Последние новости

ГРИГОР ГАПАСАКАЛЯН, ОСНОВОПОЛОЖНИК АРМЯНСКОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ

История армянской музыкальной культуры и, в частности, музыкально-теоретической мысли имеет еще немало страниц, изученных в недостаточной степени.

К ИХ ЧИСЛУ ОТНОСИТСЯ МУЗЫКОВЕДЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ГРИГОРА ГАПАСАКАЛЯНА (1740-1808) - видного константинопольского музыканта, являющегося автором трудов "Книжка, которая именуется Песенником" (1794), "Книжка, именуемая Песенник", "Трактат о музыке, в котором содержатся краткие вопросы и ответы на армянском, греческом и персидском языках" (1803), а также неизданные при жизни автора "Краткий катехизис музыкальной науки" (1799-1800) и "Книга Восьмигласия" (1805), которые представляют большой интерес не только для истории музыкальной эстетико-теоретической мысли Армении, но и в плане сравнительного музыкознания. Эти труды свидетельствуют о широком диапазоне научных интересов, глубоких познаниях автора как в области научной и практической армянской традиционной музыкальной теории, так и теории поствизантийской церковной и ближневосточной традиционной профессиональной музыки. Будучи беспрецедентным феноменом своего времени, сочинения Г. Гапасакаляна являются, по существу, энциклопедическим обзором средневековой музыкальной теории всего Ближнего Востока.

Оценка музыковедческого наследия Гапасакаляна не всегда была однозначной и адекватной. Его расценивали как схоласта, застрявшего в средневековье, пишущего витиеватым и малопонятным языком, совершенно игнорируя роль исторического контекста и той среды, которые формировали его как мыслителя и музыканта. Хотя армянские музыковеды (А. Исарлян, С. Меликян, Комитас, Р. Атаян, Н. Тагмизян) и обращались к его отдельным трудам (в основном в плане невмологии и проблемы дешифровки армянской средневековой нотописи), до сих пор не было создано отдельного исследования о музыковедческом наследии Гапасакаляна, что позволило бы дать целостную и объективную оценку его творчеству и личности. Восполнить этот пробел в истории армянского музыкознания и являлось целью нашего исследования "Музыковедческое наследие Григора Гапасакаляна" (Ереван, изд-во "Гитутюн", 2013).

Гапасакалян применял два вида нотации: параллельную (греческую и армянскую) и совмещенную.Обширное и разнообразное содержание музыковедческох трудов Г. Гапасакаляна охватывает все сферы традиционной средневековой музыкальной теории и эстетики, включая вопросы происхождения, познавательного, воспитательного значения и эмоционального воздействия музыки, теорию восьмигласия, невмологию, причем не только армянскую, но и поствизантийскую и ближневосточную. Анализ этих трудов показывает, что у них, с одной стороны, много общего с аналогичными по форме и содержанию византийскими пособиями, а с другой - налицо параллели со средневековыми арабоязычными музыкальными трактатами. Однако в первую очередь они продолжают армянскую средневековую традицию, основываясь на таких трудах, как Вопросоответник Ованеса Ванакана, "Беседы" Вардана Аревелци (XIII в.), Книга вопрошений и Златочрев Григора Татеваци (XIV-XV вв.) и др.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАЛО, ЧТО ГАПАСАКАЛЯН ИМЕЛ В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ РЯД известных и не известных науке средневековых рукописных источников по музыкальной теории, которые в компилятивной форме были изложены им и снабжены собственными комментариями. Фактически Гапасакалян предстает перед нами носителем идущей на спад средневековой традиции, который, являясь одним из последних музыкантов, умеющим петь по хазам, пытался реформировать пришедшую в упадок средневековую невменную систему, создав новую нотопись на основе армянских, византийских и общевосточных невменных обозначений.

Как показало наше исследование, Гапасакалян применял два вида нотации: параллельную (греческую и армянскую) и совмещенную. И, хотя эта система не укоренилась в обиходе, она явилась связующим звеном между исчезающей средневековой нотацией и созданной Амбарцумом Лимонджяном в 1813-1815 гг. так называемой новоармянской безлинейной нотацией, сыгравшей огромную роль в деле сохранения средневекового музыкального наследия. Именно этой нотописью, получившей большое распространение в кругах армянских музыкантов, включая Комитаса, в 1860-1870 гг. в Вагаршапате по распоряжению Католикоса Геворка IV и при его непосредственном участии были записаны и изданы основные церковно-музыкальные книги, такие как Патараг (Литургиарий), Шаракноц (Гимнарий), Жамагирк (Часослов) и другие. Таким образом, Гапасакалян стал предтечей современной армянской невмологии.

Труды Григора Гапасакаляна являются итогом, обобщением исторической эволюции музыкальной эстетико-теоретической мысли средневековой Армении, а сам он предстает перед нами видным музыковедом эпохи обновления (XVII–XVIII вв.), человеком, который впервые в армянской действительности полностью посвятил себя изучению музыкального искусства, тем самым став основоположником армянского музыкознания.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
      2016-05-03 14:23
      3072

      В зале особых мероприятий Центра искусств "Гафесчян" состоялся ереванский дебют замечательной молодой певицы из Франции Мариам САРКИСЯН. Обладающая на редкость красивым по тембру голосом - россиниевским меццо-сопрано, великолепной дикцией и тонким чувством стиля, певица в течение двух вечеров представила разнохарактерные концертные программы: одну из сочинений западноевропейских, а другую - армянских композиторов. Ученица Зары Долухановой, а затем Анны Марии Бонди в парижской Schola Cantorum и Даниэля Оттевара в Ecole Normale de Musique, она ведет активную концертную деятельность как во Франции, так и за рубежом, выступая во многих престижных концертных залах и на международных фестивалях. Целеустремленность и трудолюбие, успешные выступления и в оперном, и в кантатно-ораториальном жанрах способствовали обретению необходимого опыта и выработке собственных принципов в искусстве. 

    • ФЕНОМЕН АРНО
      2015-07-13 09:52
      2128

      Арно Бабаджанян - яркий представитель послевоенного поколения армянских советских композиторов, причисленный в дальнейшем к так называемой армянской могучей пятерке: Эдвард Мирзоян, Александр Арутюнян, Лазарь Сарьян, Адам Худоян, которые внесли весомый вклад в развитие армянской профессиональной музыки, оставив ряд значительных произведений в самых разных жанрах, начиная с массовой и эстрадной песни до сонаты, квартета, концерта, увертюры, симфонии, кантаты, киномузыки и т. д.

    • КОЧАРИ НА НАБЕРЕЖНОЙ КРУАЗЕТТ
      2015-06-10 12:28
      2251

      ...27 мая завершился очередной международный Канский кинофестиваль, и вот на фасаде того же прославленного Дворца фестивалей появился гигантский красочный постер, который оповещал о проведении 5-8 июня ежегодного крупнейшего международного музыкального форума МIDEM, аббревиатуры, означающей Marche Internatinal de Disques et Misique, то есть Международной ярмарки дисков и музыки. Организаторы этой существующей с 1964 года ярмарки сочли уместным сделать страной почета, иначе говоря, почетным гостем фестиваля, Армению, имея в виду, разумеется, отмечаемое в этом году 100-летие Геноцида армян в Османской империи. Высокий статус, которым наделили Армению в этом году организаторы фестиваля, еще раз свидетельствует о том, что Франция верна своим гуманистическим принципам в деле признания Геноцида.

    • НА ПИКЕ ЗРЕЛОСТИ
      2014-01-27 08:00
      1862

      Тиграну Мансуряну - 75 летЕго приход в искусство был ярким, стремительным и совпал с серединой 60-х годов, когда армянское искусство в целом переживало время перемен, поисков и переосмысления национальных традиций. Еще будучи студентом консерватории, обучаясь в классе композиции замечательного композитора и педагога, народного артиста СССР, профессора Л.М. Сарьяна, он обратил на себя внимание своей одаренностью, целенаправленностью и удивительным трудолюбием.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НАПЕРЕКОР ВРЕМЕНИ
      2018-12-24 17:58
      13722

      Художественные вершины уходящего года Никаких сожалений по поводу исчерпавшего себя года не испытываешь. Бурные политические события в республике вытеснили на обочину художественную жизнь, которая и без того никогда особенно не была в центре внимания властей. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что никакие времена не были расположены к художникам. Еще классик в XIX веке горевал по поводу того, что печальна участь поэтов всех времен. И особенно к ним неласкова власть нынешняя, добавим мы. Серенький, ничем не примечательный в художественно-музыкальном плане год с бедной фантазией и, видимо, такими же возможностями менеджеров и, как водится, с одними и теми же программами.

    • 40 ЛЕТ В СОЮЗЕ С МУЗОЙ
      2018-12-21 16:25
      5034

      Творчески активная осень композитора Нарине Зарифян, связанная с 40-летием ее деятельности, увенчалась авторским концертом, прошедшим на днях в Большом концертном зале им. "Арама Хачатуряна".

    • ДЕТСКИЙ ДЖАЗ-ОРКЕСТР В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
      2018-12-17 15:54
      1690

      Весьма показательными в последнее время стали выступления настоящего джазового оркестра Специальной музыкальной школы им. А.Спендиарова. Дети разных лет, учащиеся школы, в последние годы открывают все крупные джазовые мероприятия города. Как, кто, когда и зачем создал этот прекрасный коллектив - за ответами на эти вопросы отправился к директору школы Марине Викторовне Варданян.

    • "ЖИЗНЬ И СВОБОДА"
      2018-12-14 16:05
      1911

      Исповедь человека без паспорта Окончание. Начало http://golosarmenii.am/article/74318/zhizn-i-svoboda Столкновение Операцию по досмотру палаток полиция решила провести ранним утром 1 марта. Накануне вечером ко мне на прием попросился начальник службы госохраны Гриша Саркисян. Гриша работал со мной с первого дня моего назначения председателем ГКО в Карабахе. Хороший сотрудник и преданный мне человек, в тот день он оказался в явном замешательстве.