою деятельность и открытия в сфере арменоведения.