Последние новости

КЛЮЧ СОЛЖЕНИЦЫНА

11 декабря исполнилось 95 лет со дня рождения выдающегося русского писателя Александра Солженицына. Российские (и не только) информационные средства уделили этой дате достойное внимание: в тот день он стал самым цитируемым человеком в России. Многие известные деятели и общественные организации отмечали в своих выступлениях, что наследие Солженицына – ключ к пониманию завтрашнего дня истории. В многочисленных телевизионных (в частности) передачах писатель представлялся также историком, и не только летописцем эпохи, но и аналитиком.

Мы не можем не обратить внимания на один крайне ценный фрагмент из литературного (как раз) наследия Александра Исаевича, в котором он как писатель, как летописец эпохи и как историк-аналитик упоминает о положении дел вокруг острейшего в 40-е годы вопроса о возможном присоединении исторического Иранского Азербайджана к СССР (Азербайджанской ССР). Это любопытнейшее указание он оставил в романе "В круге первом". Произведение, написанное на автобиографическом материале, задумывалось им еще в Марфинской тюрьме в 1948-1949 гг. и посвящалось друзьям по шарашке.

Впрочем, прежде чем непосредственно процитировать абзац, мы должны "окунуться" в исторический период, о котором пишет автор.

С КОНЦА 30-Х ГОДОВ, С ФОРМИРОВАНИЕМ НА СОВЕТСКОЙ административной и этнографической карте принципиально нового понятия "азербайджанец" традиционное стремление советских властей присоединить тюрконаселенные персидские земли к СССР вписалось в контекст необходимости воссоединения расколотой нации в рамках единого государства. Подобная аргументация представлялась (в конце 30-х) в качестве универсального способа решения территориальных вопросов.

Так, при принятии в 1939 г. специальных законов о присоединении Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР особое место уделялось именно желанию расколотых народов к объединению. Внеочередная сессия Верховного Совета БССР постановила: "Принять Западную Белоруссию в состав Белорусской Советской Социалистической Республики и воссоединить тем самым белорусский народ в едином Белорусском государстве". Такое же постановление приняла третья внеочередная сессия Верховного Совета УССР: "Принять Западную Украину в состав Украинской Советской Социалистической Республики и воссоединить тем самым великий украинский народ в едином Украинском государстве".

Примерно такой же сценарий был прописан для северных иранских останов: тюркское и тюркоязычное население провинции Азербайджан стало называться "азербайджанским", чем должно было предоставить советскому руководству "нравственные основания" для присоединения земель. Точнее, в советском понимании речь шла уже не о присоединении, а именно о воссоединении.

Иными словами, лозунг 20-х – раздувание костра пролетарской революции – адаптировался к идее воссоединения "расколотого народа" и вписался в контекст "восстановления исторической справедливости". Впервые "историческими азербайджанскими землями" (именно в советском понимании термина "азербайджанец") провозглашались Казвин, Урмия, Марага, Тебриз, Ардебиль, Хой, Энзели… Историческим азербайджанским городом был провозглашен Тегеран.

Едва ли в отдельном азербайджанском случае уместно проводить прямые аналогии со сценарием присоединения Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР, однако определенные механизмы работы обнаруживали несомненное сходство. С позиций советского руководства автоматическое переложение названия новой социалистической нации на все тюркское население исторического (персидского) Азербайджана создавало иллюзию расчлененности единой нации (собственно, эта версия и тиражируется нынешними властями этой республики).

В НОЯБРЕ 1945 г. ПОД КОНТРОЛЕМ КРАСНОЙ АРМИИ СОСТОЯЛИСЬ ВЫБОРЫ в южноазербайджанский парламент, на которых победу - сколь прогнозируемую, столь и убедительную - одержала курируемая Мирджафаром Багировым Демократическая партия Азербайджана. Принципы становления азербайджанского государства на территории Ирана вторили логике провозглашения в 1918 г. одноименной республики на политически бесхозных землях развалившейся Российской империи: в обоих случаях процесс провозглашения замыкал мировую войну и базировался не на идейно-политической или социально-культурной консолидации разрозненных тюркских племен, а на политических разработках извне; в обоих случаях Азербайджанская республика называлась демократической и провозглашалась в процессе становления нового мирового порядка.

Так или иначе, на иранском северо-западе была учреждена Демократическая Республика Южного Азербайджана, правительство которой выпускало "свои" деньги, контролировало банки и внешнюю торговлю; республика обладала и "своей" почти восьмидесятитысячной армией. Но суверенитет этого государства декларировался весьма сдержанно, что обусловливалось осознанием временного характера независимого статуса именно как первого шага на пути к "воссоединению" с СССР (Азербайджанской ССР).

Процесс построения новой нации охватывал разные сферы. Например, устраивались "спартакиады азербайджанцев", причем под последними уже однозначно подразумевалось тюркоговорящее население иранского севера. Иногда к состязаниям допускались и местные армяне, хотя сам процесс допуска принимал болезненные формы (против армянского участия выступали азербайджанские агитаторы, и только под давлением союзного руководства вопрос разрешался положительно).

Важным механизмом в деле воспитания новой "нации южных соотечественников" был кинематограф. О роли важнейшего из искусств десятилетиями позже – будучи уже высокопоставленным чиновником в корпорации Карнеги и членом комиссии по стипендиям Белого дома - вспоминал уроженец Тебриза Вартан Григорян: "Советские фильмы… Главной темой тех фильмов было проявление необыкновенной смелости и самопожертвования ради любимой Родины. "Она защищает Родину", "Зоя Космодемьянская" Льва Арнштама, фильм об аресте и казни юной героини-партизанки, и "Радуга" были лишь некоторыми из советских фильмов, шедших тогда в кинопрокате Тебриза. Во время войны советские власти обратились к теме русского национализма, отраженной в кинофильме Эйзенштейна "Иван Грозный".

Было очень интересно посмотреть фильмы "Петр Первый" и "Александр Невский", в которых прославлялось величие русского народа, а в последнем – его "героическая борьба" против "тевтонских полчищ". Я очень отчетливо помню крупную и властную фигуру Петра Первого, преобразовавшего Россию. В летних кинотеатрах под открытым небом мы посмотрели много фильмов о большевистской революции и Гражданской войне. Фильм "Чапаев", в котором рассказывалось о Гражданской войне в России и триумфе Красной Армии, произвел огромное впечатление на меня".

ПРОГРАММА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ТАКЖЕ РАЗРАБАТЫВАЛАСЬ в соответствии с советской образовательной схемой. Средние учебные заведения "южных земель" весьма походили на советскую школу (форма, интерьер классных комнат, методика преподавания, программа обучения и т.д.). Впрочем, в учебной программе было одно различие: предмет под названием "азербайджанский язык" стал обязательным для всех, в том числе и для армянских школ. Вартан Григорян вспоминал: "Впервые в школах стали преподавать русский как второй язык. Обучение персидскому языку отошло на второй план. К нашей учебной программе добавили азербайджанский вариант турецкого языка".

Важнейшим механизмом взращивания "единой азербайджанской нации" служила историческая наука, призванная доказать этнокультурную общность всех тюрков-шиитов региона. Процесс построения новой нации стартовал еще в тридцатые годы, но тогда он ограничивался преимущественно границами закавказских союзных республик и Дагестана. В середине сороковых процесс пересек иранскую границу, чем заметно расширил свою географию, переместившись из локальной плоскости "моделирования социалистических наций" в региональный формат "оказания помощи южным братьям, соотечественникам".

В СТРОГОМ ПОДЧИНЕНИИ ЭТОЙ ЦЕЛИ РАЗВИВАЛАСЬ СОВЕТСКАЯ ИРАНИСТИКА. Многие научные монографии приходилось попросту переписывать, новые диссертации не принимались, если в них не вскрывалось главное – единство азербайджанского народа, стремление его расколотых частей к воссоединению. Именно на этот нюанс и обратил внимание Александр Солженицын в знаменитом романе "В круге первом".

"– Ах, иностранцев повыбрасывать? Так это же не тебе одной, что ты расстраиваешься?

Повыбрасывать иностранцев значило заменить всюду в тексте "Лауэ доказал" на "ученым удалось доказать" или "как убедительно показал Лангмюр" на "как было показано". Если же какой-нибудь не только русский, но немец или датчанин на русской службе отличился хоть малым – нужно было непременно указать полностью его имя-отчество, оттенить его непримиримый патриотизм и бессмертные заслуги перед наукой.

– Не иностранцев, я их давно выбросила. Теперь надо исключить академика Баландина...

– Нашего советского?

– И всю его теорию. А я на ней все строила. А оказалось, что он... что его...

В ту же пропасть, в тот же подземный мир, где томился в цепях Надин муж, ушел внезапно и академик Баландин.

– Ну нельзя же так близко к сердцу! – настаивала Оленька.

Было и тут у нее что возразить: – А у меня – с Азербайджаном?

Ничто никогда не располагало эту среднерусскую девушку стать ирановедом. Поступая на исторический, она и мысли такой не держала. Но ее молодой (и женатый) руководитель, у которого она писала курсовую по Киевской Руси, стал за ней пристально ухаживать и очень настаивал, чтобы в аспирантуре она тоже специализировалась по Киевской Руси. Оленька в тревоге перекинулась на итальянский ренессанс, но и итальянский ренессанс был не стар и, оставаясь с нею наедине, тоже вел себя в духе возрождения.

Тогда-то в отчаянии Оленька перепросилась к дряхлому профессору-ирановеду, у него писала и диссертацию, и теперь благополучно кончила бы, если б в газетах не всплыл вопрос об Иранском Азербайджане. Так как Оленька не проследила красной нитью извечное тяготение этой провинции к Азербайджану и чуждость ее Ирану, – то диссертацию вернули на переделку".

ЕДВА ЛИ СТОИТ КОММЕНТИРОВАТЬ ЭТО ЦЕННЕЙШЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО выдающегося писателя. Разве лишь процитировать главнокомандующего Добровольческой армией генерала Антона Деникина: "Все в Азербайджанской республике было искусственным, "не настоящим". Начиная с названия, взятого заимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная государственность, т.к. на этих землях жили разрозненные племена, враждовавшие друг с другом и доныне еще сохранившие черты кочевого быта. Искусственно держалось и азербайджанское правительство – первоначально волею Нури-паши, потом – генерала Томсона и в дальнейшем – просто по инерции. И политические партии в Азербайджане были какими-то не настоящими, партии разделяли со всем тюркским населением ненависть к армянам, проявляя ее широко и в административном порядке. И армия азербайджанцев была не настоящей".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "КЛОУН - ЭТО МОЕ ХОББИ"
      2016-03-17 14:27
      2727

      15 марта Леониду Енгибарову исполнился бы 81 год За пять минут до смерти он еще добивался свидания. Молоденькая медсестра, которая собиралась делать ему укол в сердце, не знала даже, как себя вести в столь неординарной ситуации: в училище этого не преподавали. Она, как, впрочем, и сам врач, вообще мало что соображала в этот вечерний час: 25 июля 1972 года в Москве было действительно жарко.

    • "ЕРЕВАН: С КРЕСТОМ ИЛИ НА КРЕСТЕ"
      2016-02-17 16:32
      2807

      Арис КАЗИНЯН: "Прошлое и будущее в Азербайджане моделируется на основе указов и программных выступлений президента" Столица Республики Армения, Ереван, превратилась в особую мишень азербайджанской информационной войны: с начала 1990-х официальный Баку тиражирует тезис об "исконно азербайджанской принадлежности" как армянской столицы, так и земель, на которых она располагается. Об этом пишет армянский журналист и исследователь Арис Казинян в предисловии к книге "Ереван: с крестом или на кресте", являющейся попыткой фиксации и осмысления чрезвычайно пестрого спектра процессов, прямо или опосредованно слагавших характер развития данной территории, предопределив неизбежность превращения именно Еревана в главный центр Восточной Армении, а позже – в столицу восстановленного армянского государства.

    • "СВЯЩЕННЫЙ ДЖИХАД" ПРОТИВ АРМЯН ОБЛОМИЛСЯ В КАРАБАХЕ
      2015-11-30 13:34
      3245

      Именно в Карабахе, в ходе "священной войны" против армян, прошли первичную апробацию некоторые формы террористических действий, равно как и формы координации этих действий, которые ввиду преступного безразличия международного сообщества, приобрели позднее глобальный охват

    • ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ СПОСОБНА СТАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ
      2015-06-29 12:48
      2023

      Продолжение интервью с известным журналистом и исследователем Арисом КАЗИНЯНОМ - В отношении армянского протестного движения есть десятки разных ракурсов восприятия и толкования – внутриполитический, внешнеполитический, экономический, социальный, административно-бюрократический, нравственный, интеллектуальный, художественный… Кто-то видит в них в большей степени одно, другой выделяет в большей степени другое. В чем, по вашему мнению, главная особенность этого движения?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ПОКЛОНИТЕСЬ ОТ МЕНЯ СПАССКОМУ..."
      2018-11-16 15:27
      1095

      К 200-летию И.С.Тургенева Спасское-Лутовиново. Дуб. Пруд. Луг за усадьбой. Голубые огоньки колокольчиков в скошенной траве. Липы старого парка. Сидели на старом спиленном стволе, который при жизни Ивана Сергеевича, возможно, был живым могучим деревом.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      809

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • "РАЗВАЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НАЧАЛСЯ НЕ ИЗ-ЗА КАРАБАХА"
      2018-11-14 09:50
      1067

      Президент Армении Роберт Кочарян в интервью журналисту "Россия 24" Николаю Сванидзе рассказал, что выпустил автобиографическую книгу, где говорится о событиях времен развала Советского Союза. По его мнению, у советской власти в тот период не было ничего нового и креативного, что можно было бы предложить обществу, передает NEWS.am.

    • I МИРОВАЯ ВОЙНА: ИТОГИ ПЕРЕДЕЛА
      2018-11-12 15:28
      1360

      История – это, безусловно, искусство помнить. Чтобы дать объяснения многим событиям, происходящим сегодня, следует осмыслить уроки военных столкновений прошлого. Последствия любого крупномасштабного мирового конфликта, даже если он произошел сто лет назад, влияют на современные события. Яркий пример тому итоги I мировой войны.