Последние новости

И НАЗВАЛИ МЕНЯ АЙАСТАН

Так называется повесть Мариам ОГАНЯН. Ее по праву можно причислить к интереснейшим образцам современной армянской прозы.

Созданная в виде биографического произведения, на страницах которого автор рассказывает о жизни нескольких поколений своих предков, повесть тем не менее не является изложением лишь истории рода, представители которого прошли через Геноцид и Октябрьскую революцию, пережили сталинские репрессии 1937 года, Великую Отечественную войну, распад СССР. На протяжении всего произведения М. Оганян прослеживает летопись Армении и армянского народа, поданную в призме семейных событий и судеб, в которых на первый план выдвигаются такие понятия, как "родина", "патриотизм", "нравственность", "человечность", "вера в светлое будущее".

СОЦИОЛОГ И РЕЖИССЕР-ДОКУМЕНТАЛИСТ МАРИАМ ОГАНЯН ШИРОКО известна в кинематографических кругах Армении и зарубежья. Автор 15 фильмов, первый из которых - "От монолога к диалогу" был снят в 2000 г., она явилась также основателем Ереванского международного фестиваля женских фильмов "Кин", справившего в прошлом году свой 10-летний юбилей. За 15 лет в кино она участвовала в ряде престижных фестивалей в России, Украине, Германии, США, Иране, Турции и удостаивалась признания. Большая часть фильмов Мариам Оганян посвящена проблемам женщин - личным, бытовым, социальным, духовным и т.д. Последняя ее картина "Армения: невидимая страна" раскрывает одну из актуальнейших проблем мировой истории - фальсификации фактов на примере лже-информации, имевшей место в отношении Армении в знаменитом Британском музее.

Если в кинематографе М.Оганян выступает активным борцом за справедливость, поднимающим наболевшие вопросы современности, то ее писательское перо обращено в большей степени к духовно-чувственной, бытовой стороне жизни. Однако и здесь она защищает свою гражданскую позицию. Мариам не первый год пробует себя в литературе. В 2004 г. по ее инициативе вышла в свет антология "Современная армянская женская литература", в которой наряду с произведениями писательниц Карине Ходикян, Гоар Маркосян-Каспер, Сусанны Арутюнян, Астхик Симонян, Мариам Асрян и других нашли место и ее сочинения. В 2008 г. она издала сборник "Блестящий вальс", в который вошли авторские рассказы, повести, пьеса.

КНИГА "И НАЗВАЛИ МЕНЯ АЙАСТАН" (В НЕЕ ПОМИМО ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ вошли еще два рассказа автора), имеет свою предысторию. "Когда слушаешь истории о людях, которым довелось жить в эпохальные периоды и быть не только свидетелями, но и невольными участниками всевозможных событий, диву даешься количеству удивительных судеб и мощных характеров, оставшихся в истории незамеченными, - говорит Мариам Оганян. - Подобных судеб, характеров и связанных с ними историй немало и в моей семье. Рассказы из жизни предков, услышанные мной от них самих или из уст других членов семьи, всегда будоражили мое воображение и волновали душу. Мне хотелось сохранить их для потомков, для всего нашего народа, ведь каждый эпизод - это неповторимая страница истории, в которой на первом плане армянский характер, образ истинного армянина - патриота, способного на самые невероятные поступки, самопожертвование во имя спасения своей семьи и родины".

Записывая рассказы родных, М.Оганян набрала достаточно фактографического материала о своих предках с материнской и отцовской стороны, беженцах из Западной Армении, вынужденных спасаться от младотурок в период Геноцида армян, осевших в разных уголках Восточной Армении и продолживших свой род в отнюдь не легких условиях сталинской эпохи, а затем и войны с фашистской Германией. Судьбы поколений сплетались во времени.

Повесть начинается и заканчивается рождением ребенка - только это разные дети. И если на первых страницах книги ребенок - чудом спасшаяся девочка Алина, которую мать привязала к себе шалью, пытаясь бежать от турецких убийц, и которой ценой своей жизни сохранила жизнь, то в эпилоге на фоне бурных семейных и исторических событий, по задумке Мариам Оганян, на свет появляется она сама, названная в книге именем Айастан. Алина - символ возрождения нашего народа, потерявшего историческую родину и нашедшего приют на ее восточном крыле. Айастан олицетворяет новую, независимую Армению, рождение которой автору повести предстоит увидеть самой.

Произведение читается легко и на одном дыхании. События и эпизоды из жизни представителей рода перемежаются происходящим в минуту авторского повествования. Вот семья собралась вечером у горячего тонира и вспоминает истории, сохранившиеся в семейной памяти. А вот летняя звездная ночь социалистической Армении, в тиши которой детвора высматривает падающую звезду, чтобы загадать желание, после чего рассказчица уводит читателя в Шуши конца XIX века, где еще одна армянская семья оказывается в центре ее внимания. По ходу повествования представители рода попадают в разные ситуации, связанные с историческими вехами в жизни страны, однако каждый раз выходят из них с достоинством и честью.

"В НАРОДЕ ГОВОРЯТ: "СДЕЛАЙ ДОБРО И БРОСЬ В ВОДУ". В моей повести все время на первом плане люди, которые в сложнейших и порой опасных ситуациях протягивают руку помощи своим соотечественникам - другу, соратнику, учителю, просто соседу. И этот шлейф добра некой аурой тянется за ними, и однажды за добро воздается им или их потомкам сторицей. Это добро, на мой взгляд, и есть то главное, благодаря чему наш народ сумел выжить. Это я и хочу показать читателю, призывая его не терять человеколюбие и чувство плеча ни при каких обстоятельствах", - уверяет Мариам Оганян.

Повесть "И назвали меня Айастан" рисует жизнь армянского народа в разные исторические периоды, быт, нравы, традиции, экономическое состояние армян Западной и Восточной Армении, Карабаха. Повесть изобилует армянскими названиями городов и местностей, а также именами, многие из которых не были популярны в советской Армении и тем не менее сохранились в семье автора.

Несмотря на трагичность многих эпизодов, вера в будущее Армении движет автором: "...Именно мне предстоит увидеть падение Советской власти, победу в Карабахской войне и именно мне предначертано пройти с трехцветным флагом по Западной Армении и водрузить его во дворе моего будущего дома в Игдире, Муше, Ване, Маназкерте, Карсе, дабы наконец границы моей ментальной родины совпали с очертаниями физической. Мне еще предстояло встать в полный рост, стряхнуть с себя нагромождение комплексов и обид и прокричать: Я умная! Я сильная! Я счастливая! Я - Айастан! И я буду жить вечно!"

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЖУРНАЛИСТЫ ОБСУЖДАЮТ ЖУРНАЛИСТИКУ
      2019-03-21 14:30
      1640

      В ереванском филиале МГУ им. М. В. Ломоносова состоялся круглый стол, в рамках которого обсуждалась актуальная тема: "Журналистика и индустрия: от теории к практике". Мероприятие,  организованное совместно с Российским центром науки и культуры в Ереване, было призвано определить место журналиста в меняющемся мире, возможные контакты между действующими СМИ и учебными заведениями, выпускающими журналистов разной специализации.

    • АМЕРИКАНЦЫ СНИМАЮТ КИНО В АРМЕНИИ
      2019-03-20 11:54
      2442

      Известно, что одним из мест, где проходили съемки нашумевшего российского фильма "Сволочи" (2006 г.), стала Армения, а точнее, гора Арагац и расположенная на ее склоне старинная крепость Амберд. Кинематографическая привязка к Амберду сделала эту горную жемчужину более узнаваемой и популярной у зарубежных туристов, а сам факт съемок стал фишкой в представлении гидами крепости Амберд.

    • $3,5 МЛН НА РЕКЛАМУ ТУРИЗМА
      2019-03-19 13:26
      2428

      "Армения имеет невероятный туристический потенциал: расположенная на маленьком кусочке земли, она сегодня предлагает богатое многообразие туристических услуг - от хайкинга, конного туризма и альпинизма до многочисленных культурно-исторических достопримечательностей, гастро-, эко- и даже религиозного туризма, требующего развития. Однако нам не хватает знаний для того, чтобы вывести все направления на международный уровень и привлечь к армянскому туристическому разнообразию весь мир. И в этом смысле мы рады, что нам выпала возможность сотрудничать с коллегами из США, готовыми поделиться с нами опытом и сделать Армению одним из популярных туристических маршрутов мира".

    • "СЕВАН ЧЕТВЕРЫХ" В ГАЛЕРЕЕ "САРКИС МУРАДЯН"
      2019-03-15 09:55
      1979

      Казалось бы, художественная выставка, приуроченная к 8 марта и последующим женским праздникам, должна содержать экспонаты, связанные с женщинами, материнством, весной, цветами,  вызывать у посетителей лирическое настроение, настраивать на романтический лад. Такого рода ожидания усиливаются в том случае, если ее организаторы и участницы - женщины, имеющие большой опыт в изобразительном искусстве, а в творческой сокровищнице - десятки и даже сотни произведений искусства, в том числе посвященных теме красоты.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "БАНК ОТОМАН" А. ТОПЧЯНА НА ПЕРСИДСКОМ
      2019-03-25 12:56
      430

      Обращение к ряду ключевых событий в истории армянского народа конца XIX - начала XX веков было под запретом в весь советский период. К ним относится и захват Османского банка в Константинополе, и последовавшая за ним резня тысяч армян, что,  по понятным причинам, не нашло отражения в произведениях советских армянских писателей. Лишь Александр Топчян наконец обратился к этой теме в романе "Банк Отоман", изданном в 2008 году.

    • ИЗДАН ДВУХТОМНИК О ГЕНОЦИДЕ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ VIVACELL-MTS
      2019-03-21 12:47
      1622

      В Музее-институте Геноцида армян состоялась встреча с авторами сборника, которые собрали важную информацию из иностранной прессы и составили подборку материалов о Геноциде армян. Как сообщает пресс-служба телекоммуникационной компании VivaCell-MTS, материалы были собраны из американской прессы  1890-1922 годов. Речь, в частности, о The New York Times.

    • Презентована книга про амшенских армян
      2019-03-19 10:09
      336

      Громким звучанием песни о веснушчатой девчушке на диалекте амшенских армян началась церемония презентации книги "Амшен в армянских рукописях" руководителя отделения османоведения института исследований в области армяноведения Ереванского государственного университета, кандидата филологических наук Лусине Саакян.

    • ДРАМАТУРГИЯ ТВОРЧЕСТВА КОНСТАНТИНА ПЕТРОСЯНА
      2019-03-16 17:00
      3347

      Выход новой книги в наши дни - явление неординарное. Ее издание требует определенного мужества и, главное, средств. Потому монография о композиторе Константине Петросяне, написанная нашим давним автором доктором искусствоведения, заслуженным деятелем искусств РА Маргаритой Рухкян, искренне порадовала.