Последние новости

УРОК ДУХОВНОСТИ

Сидя на презентации новой работы замечательного композитора и гитариста, я думал, какую же из известных поговорок правильнее употребить в данном случае - "хороша ложка к обеду" или "лучше поздно, чем никогда"? Дело в том, что в тот вечер в столичном кинотеатре "Москва" презентовали новый альбом композитора и гитариста Мартина Агароняна "Путь света", рассказывали историю создания этой рок-оратории и играли отрывки из этой масштабной работы.

ИсториЯ эта наЧалась 12 лет назад. Когда в 2001 году Армения готовилась отметить знаменательный юбилей - 1700-летие принятия христианства в качестве государственной религии, был объявлен конкурс на создание художественных произведений, посвященных этой дате. Будучи человеком креативным и весьма талантливым, Агаронян в очень сжатые сроки написал музыкальное произведение крупной формы, представляющее собой некий конгломерат жанров, стилей, ритмов и художественного слова. Но, к сожалению, несмотря на весьма лестные отзывы критиков и специалистов, реализовать этот проект не удалось, хотя автор и музыканты были готовы. Долгие 11-12 лет Мартин Агаронян искал человека, который поддержал бы эту идею, помог с ее реализацией, но найти не мог. Великолепная работа пролежала на полке до середины этого года и лишь совсем недавно была представлена слушателю. Произошло это при поддержке первой леди РА госпожи Риты Саргсян.

Это совсем не простое произведение. Ни по смыслу, ни по построению, ни по исполнению. В его основу положено слово Божие. Само произведение разбито на 7 частей. В основе каждой - строки из Библии, звучащие на разных языках народов мира - армянском, русском, английском, французском. Каждая из частей посвящена разным событиям жизни и деяниям Христа - рождение, крещение, испытание, проповедь, распятие, воскресение, вознесение, судный день, восхваление. И соответственно каждая часть представлена своей музыкальной картиной.

Рождение сопровождается детским хором, испытание - рок-музыкой и так далее. Несмотря на, казалось бы, разность музыкальных жанров, оформляющих разные части повествования, вся оратория слушается на одном дыхании как одно целое - рок не режет слух после пасторальной картины, создаваемой детскими голосами, а симфонический оркестр весьма гармонично соседствует с электронными инструментами. Есть и чисто эстрадные песни, как всегда у Мартина Агароняна - красивые, яркие и легко запоминающиеся. Переходы от части к части, от жанра к жанру выполнены настолько тонко, что слушатель практически не чувствует "стыков" частей, как не вызывает удивления и то, что вокальная партия, начавшись на, скажем, армянском, к середине может перейти на русский или английский. Музыка настолько впечатляет, что не сразу замечаешь этот переход с одного языка на другой. Хотя, несомненно, слово здесь играет огромную роль.

ЗАПИСЬ ВСЕЙ ОРАТОРИИ БЫЛА СДЕЛАНА В ТЕ ЖЕ ДАЛЕКИЕ ГОДЫ - и на самом высоком уровне. В записи задействованы замечательные исполнители: Филармонический оркестр Армении п/у Рубена Асатряна, камерный хор "Овер" п/у Соны Ованисян, детский хор "Татев" п/у Вачагана Навасардяна, вокалисты - Анна Маилян, Григор Амбарян, Ваган Макветцян, Мкртич Мкртчян, Радик Габриелян, Эмма Петросян, Заруи Бабаян, Артур Испирян, Лилиана Бунятян, инструменталисты - Геворг Дабагян, Норайр Карташян, Акоб Ованисян, Мартин Агаронян. Аранжировку выполнили Ара Торосян и Мартин Вартазарян. Особое место в записи занимают чтецы, что вполне естественно - ведь основная тяжесть всего замысла ложится именно на них. И поэтому на роль чтецов были приглашены лучшие исполнители - Хорен Абрамян, Саркис Наджарян, Фред Давтян, Клод Арунян. Запись этой масштабной работы была осуществлена в студиях "Аспарез", "Арго Рекордс" и "Бревис". Сводкой всех дорожек занимались Армен Тороян и Артур Седракян. Консультантами выступили представители церкви.

На презентации присутствовали и выступили как участники записи, так и представители духовенства, деятели культуры и, конечно, автор оратории Мартин Агаронян. А после официальной части состоялось исполнение двух частей оратории. Участвовали симфонический оркестр, два хора, солисты и рок-группа. Даже по этим коротким отрывкам чувствовались колоссальный объем работы, выполненный автором и исполнителями, то грандиозное воздействие, которое может оказать это произведение на слушателя в своем полном оригинальном виде. Режиссер этого действа попытался как-то разнообразить и украсить исполнение различными светоэффектами и видеопроекцией. И даже при таких стесненных обстоятельствах и явной экономии средств все слушалось и смотрелось великолепно.

А КАКОЙ РЕЗОНАНС ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ МОЖЕТ ИМЕТЬ В НАШЕМ (А МОЖЕТ, И НЕ ТОЛЬКО - ведь существуют фестивали духовной музыки) обществе при правильной подаче! Важность темы сомнений не оставляет. Качество и, главное, притягательность музыки очевидны. Причем не только для серьезного слушателя, но и для любителей легкой музыки. А если еще добавить качественное оформление, то может получиться большое, серьезное и красивое музыкальное действо.

Такие примеры в мире есть. Из последних - работа британского композитора Джеффа Уэйна "Война миров" по книге Герберта Уэллса. Там тоже практически без декораций, с помощью лишь великолепной работы светорежиссера и компьютерных эффектов создается удивительное зрелище, целый музыкальный спектакль. То же можно сделать и в данном случае. Компьютерные специалисты высочайшего уровня у нас имеются, что не раз доказано многочисленными массовыми праздниками под открытым небом, есть оркестр, есть вокалисты. Так почему бы еще немного не поднатужиться (читай: профинансировать и постановочную часть) и получить прекрасный музыкальный спектакль часа на полтора. Ведь главное уже сделано - создана прекрасная музыка, подобраны исполнители, есть одобрение церкви. Этому спектаклю уготована большая популярность. Может быть, раз в месяц давать это представление для школьников и студентов - чем не урок духовности?

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КУКЛЫ ГАЛЕРЕИ ЖДУТ ВСТРЕЧИ С ВАМИ
      2018-12-12 15:10
      310

      В чем прелесть прогулок с внуками? В том, что благодаря им взрослые обращают внимание на такие вещи, которые сами бы ни за что не заметили. Наглядным доказательством тому служит мой недавний поход в торговый центр "Ереван-Молл", который приходится посещать чуть ли не каждый день.

    • АУДИОНОВИНКИ УХОДЯЩЕГО ГОДА
      2018-12-10 16:00
      395

      Учитывая, что скоро появятся музыкальные альбомы, датированные уже 2019 годом, захотелось "закрыть" год уходящий последней группой интересных записей. Начнем с интересного, но довольно спорного альбома Микаела Абазяна Something More. Записывался он в течение года в ереванской студии "Бревис".

    • ВТОРОЙ ФЕСТИВАЛЬ КНИГИ В ЕРЕВАНЕ
      2018-12-05 12:01
      940

      То, что многочисленные слухи о скорой смерти печатной книги оказались сильно преувеличенными, уже абсолютно очевидно. Об этом говорят и регулярные книжные ярмарки по всему миру, и большие книжные магазины во всех городах цивилизованных стран, и открывающиеся и у нас новые книжные магазины, в которых, кстати, постоянно толпятся люди.

    • МУЗЫКА, НЕ ПОХОЖАЯ НИ НА ЧЬЮ ДРУГУЮ
      2018-11-30 15:27
      915

      Впервые студия эта заработала во Дворце культуры села Нор Ерзнка на рубеже 1978-79-х годов. Там гитарист, певец и композитор Егише Петросян с друзьями и единомышленниками создал почти подпольную студию звукозаписи и место для репетиций своей рок-группы. В те времена рок не приветствовали в СССР, а тем более какие-то "своевольные" шаги в области искусства. Чтобы покрыть расходы, на начальном этапе приходилось записывать все подряд – от рабиса до фольклора, от поп-музыки до рока. И лишь после перестройки в 1989 году была основана официальная полноценная звукозаписывающая студия "Ардзаганк". Потом к ней прибавились продюсерский центр и радиостанция. Студия продолжает активно функционировать.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"
      2018-12-12 15:32
      1657

      Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн" Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.

    • ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА СПЕНДИАРОВА
      2018-12-12 15:13
      333

      Основная цель сборника - обогащение фортепианного репертуара армянской музыки переложениями лучших симфонических и камерно-вокальных опусов армянского классика.

    • АУДИОНОВИНКИ УХОДЯЩЕГО ГОДА
      2018-12-10 16:00
      395

      Учитывая, что скоро появятся музыкальные альбомы, датированные уже 2019 годом, захотелось "закрыть" год уходящий последней группой интересных записей. Начнем с интересного, но довольно спорного альбома Микаела Абазяна Something More. Записывался он в течение года в ереванской студии "Бревис".

    • УЧЕБНИК ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И СЕЙСМОЛОГОВ
      2018-12-05 15:20
      882

      В связи с 30-летием Спитакского землетрясения вышел в свет иллюстрированный альбом, посвященный декабрьской трагедии 1988 г. Подборку материалов и комментарии этого научно-популярного издания осуществил доктор геологических наук Сергей НАЗАРЕТЯН. 21 ноября в зале заседаний радио "Мариам" состоялась презентация книги-альбома, а днями раньше она была представлена в Ереване.