Последние новости

АРМЕНИЯ БЫЛА ЕГО РОДИНОЙ

В этом году художнику Валентину Подпомогову исполнилось бы 90 лет

В культурно-деловом центре "Дом Москвы" в рамках цикла "Дорога к себе" состоялся творческий вечер, посвященный 90-летию живописца, художника театра и кино, лауреата Государственной премии Армянской ССР Валентина Георгиевича Подпомогова.

НАЧАЛСЯ ОН С ПОКАЗА ФИЛЬМА "ДЯДЯ ВАЛЯ", СНЯТОГО ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА. Фильм этот и задал настроение вечеру, собравшему большую аудиторию. Публика (а это были представители самых разных возрастов - от весьма преклонных до молодых лет) свидетельствовала: Подпомогов - одна из ярких и неординарных фигур Советской Армении, и сегодня, спустя 16 лет после смерти, продолжает вызывать неподдельный интерес.

Родился Валентин Георгиевич в 1924 году и, по сохранившемуся в семье преданию, был первым ребенком в Армении, появившимся на свет путем кесарева сечения. Врачи, занятые спасением матери, не обращали внимания на не подававшего признаков жизни младенца, но, когда его уже собрались отправлять в морг, изо рта новорожденного выдулся пузырь – ребенок задышал. Говорят, сам Валентин Георгиевич любил рассказывать эту историю, так же как и ту, что не любил учиться и закончил всего четыре класса, что, однако, не помешало ему стать первым главным художником Еревана, города, который он беззаветно любил. В графе "национальность", неизменную в анкетах тех лет, он писал "русский", подчеркивая в следующей графе, что родным языком для него является армянский. Земля Армении была его родиной, которую он отказывался покидать, несмотря на заманчивые предложения работать в Москве.

Самой большой страстью Подпомогова было кино. Художник-постановщик десятков фильмов, снятых на киностудии "Арменфильм", он создал целую галерею прекрасно оформленных картин: "Карине", "Мужчины", "Песня первой любви", "Призраки поющей вершины", "Тайна горного озера", "Сердце поет"… В 60-х годах он организовал на киностудии мультипликационный цех и начал снимать анимационные фильмы, способствуя возрождению армянской мультипликации. Тогда и появились на свет полюбившиеся и детям, и взрослым "Скрипка в джунглях", "Волшебный ковер", "Полосатые тигры", "Мышонок Пуй-Пуй"… Мультфильм "Капля меда" по произведению Ованеса Туманяна получил Гран-при международного фестиваля.

ПИСАТЬ ЖИВОПИСНЫЕ КАРТИНЫ ПОДПОМОГОВ НАЧАЛ ПОЗДНО – В 50 ЛЕТ. Никогда и нигде ни у кого не учившийся Валентин Георгиевич оставил после себя не так уж много работ, но все они несут в себе печать глубоких размышлений. Все – форма, линия, цвет - подчинено определенной идее. Трудно поверить, что автор их - любитель веселых попоек, гуляка и балагур, а именно таким мог сложиться поначалу образ художника у людей, не знакомых с его творчеством.

Вдова Валентина Георгиевича Ася Подпомогова построила вечер воспоминаний на байках, сопровождавших жизнь художника и нередко инициированных им самим. Наверное, это было правильно, ведь в зале собрались люди, хорошо знавшие и самого художника, и его картины. Возможно, именно таким он и сам бы желал видеть свой юбилей, если бы дожил до него. Тем более что сквозь шелуху этих баек неудержимо прорывалась личность, не укладывающаяся в прокрустово ложе традиционных стереотипов. Наверное, поэтому на сцене и была представлена только его "Ностальгия" - поразительной выразительности грустная обезьяна. Говорят, он называл эту картину своим автопортретом. Других "автопортретов" у него нет, он никогда не писал их, но пальцы персонажей его картин неизменно повторяют форму его собственных рук.

Перед тем как сдать этот материал в редакцию, я побывала в мастерской художника. Она находится в подвальном помещении, и, чтобы попасть в нее, пришлось спуститься на десяток ступеней вниз. Серый бетонный пол, серебристо-серый колорит картин. Одна из них - Mea culpa. "Я виновен" - эту формулу признания своей вины, которую перед судом священной инквизиции был вынужден произносить обвиняемый, Подпомогов взял в название картины, написанной им в 1983 году. В период, когда угроза ядерной войны казалась неотвратимой. В основании башни, этого конгломерата культур разных народов и цивилизаций, художник поместил египетские пирамиды, следующая ступень -христианские храмы, затем небоскребы, и над всем этим великолепием, созданным в течение тысячелетий гением и трудом человека, небо с облаками от ядерных взрывов, а внизу - спешащие к обезлюдевшей башне несметные полчища крыс. Крысы, как известно, способны адаптироваться к любой ситуации. А еще на картине большой человеческий череп и силуэт Звартноца на облаке. Расшифровка этих символов очевидна: позиция "моя хата с краю" ведет человечество и самого наблюдателя к гибели. Предотвратить катастрофу можно, только если у человека есть что беречь, для Подпомогова – это армянская земля.

"Занавес" - единственная работа в красках, представленная в мастерской. Спектакль закончен, на полу небрежно брошенная марионетка, до которой уже никому нет дела. Грустная ассоциация с образом художника, которого легко ранить и словом, и взглядом.

ЗДЕСЬ ЖЕ, В МАСТЕРСКОЙ, НЕСКОЛЬКО РАБОТ ИЗ ЗАДУМАННОЙ ПОДПОМОГОВЫМ серии "Серебряная сюита". Она должна была состоять из 12 картин, но закончена лишь одна - "Мудрость". Седовласый слепой старец, пальцами ощупывающий модель земного шара, предстает на фоне стены, сложенной из камней с символами разных эпох и разных народов. Внизу надпись на латинском – знаменитые слова Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю". Еще две: картина с мальчиком, стоящим на перевернутой лапками вверх черепахе, и другая, на которой, пробив скорлупу яйца, ввысь устремляются две яркие полосы (возможно, они символизируют рождение новой звезды?!) не дописаны. Сюжеты остальных сохранились в карандашных набросках.

Рассматривая репродукции картин для так и не изданного альбома художника, я увидела фотографию работы, поразившей меня еще во время одного из приездов в Ереван. Тогда, в середине 80-х, картина стояла на подставке в Музее современного искусства, так что была доступна взору посетителей с обеих сторон. На одной была написана голова, затылок которой пробила пуля. На оборотной стороне - лицо. От смертельного ужаса, застывшего в глазах расстрелянного (пуля уже пронзила лоб), бросало в дрожь. Фамилии художника я не помнила, и только сейчас узнала, что это тоже работа Подпомогова.

В музее Сардарапата представлена картина "Андраник". "Похороны веры" и ряд других находятся в частных коллекциях. И еще одна, но уже из серии "Домовые". Два забавных таких существа, у одного болит зуб, другое сочувствует, желает как-то облегчить другу боль. В этом весь Подпомогов, дружба для которого была, как он сам говорил, понятием круглосуточным.

Обидно, что не было и нет ни одного альбома картин Валентина Георгиевича. Если бы Министерство культуры Армении, Российский центр науки и культуры представительства Россотрудничества в Армении или кто-то из меценатов помогли с его изданием – это был бы подарок для всех поклонников творчества Подпомогова.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТИ АНТОНИНЫ ПОВЕЛАЙТИТИ- МААРИ
      2018-10-08 16:06
      2066

      Не стало Антонины Михайловны Повелайтити-Маари, вдовы писателя Гургена Маари, члена Союза писателей Армении. Она была сильным, гордым, неординарным человеком, сохранившим, несмотря на годы, неиссякаемый интерес к жизни, людям. Из тех могикан, кто грудью отстаивает свои интересы, встречает удары судьбы с открытым забралом. Ее книги-воспоминания издавались в разных странах, с интересом воспринимались в диаспоре. А живые, теплые, берущие за душу небольшие рассказы не раз печатались на страницах нашей газеты.

    • ПРЕДМЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА - АРМЯНО-КЫПЧАКСКИЕ РУКОПИСИ
      2018-10-01 16:16
      4394

      В минувшую пятницу в Институте древних рукописей -Матенадаране прошла научная конференция на тему "Работы казахских и армянских ученых в исследовании армяно-кыпчакских памятников письменности".

    • НАШИ РАЗРАБОТКИ ЖДУТ ПРИМЕНЕНИЯ,
      2018-09-24 12:03
      5531

      говорит в интервью "ГА" руководитель лаборатории Института химической физики НАН РА доктор технических наук Седа ДОЛУХАНЯН - Седа Кареновна, ваша лаборатория высокотемпературного синтеза и технологий неорганических соединений известна инновационными предложениями. Чем вы занимаетесь сегодня?

    • ТЫСЯЧИ ЭКСПОНАТОВ, ВКЛЮЧАЯ КЯМАНЧУ САЯТ-НОВЫ И РУКОПИСИ ЧАРЕНЦА
      2018-09-19 16:00
      2345

      Сегодня в Музее литературы и искусства имени Егише Чаренца пять выставочных залов. Два первых посвящены литературе, третий - театральному искусству, четвертый - кино и пятый - музыке. Залы различаются по цвету и оформлению. Стены литературного зала окрашены в синий, олицетворяющий чернила, зал кино в сером облике представляется в виде киноэкрана, а театральный и музыкальный залы напоминают подмостки.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Дживан Гаспарян: "Скончался Шарль Азнавур, не могу праздновать день рождения, сердце щемит"
      2018-10-12 22:48
      46

      Сегодня, 12 октября, день рождения отмечает легендарный Дживан Гаспарян: всемирно известному мастеру игры на дудуке исполняется 90 лет, сообщает panorama.am.

    • 45 лет победе в Кубке СССР
      2018-10-10 15:12
      895

      10 октября 1973 года ереванский "Арарат" в финале Кубка СССР победил киевское "Динамо" со счетом 2:1. Сегодня этому триумфу армянского футбола исполнилось 45 лет.

    • Шарль АЗНАВУР: "ГЛАВНОЕ - ДЕРЖАТЬ СПИНУ ПРЯМОЙ"
      2018-10-05 15:42
      2998

      Об армянских корнях Я и француз, и армянин. Одно от другого неотделимо, как кофе от молока. Но если бы один мой дед был черным, другой - евреем, а третий – арабом, то и я был бы другим.

    • ГЕРОЙ, ОТЗОВИСЬ!
      2018-10-05 15:39
      4022

      На сцене Национального театра им. Сундукяна - национальный эпос Национальный академический театр им. Г. Сундукяна замахнулся на эпос - жанр опасный, не модный и, казалось бы, дорогостоящий. Самсон Мовсисян поставил на главной сцене страны "Сасунских безумцев". "Нетеатральность" сегодняшнего времени пока не позволяет полностью оценить масштаб события. Но в том, что это событие, и не только по эпической причине, сомневаться не приходится.