Последние новости

ЗАКАТ ГЛАМУРА

(Предновогодние размышления)

Эпоха гламура наступила неожиданно и стремительно. Внезапно все усилия общества, проповедующего красоту скромных притязаний трудящегося человека, были направлены на развенчание этой скромности в предчувствии гимнического торжества роскоши. Звучали медные фанфары, оповестившие о первых гламурных красавицах и об их спонсорах, потому что в гламуре было отторгнуто также представление о щедром женихе или муже, поскольку это было нереально, а если реально, то расточительно для семьи.

ПОЯВИЛИСЬ КРАСНЫЕ ПИДЖАКИ - КАК УНИФОРМА НОВЫХ ЛЮДЕЙ НОВОЙ ЭПОХИ. Смехотворность этого зрелища - я ее наблюдала в массовом масштабе в 1995 году в зале Московской консерватории - совершенно не ощущали носители этой формы, потому что они уже априори плевали на общественное мнение. Они осознавали себя не просто поклонниками красно-бордового цвета, а открыто оповещали все население о некой красно-бордовой армии, в силе которой просили не сомневаться. Они, как водные особи, перекрасили свой цвет, чтобы их узнавали, приветствовали или остерегались и не смели к ним подходить. Это было первое открытое оповещение новых экономических законов. А цвет они выбрали тот, который скорее бросался в глаза и был рассчитан на вызов - а ну поборемся... Все сдались.

Психологически эта униформа, скрывающая захватнические замыслы, оказала на неподготовленное к такому ходу событий население сильное впечатление. Миллионы молодых сердец большой державы забились в надежде иметь то же, что подразумевалось под красным пиджаком. Это в первую очередь деньги и во вторую - власть. О том, что они учили в школе, а потом и в университетах, - что капитал - это постепенное накопление материальных ценностей и цель его - создание новых рабочих мест, что богатство часто становится источником несчастий и не обещает спокойной жизни, - они постарались забыть. Это не вписывалось в программу новой жизни, развернувшейся во всем беспределе на территории бывшего СССР.

Идеи гламура, любовь к нему застлали глаза людям, заложили уши - никто не видел и не слышал ни проклятий по адресу гламурщиков, ни криков о помощи выброшенных за борт жизни жертв этого гламура, ни тем более стенаний слабой и забытой в пылу соревнования по накоплению богатств части населения - пожилых людей, детей, больных, отчаявшихся многодетных женщин. Все это, как в кругах ада, закрутилось в смерче новоявленной жизни, на верхушке которой вилась в конвульсиях полунагая фаворитка нынешней эстетики - поп-девица, вызывающая к творению радости и счастья поп-молодца, тоже полуголого, татуированного, бесполого, насквозь фальшивого, как и задумано.

Этот смерч, транслируемый по эфиру, стал каждодневным зрелищем для сотен миллионов людей, он заменил им духовную пищу. Отравление от него и аллергия сейчас дают о себе знать, но на тот момент гламур как мода, как социальная идея стал единственным весомым фактором развития нового общества.

ВЫСОКОЛОБЫЕ НЕ ЗАМЕЧАЛИ ОПАСНОСТИ ЭТОЙ МОДЫ, ЭТОЙ ИДЕИ - назовите как хотите. Они рассуждали на специальные, профессиональные темы. Они были наследниками высоких учений о формах социальных устройств, о земле и ее возделывании, о технологиях на земле и в космосе. Эти рассуждения звучали как глас вопиющего в пустыне, они просто не транслировались в уши новоявленных чиновников, советников, помощников, президентов, тайных поклонников гламура... Так постепенно когда-то большая страна, гордящаяся своими технологиями, своей культурой и многообразной самобытностью, оказалась в хвосте цивилизации. А гламур праздновал свою победу.

Самое жалкое и убогое зрелище разворачивания идей гламура наблюдалось в исторически многострадальных странах, таких как Армения. Есть страны, где богатство - почти что предательство по отношению к собственному народу. Но гламур сделал свое дело. Бассейны, джакузи, дворцы, драгоценности широко рекламировались, но вскоре достигшие всего этого просто упрятали свои "достижения" за высокие заборы, а сами богатые владельцы оказались в местах, отдаленных от собственной страны, где показное богатство пришлых расценивается как стирка, а сами владельцы - как работники прачечных.

Интересно, что законотворчество едва ли всех бывших республик СССР в начале 90-х оказалось в руках главных гламурщиков и их родственников и быстро приспособило законы к защите награбленного (иначе стремительное обогащение не назовешь), а также к реабилитации казнокрадов. Так мы все вместе оказались на том участке общественного и социального падения, которое сегодня фиксирует статистика. Полета фантазии уже не нужно, излишен и справедливый пыл, нет нужды в оглушительных тирадах, в анафемах на голову осквернителей великих идей равенства, братства и свободы, можно от души посмеяться над судьбой Берлускони, ставшего героем всех телевизионных программ последнего десятилетия, можно плюнуть на памятник Ельцину в Екатеринбурге, можно проклясть двуличного Горбачева, можно клясть наивность своего народа, все время попадающегося на удочку авантюристов из-за доверчивости и, как ни странно, самоуверенности... Согласитесь, пострадавших от новой экономической политики можно понять... Но понять интернациональную команду новых законников, пролагающих дорогу спонсору гламура - коррупции, понять невозможно. Здесь нужен серьезный, методичный и в высшей степени профессиональный анализ известных и признанных историков, философов, экономистов, психологов, по окончании опубликованный, чтобы хотя бы чувствовать, что пострадавших в эпоху гламура кто-то защищает.

ВПРОЧЕМ, ГЛАМУРНЫЙ СТИЛЬ ИМЕЕТ СВОИ ПРОБЛЕМЫ И НЕДОЧЕТЫ. Он нераспространяем, поскольку корпоративен. Он - достижение той части общества, которое не пользуется особым уважением. Соответственно к нему не спешат достойные. Он поневоле остается корпоративной вечеринкой, которую может легко разогнать сообщество молодых специалистов. Причем не специалистов по разгону вечеринок, а специалистов в разных отраслях и сферах жизнедеятельности человека. Стоит новому поколению обрести хорошие знания, завершить учебу и предъявить дипломы куда нужно, как номенклатурный гламур исчезнет как понятие. На его месте установятся такие критерии, как честь и достоинство, профессионализм, культура, разовьются такие направления, как свободное предпринимательство, благотворительность, меценатство. А непонятное слово, которое разворошило сознание миллионов мечтой о красивой жизни, на пустом месте забудется - как слово перестройка, в свое время обладавшее магической силой. И тогда, может быть, мы увидим новых деятелей, новых людей, которые станут заботливыми хозяевами своей страны.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПИАНИСТ И ТВОРЕЦ АЙК МЕЛИКЯН
      2018-10-31 15:26
      2207

      Он прежде всего прекрасный пианист. Айку Меликяну интересно все - и классика, и современная музыка. Он во всем мастер - и в интерпретации произведений европейских классиков и романтиков, и в исполнении произведений современных композиторов. И здесь, в этой первостепенной миссии каждого исполнителя - держать руку на пульсе своего времени - он совершенный чемпион.

    • ИДЕИ ВОПЛОЩАЮТСЯ В ЖИЗНЬ
      2018-10-05 15:34
      4079

      Фонд содействия художественному образованию при Министерстве культуры Армении работает уже 10 лет. Перечислить все, что сделали его сотрудники во главе с руководителем фонда Нелли Саркисян, в одной статье трудно. Но есть документы, изданные сборники нот, методические бюллетени, целая сеть музыкальных школ, работающих под опекой фонда, в его методическом режиме.

    • ГОЛОС В ЗАЩИТУ АМУЛСАРА
      2018-07-06 15:30
      2748

      Я присоединяю свой голос в защиту армянской природы. В защиту чистой армянской воды и чистого воздуха, в защиту здоровья людей Армении. В защиту комфортного пребывания в Армении ее гостей - ведь известно, что одним из первых условий для путешественников и туристов является чистая, не вредная природная среда страны, куда они обратили свои взоры.

    • ДИРИЖЕРСКАЯ ЭПОПЕЯ ХХ ВЕКА
      2018-06-22 15:47
      1801

      Не стало Геннадия РОЖДЕСТВЕНСКОГО Он задавал тон российской и вообще всей советской музыкальной культуре. Тон высочайшего профессионализма, укорененного воспитанием, образованием и широкой образованностью. При его имени музыканты подтягивались и напрягались, сосредотачивались и артистически расслаблялись, обнаруживая в себе запас прочности и таланта. Оркестры под его дирижерской палочкой пели голосами природы, красоты, голосами протеста.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
      2018-11-14 16:43
      55

      Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      70

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      61

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • ПОБЕДИТЕЛИ 14-го "РОЛАНА"
      2018-11-14 16:34
      58

      Закрытие XIV Международного фестиваля детско-юношеских фильмов "Ролан" в Красном зале столичного кинотеатра "Москва" прошло при полном аншлаге. На сцене - организаторы "Ролана", его основатель и директор Нуне Манукян, ведущий вечера Айк Петросян, юные исполнители песенных и танцевальных жанров. Среди зрителей - гости, участники и друзья фестиваля, а также воспитанники творческих центров, школ и детдомов, студенты и военнослужащие, вошедшие в жюри разных номинаций.