Последние новости

ЧЕМ БУДЕТЕ УДИВЛЯТЬ?

Если применить к сфере музыки морской постулат о том, что на корабле командует только капитан, то можно считать, что главным человеком в оперном театре является дирижер. И вполне естественно, что за ответами на накопившиеся за последние годы вопросы я отправился именно к Карену ДУРГАРЯНУ, возглавляющему оркестр Национального театра оперы и балета с 2001 года.

ВЫПУСКНИК ЕРЕВАНСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ, ОН СТАЖИРОВАЛСЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ под руководством профессора Ильи Мусина. На его счету работа в качестве второго дирижера филармонического оркестра, музыкального руководителя международного фестиваля "Бриттен и Армения", художественного руководителя и дирижера Ереванского государственного камерного музыкального театра, а также сотрудничество с Михайловским театром Санкт-Петербурга, Большим театром Москвы, лондонским "Колизеуме" и театрами Италии, а с июля 2010 года и с Мариинским театром: по приглашению маэстро Гергиева он дирижировал новой постановкой балета "Спартак" и продолжает дирижировать этим спектаклем в Санкт-Петербурге и на гастролях. В 2008 году Карену Дургаряну присвоено звание заслуженного артиста РА, в 2010 году он награжден медалью Мовсеса Хоренаци.

- На самом деле главными в оперном театре являются певец, музыкант, художник по костюмам, декоратор, рабочий сцены - все те, кто непосредственно доносит до слушателя бессмертные творения великих композиторов, - говорит Карен Дургарян. - У нас есть на сегодняшний день 30 постановок, среди которых как армянская, так и зарубежная классика, которые мы регулярно представляем нашему зрителю. Что касается новых постановок, то тут надо принимать во внимание несколько самых разных аспектов: есть ли у нас такие творческие возможности, насколько конкретная опера будет востребована зрителем и т.д. Репертуар надо строить по нарастающей: существуют какие-то определенные этапы. Но официальное решение о том, что ставить, принимают члены худсовета театра. Мы предлагаем, они или утверждают - или нет.

- Что нового могут посмотреть ереванские любители оперной музыки в ближайший период?

- В настоящее время идет очень тщательная и скрупулезная подготовка к премьере оперы "Кармен". В плане - "Богема", "Тоска", "Сельская честь" и "Паяцы". Это на ближайшие 2-3 года. Правда, в творческий процесс иногда вмешиваются чисто бытовые и технические проблемы, но уж концертные варианты постановок в любом случае мы будем готовить.

- А сколько нужно денег, чтобы поставить спектакль?

- Трудно сказать. Тут многое зависит от режиссера, художника, декораторов, костюмеров. Как они видят этот спектакль, какие им нужны для этого средства. Ведь можно и малыми средствами сделать что-то интересное и достойное внимания.

- Вы хотите сказать, что отсутствие на нашей сцене той или иной постановки не связано с отсутствием финансов?

- Не совсем так. Дело в том, что мы все-таки академический театр и просто не имеем права делать что-либо на любительском уровне. Какой-то обязательный минимум должен быть во всем – от уровня певцов до качества декораций.

- Как вы относитесь к авангардным постановкам, когда, скажем, Кармен ходит в джинсах...

- Я не стал бы употреблять это слово применительно к опере. Например, в декабре мы покажем оперу Авета Тертеряна "Землетрясение". Это современная музыка, и все оформление тоже не совсем классическое. А если говорить о чисто внешних проявлениях современности, скажем, если вдруг Саро из "Ануш" въедет на сцену на мотоцикле, то тут тоже есть два варианта. Если режиссер сможет ходом всей постановки доказать, что мотоцикл - это лишь деталь, олицетворяющая какую-то черту характера героя или оправдывает его действия, то тогда могу согласиться с этим. Если же мотоцикл будет лишь антуражем, служащим для эпатажа публики, привлечения внимания, то я против. Для подобных трюков есть мюзиклы, ревю и другие жанры.

- Как вы оцениваете состояние нашего театра сегодня?

- Я очень не люблю слово "рейтинг": если судить по нему о востребованности, значимости того или иного жанра искусства, то вне всякого сомнения на первом месте окажутся сериалы и концерты поп-музыки. И я считаю, что наш академический театр находится вне рамок подобных рейтингов: его работа не должна рассматриваться в этом аспекте. Оперный театр - это лицо страны, ее имидж, показатель ее культурного уровня. У нас есть всего лишь один Национальный оперный театр, и наша задача - сохранить его, лелеять и всячески поддерживать. Другая сторона вопроса - чисто бытовая, а точнее, финансовая. И в этом плане положение, мягко выражаясь, не благополучное. У нас собрался великолепный коллектив высоких профессионалов, но их адский труд - три спектакля в неделю, репетиции - оплачивается совсем не по достоинству. Тем не менее все мы надеемся на лучшее, потому что, если не надеяться, то давно следовало бы бросить это занятие.

- А как привлечь публику в театр?

- В первую очередь надо создавать качественные спектакли. В то же время сегодня можно видеть и обратную картину – спектакль никудышный, а публика кричит "браво". Тут уж дело в музыкальном воспитании, в правильном или неправильном восприятии зрителями виденного. Зрителя нужно воспитывать с детства. Нам сейчас остро необходимы детские оперные и балетные спектакли, чтобы люди с малых лет привыкали к подобной музыке, к этому виду искусства. К сожалению, сейчас в нашем репертуаре нет таких спектаклей. Однако недавно состоялась встреча с первой леди республики, и под ее патронатом в 2014 году у нас обязательно появится детский спектакль. Это очень нужно, во-первых, потому, что дети должны расти образованными, а во-вторых, сегодняшние дети - это завтрашние зрители, и об этой стороне дела тоже нужно думать уже сегодня.

- Немного избитый вопрос, но он актуальный и становится в нашем обществе все острее. Как остановить натиск рабиса, отвратить людей от этого образа жизни и от этой музыки в частности?

- Я не имею права предпринимать какие-либо практические шаги, но я бы в первую очередь посоветовал тем, у кого есть такая возможность, учить хорошей музыке, знакомить с ней с самых первых дней жизни маленького человека. Например, сделать так, чтобы в школах на переменах звучала классическая, музыка. Причем обязательно армянских авторов.

- А как вы относитесь к стилю кроссовер, когда происходит некое слияние классики, джаза или рока?

- Мы живем в XXI веке, и это надо учитывать. Надо приучать молодых людей слушать классическую музыку, к звучанию большого симфонического оркестра. Очень привлекательны для молодежи проекты, когда, скажем, симфонический оркестр и рок-группа играют вместе. Это может в дальнейшем привести их в театр, на симфонический концерт. Мы сами в этом году дали два таких концерта в рамках проекта "Оркестр +", когда играли вместе с джазовыми ансамблями – один раз это был классический джаз, а второй - этноджаз. Эти проекты понравились и слушателям, поклонникам обоих стилей, и нам самим, и мы полны решимости и желания продолжить эту практику.

P.S. Прощаясь, маэстро сообщил, что у него уже есть договоренность с одним из оперных театров Италии на постановку оперы Мусоргского "Борис Годунов" в режиссуре Андрея Кончаловского. Он приглашен сотрудничать в качестве дирижера.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЦЕЛЫХ ДЕСЯТЬ ЛЕТ В ЭФИРЕ
      2017-07-25 12:23
      8038

      В нынешний век фантастических скоростей десять лет функционирования какой-либо структуры - это солидный срок. А если учесть, что речь идет о шоу-бизнесе и поп-музыке в частности, то можно уже говорить о некоем феномене в этой области. Ни для кого не секрет, что вкусы аудитории меняются буквально ежегодно и артист, собиравший стадионы и продававший десятки тысяч альбомов, в любую минуту может быть смещен какой-нибудь юной смазливой девушкой, и не всегда понятно, благодаря какой отличительной черте и достоинству. Любовь толпы редко поддается логике, и тут важно понять, что вместе с артистом обычно со сцены сходит и представлявший его продюсерский центр, лейбл и звукозаписывающая компания. Если, конечно, он вовремя не подсуетится и не возьмет в оборот нового кумира и, соответственно, вновь не завладеет вниманием публики. Все вышесказанное в равной мере относится и к средствам массовой информации, обслуживающим шоу-бизнес - прессе, радио и телевидению. 

    • ЛИЯ В ДЖАЗЕ С ПЯТИ ЛЕТ
      2017-07-25 10:57
      7689

      Если вы считаете себя знатоком или хотя бы любителем джаза и никогда еще не слышали имени молодой джазовой пианистки Лии Григорян, то можно исправить это упущение. Достигнутые ею за последнее время успехи указывают на то, что мы имеем дело с восходящей звездой на мировом джазовом небосклоне.

    • КИНОАФИША ПРЕДЛАГАЕТ МУЗЫКУ
      2017-07-24 16:13
      2530

      Если начало этого года ознаменовалось двумя удачными музыкальными лентами, то середина и вторая половина обещают еще больший урожай. Будет ли он столь же успешен, как и два великолепных мюзикла - "Ла-Ла Лэнд" и "Красавица и Чудовище", - сказать трудно, но авансы новинкам выданы уж очень большие. Итак, что же можно будет увидеть и услышать с экранов в ближайшие полгода?

    • НОВИНКИ: КОМИТАС, ХОР, ДЖАЗ И МУЗЫКА МИРА
      2017-07-13 13:47
      3253

      За последние годы читателю впервые представляется обзор новинок звукозаписи, почти целиком состоящий из местного материала. Прекрасно понимая, что мало у кого из наших музыкантов есть финансовая возможность для записи, тем не менее хочется видеть и слышать работы наших музыкантов всех жанров в зафиксированном виде. Ведь запись на любом носителе - это демонстрация некоего результата творческой деятельности. И вот, наконец, появились интересные работы, о которых хочется рассказать. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Молодежный оркестр Армении заинтересован в создании новых проектов
      2017-06-29 17:00
      196

      28 июня в концертном зале Арама Хачатуряна состоялся уникальный симфонический концерт. Государственный молодежный оркестр представил композиции Аарона Копланда, Клода Дебюсси, Такаши Йошимацу, Фабиана Панизелло. Ярослав Наддрицкий (скрипка), Мария Немцова (фортепиано), Виталий Ватуля (альт-саксофон), Борис Аллахвердян (кларнет) и Хачик Андреасян (фортепиано) выступили в качестве солистов, передает aysor.am.

    • ДИРИЖЕР ПО ПРИЗВАНИЮ
      2017-06-26 13:36
      18831

      В рамках международного музыкального фестиваля "Ереванские перспективы" в Армении с единственным концертом побывал Российский государственный академический Большой симфонический оркестр им.Чайковского под управлением Владимира ФЕДОСЕЕВА, о чем наша газета уже писала (20.06.2017).

    • СМЫЧОК И ДИРИЖЕРСКАЯ ПАЛОЧКА
      2017-06-09 16:14
      3784

      10 июня скрипач и педагог, дирижер и камерный исполнитель, заслуженный артист Армении с мировой славой Амаяк ДУРГАРЯН отмечает свое 75-летие. Дата знаменательна вовсе не ее величиной, а объемом многогранного творчества. К тому же для виновника торжества день юбилея -  "рабочий день": вечером в Доме камерной музыки им. Комитаса состоится юбилейный концерт, где он выступит с Камерным оркестром Армении (рук. В.Мартиросян). И в этом тоже "изюминка", она из его творческой биографии.

    • КТО ВЫИГРАЛ ОТ УХОДА ДУРГАРЯНА ИЗ ТЕАТРА?
      2017-02-22 14:36
      11535

      Весь облик этого дирижера решительно противостоит привычному амплуа любимца публики. Прямой, бескомпромиссный, колючий и ироничный, Карен ДУРГАРЯН всем своим творческим существом опровергает всякое самовлюбленное позерство. За дирижерским пультом он прост и естествен.             Наделен даром открывать поэзию в звуке. Успехов своих не подчеркивает. Неудач не скрывает. К критике в свой адрес относится вполне спокойно, уважая право любого человека иметь свое собственное мнение. Говорит, что думает. Относится к себе с тем спокойным чувством юмора, которое справедливо принято считать признаком внутренней интеллигентности. В работе проявляет себя с профессиональной взыскательностью и прямотой. Нередко он работает с чудовищным напряжением сил и при этом нисколько внутренне не напряжен, напротив, завидно раскован. Дургарян ничего не может сделать вполсилы. В нем от природы живет эта заданность - отдаваться всецело делу, которым занимаешься в данный момент. Жить на пределе человеческих возможностей. Только тогда ему хорошо. Необыкновенный внутренний огонь горит в нем, заставляя не довольствоваться достигнутым.