Последние новости

БОЛЬШОЕ ЧУДО - "МАЛЕНЬКИЕ ПЕВЦЫ" И ИХ МАЭСТРО

Если бы у нас, как у китайцев, существовало официальное звание "Национальное сокровище", Тигран Экекян был бы в первой обойме номинирующихся. Маэстро с большой буквы, создатель и руководитель не одного хора, в том числе уникальных "Маленьких певцов Армении", - перечисление его заслуг и регалий заняло бы слишком много времени и места. Вместо этого воспользуемся высказыванием Александра Арутюняна: "Тигран Экекян не музыкант, Тигран Экекян - это целая академия".

Если панорамировать историю культуры нашего народа, она развивалась не системно, как у народов, история государственности которых насчитывает века и тысячелетия. Ее творили, держали на своих плечах этот храм люди-атланты, люди-академики. Благодаря их таланту и беззаветному служению здание нашей культурной академии поднялось до небес и простояло в веках.

Талант по наследству

Когда "Маленькие певцы Армении" поют Маштоца, Шнорали, Комитаса, когда музыка, соткавшись из сотен прозрачных детских голосов, обретает цвет, свет и даже плотность, становится осязаемой и рвется в космос, тогда понимаешь, что дверь в великое наследие никогда не захлопнется для способных принять наследство.

САМ ТИГРАН ЭКЕКЯН СЧИТАЕТ, ЧТО ТАЛАНТ если не музыкальный, то педагогический ему также достался в наследство. Прадедушки и бабушки преподавали, были директорами школ в разных городах и весях, удостаивались наград за вклад в формирование молодого поколения еще с царских времен. Его мать Эльмира Абрамовна Экекян, почти девочкой прошедшая фронты войны - режиссер, театральный педагог, заслуженный деятель искусств РА, лауреат многих международных конкурсов, - по сей день преподает в ГИТиКе, пользуясь огромным авторитетом. Отец был педагогом не по профессии, но по призванию. Его мотоцикл с коляской - высший шик того времени - знали мальчишки всей округи, и, если кто-то слишком бузил, отчаявшиеся родители звали местного Макаренко, Артема Экекяна. "Я по сей день встречаю солидных людей, которые признаются: "Если бы не ваш отец, не знаем, кем бы мы стали", - вспоминает Тигран Артемович.

Его первый педагогический опыт состоялся в 16 лет, когда студента музучилища отправили в одну из самых "оторванных" школ Конда преподавать априори всеми презираемое пение, а учитель был немногим старше учеников. Мальчику из интеллигентской семьи пришлось отстаивать не только профессию, но себя - и из этого противостояния он вышел победителем. Потом была работа "по направлению" - Карпи, Артаван, Мулки... Из Апарана до сельской школы зимой приходилось идти пять километров по колено в снегу. Но дети, убегавшие с других занятий, приходили на его уроки, и это были уроки не пения, но жизни. "Я не представлял, что надо учить детей петь. Надо было учить их слушать музыку, понимать ее. Я показывал им инструменты. Учил их дружить, не предавать, мы беседовали о жизненно важных вопросах ", - рассказывает Тигран Артемович.

А уже в 22 года он основал свой первый хор в музыкальной школе им. Спендиарова в 150 детских голосов. И это стало его жизнью. "Таково наше искусство: мы показываем дыхание, вздох, точку, где образуется звук, способ, как этот звук извлечь, - каким образом, какой культурой, какой техникой, каким нюансом. А самое главное - всем вместе. Мы дышим вместе, чувствуем одинаково. Если учитывать, что все это надо делать точно до доли секунды, то можно понять, какая нужна дисциплина в хоре. Я всегда был очень строг. Но, если ребенок не почувствует, что ты его любишь, с ним ничего нельзя сделать", - уверен Экекян.

ДИРЕКТОР СПЕНДИАРОВСКОЙ ШКОЛЫ НАЗЫВАЛ ЕГО ТРУДОГОЛИКОМ, а его работу - самоистязанием. В Государственном управлении радио, где Экекян возглавил Камерный хор радио и телевещания, ночные сторожа жаловались начальству, что он не уходит домой и мешает им спать. Очередную такую жалобу замначальника управления Вилен Мартикян прервал словами: "Не продолжайте - я работал с его отцом. Это такие странные, самоотверженные люди. Успокойтесь, вы их не измените". Экекян продолжал работать галерно и добивался неимоверных результатов.

"Маленькие певцы Армении" родились наперекор страшному 1992-му. Родились, чтобы доказать, что души человеческие, словно замерзшие в долгой, холодной и беспросветной ночи, еще живы. Школы стояли лишенные своих нормальных ребячьих будней, дети мерзли в домах, лишенных электричества. И вдруг Экекян предложил им иной свет - свет музыки! Это были не просто репетиции, это была особая форма выживания. Долгие беседы, увлекательные игры и, конечно, музыка - они позволяли сквозь ужас и хаос реальной жизни распахнуть двери в иной, гармоничный и прекрасный мир.

И все-таки "основной вопрос диалектики" - как ему это удается? В чем его секрет? Как он добивается, чтобы эти дети, кстати, далеко не всегда музыкально одаренные и местами почти малыши, пели не просто чисто и в фантастической гармонии. Чтобы сердце замирало не только от божественной прозрачности стоголосого унисона, а от ощущения, что проводником в мир понимания великой и сложной музыки становится ребенок, сам ее понимающий!

"Если они не поймут, они никогда не споют. Или это будет такое несимпатичное обезьянничанье. Ведь речь идет об искусстве, и ты должен сделать так, чтобы они поняли и прочувствовали. А какими методами, зависит во многом от возраста, уровня их воображения, - говорит Тигран Экекян. - Но, чтобы объяснить детям, ты должен сам стать ребенком. Почему я не люблю присутствия посторонних на репетициях? Потому что с детьми я становлюсь очень открытым и уязвимым. Так, как меня знают мои дети, меня не знает никто. За эти два-три часа с ними каждый раз проходишь через рентгеновский аппарат. С ними нельзя быть нечестным - они тебя раскусят буквально через несколько репетиций. С ними надо быть настоящим. С годами мы меняемся не всегда в лучшую сторону - жизненный опыт оптимизму мало способствует. А с детьми я каждый раз очищаюсь, становлюсь самим собой. И это мое счастье".

Хор радио.Голос в общем звучании

Коллективы, возглавляемые Тиграном Экекяном, выступали в 90 странах и неоднократно занимали призовые места. Только в период с 1990 по 1995 гг. его воспитанники и хоры завоевали 5 золотых, 5 серебряных и 1 бронзовую медаль на различных международных конкурсах, в том числе на конкурсах в Арнеме (Голландия), "Айстедфод" (ЮАР, Великобритания), "Такарацука" (Япония) и "Голднгейт" (США)...

СРЕДИ ЗАПИСАННЫХ МАЭСТРО ДИСКОВ призов удостаивались "Полное собрание сочинений Барсега Каначьяна", ("Лучший классический альбом года", AMFA, Лос-Анджелес, США 2001); "Духовная музыка V-XX вв." - 2004 год... Тигран Экекян является основателем и художественным руководителем целого ряда национальных и международных конкурсов и фестивалей. Тигран Экекян - кавалер медалей Мовсеса Хоренаци (за выдающийся вклад в развитие национальной культуры), Леонардо да Винчи, Маршала Баграмяна, ордена Еревана. Тиграну Экекяну присвоено звание "Заслуженный учитель", и к этому своему титулу у маэстро совершенно особенное отношение. При активном содействии Тиграна Экекяна хоровые произведения армянских авторов издаются в авторитетных издательствах, таких как Oxford Press и Carus.

Не каждый, даже самый признанный артист может похвастаться подобным "неполным послужным списком". Он мог бы давно и спокойно почивать на лаврах в одной из стран, где благополучно обретается белое человечество и где маэстро Экекян - тот, кого всегда ждут, великий музыкант и непререкаемый авторитет. Но ему, странному человеку, не просто "больше всех надо" - конечно, везде есть дети, но ему почему-то особенно радостно работать с детьми армянскими.

"20 лет я занимался с хором радио, и мы, 40 человек, летали от Голландии до Японии в те годы, когда депутаты Верховного совета с билетами на руках не могли попасть в самолет. А теперь, уже тоже почти двадцать с лишним лет, - с маленькими певцами. Иногда не могу понять, откуда силы берутся пробивать все это... Я наделен организаторскими способностями, и это, наверное, моя проблема. Не будь их, рассчитывал бы на других людей и жил спокойно. А я многое делаю сам. И просто не представляю, что можно поехать решать какой-то вопрос, вернуться и сказать: не получилось. Не должно "не получиться"! Ну, бывает, но в принципе не должно, особенно когда вопрос касается работы, каких-то подвижек на благо хора. Хотя это с годами отходит - не получается, значит, так надо Господу", - говорит Экекян.

„Маленькие певцы„ и их маэстро.УВЫ, НЕРЕДКО ТОГО, ЧТОБЫ "МАЛЕНЬКИЕ ПЕВЦЫ АРМЕНИИ" прочно держали планку "национального сокровища" и поднимали знамя армянской культуры и искусства и престиж нашего государства во всех странах и континентах, не хочет вовсе не Бог. Низменные страсти окружают высокое искусство с завидным постоянством. И вот кто-то отказался помочь с поездкой, кому-то посоветовали не финансировать проект, а кто-то и вовсе пытается выдворить "Маленьких певцов" из собственного здания... "Я вообще человек крайностей - люблю или не замечаю, - признается Тигран Артемович. - И зла на обидчиков не держу. Когда порой самым недостойным образом пытаются очернить, помешать делу, которому посвятил жизнь, я умею отстоять свою правду. Отстаиваю и - забываю. Потом могу спокойно продолжить общение. Но эти люди мне просто уже не интересны".

Ему интересны люди - соратники и "сорадователи", друзья, его многочисленные дети и творчество - дело всей жизни. Ему интересно, чтобы армян в мире узнавали как хранителей великого музыкального наследия. Ему интересно, чтобы армянская средневековая духовная музыка, Комитас, современные авторы вызывали слезы восторга у слушателей независимо от цвета их кожи и вероисповедания. Ему интересно вводить в нашу культуру хоровое пение как искусство и образ мысли и мировосприятия. Ему интересно, чтобы общество жило и развивалось в системе истинных, высоких, нравственных и эстетических ценностей.

"Хоровое искусство очень высоко ценится не только в Европе, где в Германии насчитывается порядка 30 тысяч хоров, во Франции - 40 тысяч, но и в таких странах Азии, как Япония, Индонезия, Филиппины, - рассказывает маэстро. - Это, конечно, традиции государства, общества, королевских особ, как в странах Скандинавии. У них история развития многоголосного слуха насчитывает не одно столетие. На Ближнем Востоке этого нет. И у нас развита монодия. Истории многоголосия у нас немногим больше ста лет, и начало ей положили Сюни, Кара-Мурза, Екмалян и, конечно, Комитас. Они понимали силу хорового искусства. В Литве на фестивалях поет зараз триста хоров, и им вторит сорокатысячная аудитория в четыре голоса. Этому их обучают в общеобразовательной школе, а мы этого не делали до последнего времени даже в школах музыкальных. Я добился того, что почти во всех музыкальных школах хотя бы Еревана начали преподавать многоголосие. А что дает хоровое пение, это вы спросите у специалистов и у тех, кто поет. Это совершенно особое ощущение. Нашему народу оно очень нужно - чувство плеча, дружбы, сплоченности, умение жить общими интересами. Представляете, ты поешь и понимаешь, что не должен выпирать, даже если у тебя самый хороший голос! Ты должен подчинять свой голос общему звучанию".

„Маленькие певцы„ и их маэстро.Посол культуры в Европе. И не только

В 1995 году, в год 80-летия Геноцида и 50-летия ЮНЕСКО, Тигран Экекян, наделенный в 2001 году титулом "Посол культуры Европы" Европейской федерации хоров Евросоюза, стал одновременно "Послом армянской культуры в Европе", хотя такого звания ему никто не присваивал. Турне "Маленьких певцов Армении" Peace To The World - "Миру - мир" - получило патронат самого Фредерика Майера, президента ЮНЕСКО, и для хора были открыты все двери.

ИЗ ЧЕРНОГО, ХОЛОДНОГО БЛОКАДНОГО ЕРЕВАНА самолет перенес маленьких певцов в Европу, где их ждал комфортабельный автобус, весело и легко перевозивший их из одной европейской столицы в другую, от одного престижнейшего зала к другому. И видавшие виды тысячные залы вставали, заходились в восторженных криках "браво!" так же единодушно, как хор, который им довелось услышать, требовали бисировать номера, неистовствовали, а представители СМИ спешили взять интервью у руководителя "Маленьких певцов Армении". И вырвавшейся не просто из блокады, но из информационной блокады маэстро, который потряс мир, мог с высоты своего искусства позволить себе многое.

"Говорил, о чем хотел - я же человек искусства, а не политик, - рассказывает Экекян. - В Швейцарии под мое интервью отвели первую полосу, а я говорил не о музыке, а о блокаде, о Шуши, который мы отвоевали, о нашей истории от Тиграна Великого до Геноцида. О том, что мы вернули наши исконные земли. Мы всюду исполняли "Реквием" Александра Арутюняна - знаменитое произведение из фильма "Наапет", которое по моей просьбе автор переложил для детского хора, а мы назвали "Манкакан Ахотк". Мы посвящали молитву жертвам Геноцида, и я просил стоя почтить их память - и многотысячные залы вставали. А я думал о тех наших ребятах, которым приходилось совершать теракты, чтобы привлечь внимание мира к Армянскому вопросу. Насколько легче это делать через искусство! И насколько ясно и наглядно - смотрите, какие дети! Какая музыка! Не может народ, у которого такая музыка, быть агрессором".

Такие акции в поддержку признания Геноцида Экекян начал делать задолго до того, как они стали государственной политикой. В беспокойном 88-м на официальном концерте в День радио, который проходил под фонограмму - от греха подальше - и под бдительным оком "личностей в штатском", хор радио под управлением Экекяна, как и все его хоры, шел с блеском. Публика требовала номер на бис. Маэстро заранее договорился со звукорежиссером Феликсом Арамяном, и он, отважный человек, нажал на кнопку и - включил микрофоны. Хор вживую запел "Зартнир, лао". Реакцию зала сложно описать словами...

Экекян был уверен, что будет сложно описать словами и реакцию начальника управления Гостелерадио Степана Погосяна, - коллеги рекомендовали сразу писать заявление. Но - пронесло...

А в 90-м в Большом зале консерватории в Москве, где выступали исключительно мировые величины, экекяновский хор бисировал, пока не кончился репертуар. Тогда дирижер объявил: "Гимн независимой Армении"! Этот номер наделал много шума не только в двухтысячном престижнейшем зале, но далеко за его пределами. Американская компания MСА records предложила записать концерт и выпустить диск в миллион экземпляров. Экекян согласился и даже отказался от гонорара, поставив условие: на обложке альбома должна быть фотография памятника жертвам Геноцида.

"Я никогда ничего не боялся, - признается маэстро. - Только иногда боюсь, что этих детей просто прикроют, как прикрыли в свое время хор радио". Но разве может быть уязвим человек, в таком совершенстве владеющий магией искусства? Это ведь пассы факира рождают фокус. Движения души и летучих рук большого музыканта рождают чудо. Чудо, которое разрушает любые преграды, мешающие вырваться наружу всему лучшему и светлому, что происходит в человеческой душе. Такой всплеск произошел в Каире, где даже при самом большом успехе артиста вставать перед ним не принято, в Оперном театре, для которого Верди писал свою "Аиду". На концерте, проходящем под патронатом госпожи Мубарак, на который собрались несколько сот руководителей диппредставительств, творческая интеллигенция и просто поклонники, среди которых было немало детей, уже никто не смотрел ни на истэблишмент, ни на укоренившиеся традиции. И успех "Маленьких певцов Армении" поднялся по-над пирамидой Хеопса.

В прошлом году хор - покоритель мира после блестяще прошедших гастролей в Швеции добрался до Японии. Организацией турне по Стране восходящего солнца занималась компания, привозившая туда "Ла Скала" и Венский симфонический оркестр, Ростроповича и Перельмана. Переговоры велись три года - на то, чтобы в течение 40 дней "Маленькие певцы Армении" пели в крупных городах, в лучших залах. Японцы потратили почти миллион долларов. И произошло невероятное, но очевидное: люди, у которых установка ни при каких обстоятельствах не демонстрировать свои чувства формировалась тысячелетиями, плакали, кричали, скандировали, не отпускали...

В ближайших планах маэстро - провести очередной международный конкурс на лучшие произведения для хора. Заявки, партитуры идут со всего мира. Ведь произведение-победителя ждет роскошная награда. Его будет исполнять в своих концертах по всему миру - в Европе, Азии, Америке, Африке и Австралии - хор "Маленькие певцы Армении". Большое чудо маэстро Экекяна.

Основная тема:
Теги:
  • Василий 15-Дек-2013
    Спасибо за статью! Спасибо МАЭСТРО!!!
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ИСКУССТВО? ХАЛЯВА, СЭР!
    2018-09-05 16:00
    2440

    С 1 октября вступит в силу одна из программ, разработанных совместными усилиями министерств культуры и образования: система школьного абонемента. Среди всех "арт-революционных" программ в культурном ведомстве эта считается едва ли не самой революционной. По крайней мере о ней говорится исключительно с упоением, переходящим в восторг. Только если в Минкульте по этому поводу полные штаны радости, то у руководителей культурных учреждений по тому же поводу полные глаза слез.

  • НЕ ЗВОНИ МНЕ, НЕ ЗВОНИ!
    2018-09-05 15:38
    1900

    "Черный ящик". Что в нем? Скелеты в шкафу? Круто завинченный сюжет? Реплики под острым соусом? Блистательный актерский ансамбль? Минута на размышление. И то, и другое, и третье? Угадали! Приз в студию!

  • НУЖЕН ЛИ СОВЕТ, ЕСЛИ ОН "БЕСПЛАТНЫЙ"?
    2018-08-29 15:58
    942

    То, что при словосочетании "культурная реформа" или "культурная революция" рука у артиста тянется не к перу и кисти, а к автомату, естественно - нахлебались. Впрочем, следует признать, что при всех духоподъемных разговорах об арт-революции нынешнее культурное руководство ведет себя крайне консервативно, без резких движений, с сознанием "я знаю, что ничего не знаю", и это пока лучшее из его проявлений. Тем не менее вокруг дальнейших векторов развития культурной политики звучат разговоры - официальные и кулуарные, а главное, часто взаимоисключающие. И здесь есть над чем подумать.

  • 100 ДНЕЙ ПОСЛЕ ДЕТСТВА
    2018-08-27 17:19
    1329

    Выросло ли руководство Минкульта из коротких штанишек? Министру культуры Лилит МАКУНЦ много пеняли за заявление "Культура – это я!", сделанное ею в первый день назначения. Прошло 100 дней, и министр сотоварищи - с заместителями бросили в народ новый хит грядущего осеннего сезона: "Культурная революция – это мы!" По крайней мере едва ли не каждый, сделанный за отчетный период шаг, был классифицирован "шагающими" как революционный. "Одно то, что Ширакскому краеведческому музею предоставлено здание, – уже революция!" - воскликнул один из заместителей министра, полный энтузиазма. Как хорошо быть неофитом!






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • Армянская народная песня зажгла участников "Burning Man"
    2018-09-13 21:05
    210

    Один из самых популярных фестивалей в мире — американский "Burning Man" в пустыне Блэк-Рок проходит каждый год. В штате Невада, где расположен и Лас-Вегас — город казино и других всевозможных грехов, вполне органично проходит необычный восьмидневный марафон безумия и радости.

  • МОДНОЕ ШОУ НА ТЕАТРАЛЬНОЙ
    2018-09-10 17:27
    1114

    Несколько дней назад на Театральной площади Еревана состоялось модное дефиле с участием армянских и грузинских дизайнеров и выступлением певцов двух стран под лозунгом "Побеждает дружба". Армянскую сторону представляли бренды URBANISTA, JUST BLACK, NARRE, а грузинскую - AVTANDIL ARMENIA, MATTERIEL ARMENIA, MEGI GABUNIA и LASHA JOKHADZE.

  • ИСПОВЕДЬ АСМИК ПАПЯН
    2018-09-03 17:38
    3385

    Выдающаяся певица дала сольный концерт в родном Ереване Дом камерной музыки давно не видел такого наплыва публики. Предстоял сольный концерт любимой певицы - Асмик Папян, встреча с которой всегда выливается в праздник искусства. В афишах давно не пишут "народная артистка"... и прочее - слушателей привлекают не звания и награды, а подлинный талант этой исключительной во всем певицы. Во временном свитке истории армянского вокального искусства, на фоне светящегося ряда фамилий - лишь несколько имен сияют в своей исключительной отдельности. И Асмик Папян - среди них. Она сделала большую карьеру благодаря своему таланту и преданности высокому искусству. Пела почти во всех крупных театрах мира, на оперных сценах всех континентов, где ее встречал восторженный прием.

  • ГАРИ ТАТИНЦЯН ПРОСТО ДЕЛАЕТ СВОЕ ДЕЛО
    2018-08-31 17:05
    2463

    Недавно наткнулся на информацию о прошедшей в нью-йоркской художественной галерее Gary Tatintsian Gallery выставке, представлявшей работы современных американских художников, устроенной известным на Западе и в Москве галеристом Гари Татинцяном.